РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Акимовой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-679/2020 по иску прокурора г. Салехард, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по определению места размещения и устройства снежных «сухих» свалок на территории МО г. Салехард с учетом согласования с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Салехард, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по определению места размещения и устройства снежных «сухих» свалок на территории МО г. Салехард с учетом согласования с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки установлено, что в МО г. Салехард не обеспечено соблюдение санитарных правил при содержании объектов: «Снежная свалка на автомобильной дороге Салехард-Аксарка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 89:08:00301:2317, «Площадка временного складирования снежных масс», расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 89:08:03031:793. Указанные объекты зарегистрированы как муниципальное имущество и на основании распоряжения администрации МО г. Салехард переданы на баланс МКУ «СДЕЗ». В нарушение требований законодательства на территории г. Салехард до настоящего времени администрацией МО г. Салехард не организовано согласование с органами Роспортребнадзора мест размещения и устройства снежных «сухих» свалок. 21.02.2020 прокуратурой г. Салехард Главе МО г. Салехард вынесено представление, однако до настоящего времени необходимые меры, направленные на определение мест расположения снежных «сухих» свалок, согласованных с управлением Роспотребнадзора по ЯНАО администрацией МО г. Салехард не принимаются.
Просил возложить обязанность на администрацию МО г. Салехард по определению места размещения и устройства снежных «сухих» свалок на территории МО г. Салехард, согласованные с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Коробка О.С. настаивала на удовлетворении требований иска, выступила по доводам, приведенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Соколов М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по доводам письменных возражений на иск.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, в суд направил возражения.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, ответчиком не опровергнуто, что прокуратурой г. Салехард проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлено, что в МО г. Салехард не обеспечено соблюдение санитарных правил при содержании объектов: «Снежная свалка на автомобильной дороге Салехард-Аксарка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 89:08:00301:2317, «Площадка временного складирования снежных масс», расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 89:08:03031:793. Указанные объекты зарегистрированы как муниципальное имущество и на основании распоряжения администрации МО г. Салехард переданы на баланс МКУ «СДЕЗ». На территории г. Салехард до настоящего времени администрацией МО г. Салехард не организовано согласование с органами Роспортребнадзора мест размещения и устройства снежных «сухих» свалок.
По результатам проверки 21.02.2020 прокуратурой г. Салехард Главе МО г. Салехард вынесено представление, однако до настоящего времени необходимые меры, направленные на определение мест расположения снежных «сухих» свалок, согласованных с управлением Роспотребнадзора по ЯНАО администрацией МО г. Салехард не принимаются.
При этом, в силу ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдение, а также организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
На основании п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 Закона № 7-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 2, ст.ст. 11, 39 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Статьей 12 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ч. 1). При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч. 2).
В силу п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 4.11 СапПиН 42-128-4690-88 участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидемстанциями с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое заключение является документом, выдаваемым в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Таким органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая в силу п. 5 Положения о которой, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор осуществляет полномочия, в том числе по организации деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, в частности устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводу о необходимости согласования управлением мест (территории) поселения, на которые будет вывозиться снег, собранный в поселении. Такое согласование будет отвечать требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, гарантировать реализацию гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.
При этом проведенной проверкой установлено, что ответчиком надлежащие меры по организации согласования с органами Роспотребнадзора мест размещения и устройства снежных «сухих» свалок не принимаются, что безусловно является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора и возложения обязанности на администрацию МО г. Салехард по определению места размещения и устройства снежных «сухих» свалок на территории МО г. Салехард с учетом согласования с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку исполнение решения суда напрямую связано с необходимостью соблюдения ответчиком норм ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», срок исполнения решения следует установить до 20.07.2021.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 20.07.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░