Решение по делу № 2-241/2013 ~ М-239/2013 от 19.08.2013

№ 2-241/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное                             10 октября 2013 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Завгородневой Ю.Н.

при секретаре Богдановой М.Я.

с участием

представителя истца Власова М.Ю.

ответчика Степанова Н.Ю.

представителя третьего лица Симахина Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах в защиту неопределенного круга лиц (потребителей) к индивидуальному предпринимателю Степанову Н.Ю. о признании действий по оказанию услуг по холодному водоснабжению населению <адрес> Целинного района Алтайского края противоправными, ущемляющими установленные законом права потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц (потребителей) с иском к ответчику ИП Степанову Н.Ю. о признании действий (бездействий) индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) в период с <данные изъяты> часов <дата> по оказанию услуг по холодному водоснабжению населению <адрес> Целинного района Алтайского края, включению в договор на оказание данного вида услуг условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, противоправными; обязании ИП Степанова Н.Ю. обеспечить предоставление услуг потребителям по холодному водоснабжению, отвечающих санитарно- эпидемиологическим нормам путем разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, сроком не позднее <дата> разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения с планом мероприятий, оформления санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО, сроком не позднее <дата>    планировки территории первого пояса ЗСО водозаборных сооружений, расположенных в <адрес>, для отвода поверхностного стока за ее пределы, обеспечения ее охраной, изгородью, дорожками с твердым покрытием, сроком не позднее <дата> организации проведения производственного контроля за качественным составом питьевой воды на водозаборных сооружениях, сроком не позднее <дата>.; обязании ИП Степанова Н.Ю. исключить из договоров на предоставление коммунальных услуг условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, не позднее <дата>.; обязании ИП Степанова Н.Ю. опубликовать резолютивную часть решения в газете «<данные изъяты>», не позднее 10 дней с момента вынесения решения.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что право граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на условия жизнедеятельности, при которых отсутствуют вредные воздействия на человека, реализующиеся через соответствующие санитарные нормы, закреплено в ст.42 Конституции РФ.

Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением санитарных правил, как составной части осуществляемой деятельности.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу положений статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Исходя из положений статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», обязательными к выполнению являются требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Нормами статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой деятельностью.

На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском, Целинном районах Яковлева И.А. <номер> от <дата> была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП Степанова Н.Ю., осуществляющего эксплуатацию водозаборных сооружений <адрес> и оказывающего населению <адрес> услуги по холодному водоснабжению.

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю поставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, к которым, в том числе относится холодная вода. Всю ответственность перед гражданами несет лицо, с которым они состоят в прямых договорных отношениях на предоставление услуги по холодному водоснабжению.

Лицом, состоящими в договорных отношениях по предоставлению услуги по холодному водоснабжению с гражданами <адрес>, является индивидуальный предприниматель Степанов Н.Ю..

При проведении плановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. выявлены следующие правонарушения.

<дата> в <данные изъяты>. ИП Степановым Н.Ю. при эксплуатации водозаборных сооружений, расположенных в <адрес>, нарушаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и к питьевому водоснабжению населения, а именно:

ЗСО водозаборных сооружений расположенные в <адрес>, эксплуатируемые ИП Степановым Н.Ю., не организованы (отсутствует план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО), что является нарушением п. 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которому организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

У ИП Степанова Н.Ю., эксплуатирующего водозаборные сооружения, расположенные в <адрес>, отсутствует проект зон санитарной охраны с планом мероприятий, а также санитарно - эпидемиологическое заключение на проект ЗСО, что является нарушением п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110- 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которому проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Территория первого пояса ЗСО водозаборных сооружений, расположенных в <адрес>, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, охраной не обеспечена, отсутствует ограждение, отсутствуют дорожки с твердым покрытием, что является нарушением п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которому территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

ИП Степановым Н.Ю. не организовано проведение и не проводится производственный контроль за качественным составом питьевой воды на водозаборных сооружениях, программа производственного контроля не разработана, что является нарушением требований:

- п.2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», согласно которому на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1;

-п. 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которому производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Изложенное является нарушением ст.ст. 11, 19, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Одной из важнейших норм законодательства является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя.

В соответствии со ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

Статьей 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем; право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет; исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Действия ИП Степанова Н.Ю. представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и посягают на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Кроме того, ИП Степановым Н.Ю. при осуществлении деятельности по оказанию услуг населению по холодному водоснабжению жилых помещений нарушаются права потребителей включением в договор на оказание данного вида услуг условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, а именно, в раздел 4 договора «Прочие условия» включено условие о размере налагаемого на потребителя штрафа за каждый просроченный день платежа - <данные изъяты> рублей, при этом условиями раздела 2 договора об обязательствах потребителя уже предусмотрено начисление пени за несвоевременное внесение платы за холодную воду в соответствии с п.7 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, положениями которых стороны руководствуются при заключении и исполнении договора (п. 1.2 договора). Таким образом, за нарушение потребителем в определенный договором срок одного и того же обязательства о своевременной оплате - устанавливается неустойка и в виде пени за каждый день просрочки исполнения, и в виде штрафа (без учета пени), что является неправомерным, т.к. за нарушение одного обязательства может быть установлено взыскание только одного вида неустойки - либо пени, либо штрафа. Выявленные нарушения обладают вредоносностью для установленных законодательством прав, законных интересов и гарантий потребителей, так как имеет место установление для потребителя дополнительных обременений по сравнению с границами гражданско-правовой ответственности потребителя, установленной Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом № 2300-Ф3 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей».

Таким образом, выявленные в ходе проведенной проверки индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. нарушения установленных требований противоречат Закону РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при выполнении работ (оказании услуг).

Перечисленные обстоятельства подтверждаются актом проверки от <дата> <номер>, протоколами об административном правонарушении от <дата> <номер> и <номер>, вступившими в законную силу постановлениями главного государственного санитарного врача в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском, Целинном районах Алтайского края Яковлева И.А. по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю..

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Определением <данные изъяты> районного суда от <дата> к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Овсянниковского сельсовета Целинного района Алтайского края.

Представитель истца Власов М.Ю. в судебном заседании уточнил исковые требования. По основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит признать действия ИП Степанова Н.Ю. в отношении неопределенного круга потребителей в период с <дата>. по оказанию услуг по холодному водоснабжению населению <адрес>, не отвечающих указанным санитарно-эпидемиологическим нормам, противоправными, нарушающими установленные Законом права потребителей, обязать ответчика прекратить противоправную деятельность по оказанию услуг по холодному водоснабжению населения <адрес>, не отвечающую указанным санитарно-эпидемиологическим нормам, обязать ИП Степанова Н.Ю. опубликовать резолютивную часть решения суда в районной газете «<данные изъяты>» не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании ответчик Степанов Н.Ю. исковые требования признал в полном объеме, о чем подал заявление, пояснив, что названные нарушения санитарно-эпидемиологических правил имеют место в связи с недостатком денежных средств для их устранения.

Представитель третьего лица Симахин Н.Д. в судебном заседании возражений против удовлетворения исковых требований не представил.

Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 39, 98, 103, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах в защиту неопределенного круга лиц (потребителей) к индивидуальному предпринимателю Степанову Н.Ю. удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) по оказанию услуг по холодному водоснабжению населению <адрес>, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим нормам, противоправными, нарушающими установленные Законом права потребителей.

Обязать индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. прекратить противоправную деятельность по оказанию услуг по холодному водоснабжению населения <адрес>, не отвечающую санитарно-эпидемиологическим нормам, а именно: п. 1.6, 1.13, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», п. 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Обязать индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. довести до сведения потребителей резолютивную часть решения суда через средства массовой информации Целинного района Алтайского края не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Степанова Н.Ю. в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья            подписано

2-241/2013 ~ М-239/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по АК
Ответчики
ИП Степанов Николай Юрьевич
Другие
Администрация Овсянниковского сельсовета
Суд
Целинный районный суд Алтайского края
Судья
Завгороднева Ю.Н.
Дело на сайте суда
celinniy--alt.sudrf.ru
19.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2013Передача материалов судье
23.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2013Подготовка дела (собеседование)
20.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.10.2013Предварительное судебное заседание
10.10.2013Судебное заседание
10.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее