дело № 2-1441/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» марта 2014 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области к К., К. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области обратился в суд с требованиями о взыскании с К., К. денежной суммы в размере 1 115 100 руб. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что по заявлению ответчиков в 2010 году они были включены в список молодых семей, желающих участвовать в Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище»; в 2012 г. им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1 115 100 руб., 23.08.2012г. указанная сумма перечислена на счет ответчиков, которые ДД.ММ.ГГГГ с ее использованием приобрели в собственность 3-комнатную квартиру; выплата была произведена ошибочно, в связи с чем является неосновательным обогащением ответчиков, подлежащей взысканию.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 требования поддержала, обстоятельства, изложенные по иску, подтвердила.
Ответчик К. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснил, что ими были предоставлены в Комитет по управлению имуществом полный пакет документов, который был проверен истцом, после чего им были выделены денежные средства, с их стороны не было допущено недобросовестности, полученную социальную выплату они реализовали по назначению, для приобретения 3-х комнатной квартиры в долевую собственность; возможности возвратить указанную денежную сумму семья не имеет.
Ответчик К. заявленные исковые требования не признала, поддержала пояснения данные в судебном заседании ее супругом К.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению последующим основаниям:
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области" Правительство Московской области 23.08.2013 г. утвердило государственную программу Московской области "Жилище".
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" закреплено, что получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилье", возможно путем участия в региональной и муниципальных программах.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 N 241/12, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "Об утверждении федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" 30.12.2009 г. распоряжением Минмособлстроя утвержден Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы".
Согласно изложенным выше правовым актам молодая семья, отвечающая установленным в них критериям, подает заявление на получение субсидии в орган местного самоуправления с приложением необходимых документов, решение о выдаче субсидии принимается органом местного самоуправления после проверки содержащихся в документах сведений.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления является, в частности недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
При положительном решении заявителя информируют о принятом решении.
Сформированный список утверждает глава органа местного самоуправления муниципального образования.
Исходя из приведенных правовых норм, основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии.
При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества.
Такими основаниями в силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ могут быть акты государственных органов, органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты.
Из материалов дела следует, что Постановлением № от 29.11.2007г. Администрации Пушкинского муниципального района К. с семьей 4 человека ( она, муж, два сына) молодой семьей, признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий в Пушкинском муниципальном районе (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ ответчики обратились к Истцу с заявлением о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № Администрации Пушкинского муниципального района ответчики включены в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.11-12).
ДД.ММ.ГГГГ ответчики обратились к Истцу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1115100,0 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Пушкинского муниципального района №117-р от ДД.ММ.ГГГГ указанная социальная выплата перечислена на счет ответчиков в банке «Возрождение» (ОАО <адрес>) платежными поручениями: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 296616,60 рублей (из местного бюджета); № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 409241,70 рублей (из федерального бюджета); № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 409241,70 рублей (из областного бюджета) (л.д. 20-22).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиками приобретена в собственность трехкомнатная квартира площадью 59,4 кв.м., по адресу: <адрес> стоимостью 3950000,0 рублей.
При приобретении квартиры использована социальная выплата в общей сумме 1115100,0 рублей и собственные денежные средства.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и свидетельствуют о том, что ответчиками при обращении в компетентный орган были представлены все необходимые документы, содержащие сведения, требования к наличию которых были предъявлены истцом при принятии заявлений.
Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявителями сведений, либо предоставление заведомо ложных сведений, органом местного самоуправления на момент принятия заявлений и вынесения решений по ним установлены не были.
Каких-либо доводов либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ответчиков, или совершении ими противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств социальной выплаты, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки, суду в нарушение ст.56 ГПК РФ стороной истца не заявлено и не представлено.
Нормативные правовые акты органа местного самоуправления, явившиеся основанием для выделения ответчикам субсидии, недействительными или незаконными признаны не были.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется и противоречит положениям ст. 1102 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области к К.. К. о взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: