Дело № 2-1127/2012
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2012 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе
председательствующего судьи Родионова В.А.,
при секретаре Королевой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Смоленска о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Смоленска о понуждении к совершению действий, указав, что в ходе проверки со стороны ответчика установлены нарушения действующего законодательства в части содержания улиц и дорог г. Смоленска, в частности на автодороге по п<адрес> от <адрес> до перекрестка п<адрес> с <адрес> обнаружена наледь в виде колейностей и дорога не очищена от снега. Данные обстоятельства влияют на безопасность дорожного движения, и не принятие мер по устранению данных недочетов может привести к негативным последствиям. Просит суд обязать Администрацию г. Смоленска принять меры к очистке от снега и наледи участка автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Тычинина О.С. исковые требования уточнила и просила обязать Администрацию г. Смоленска очистить от снега и наледи участок автодороги по <адрес> от <адрес> до перекрёстка <адрес> и <адрес>, одновременно просит решение суда обратить к немедленному исполнению.
Ответчик - Администрация г. Смоленска, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражения на иск не представил. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика.
Третье лицо - ОАО «Спецавтохозяйство» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения...
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения...
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения... Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г. утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Указанный ГОСТ Р 50597-93 признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
В силу ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Пунктом 3.1.7 и 3.1.8 указанного ГОСТа установлено, что на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов.
Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка выполнения законодательства в части содержания улиц и дорог г. Смоленска. В ходе проверки выявлено, что на проезжей части участка автодороги по п<адрес> от <адрес> до перекрестка п<адрес> с <адрес> имеется наледь в виде колейностей и дорога не очищена от снега, то есть нарушены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки от 15.02.2012 г. и фотографиями.
Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 41 Устава <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения <адрес> отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, указанная деятельность в границах городского округа относится к компетенции Администрации города Смоленска.
Таким образом, факт нарушения Администрацией г. Смоленска правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований технических стандартов на проезжих частях дорог и улиц полностью установлен судом.
При этом неприятие мер по расчистке дорог в свою очередь создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, а потому исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Одновременно прокурор ходатайствует об обращении настоящего решения к немедленному исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку с наступлением весеннего времени года снег самостоятельно растает к моменту вступления решения суда в законную силу, то настоящее решение будет не исполнимо. Более того, наличие наледи и снега на проезжей части дороги нарушает нормальное движение транспорта и влечёт нарушение безопасности дорожного движения, что может привести к совершению дорожно-транспортных происшествий с причинением ущерба, в том числе и причинением вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 234 - 238 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Смоленска очистить от снега и наледи участок автодороги по проспекту Строителей от <адрес> до перекрёстка <адрес> и <адрес>.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
При наличии уважительных причин препятствующих явке в суд, а также обстоятельств и доказательств которые могут повлиять на содержание решения суда, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему его копии.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий В.А. Родионов