Дело 2-403/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 04 мая 2017 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Тупаленко В.М.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Якимовой А.В.,
представителя ответчика Администрации г.Шарыпово – Теплякова В.А. (по доверенности № 9 от 29.03.2017 года), представителя третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Шарыповского района - Кора О.Ф. (по доверенности 01.01.2017г.),
при секретаре судебного заседания Герилович Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Чернова Л.Ю, к Администрации г. Шарыпово Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Чернова Л.Ю, с исковым заявлением к Администрации г.Шарыпово об обязании предоставить Чернова Л.Ю, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту её жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В обосновании своих требований ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Чернова Л.Ю, на предоставление ей жилого помещения.
На основании свидетельства о рождении Чернова Л.Ю, родителями последней являются: мать – ФИО1 (решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав), отец – ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ 1-БА №). 20.06.2013 года решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям – сиротам Чернова Л.Ю, поставлена на учет. До настоящего времени, Чернова Л.Ю, жилым помещением не обеспечена. Согласно сведениям из органов ФГУП БТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и Росреестра права Чернова Л.Ю, и её родителей в отношении объектов недвижимости не зарегистрированы. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по месту их жительства. Установлено, что Чернова вынуждена снимать жилье, на иждивении имеет малолетнего ребенка, находится в трудном материальном положении, в списках Министерства образования и науки края значится за городом Шарыпово.
В судебное заседание истец Чернова Л.Ю, не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Прокурор Якимова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель ответчика Администрации г.Шарыпово Тепляков В.А. (по доверенности) возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Шарыповского района Кора О.Ф. (по доверенности) не возражала относительно удовлетворения иска, пояснив, что истица состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края на предоставление жилья, как сирота.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайств рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также возражений в суд не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от 15.02.2017 года, Чернова Л.Ю, обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать иск в суд в её интересах о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к числу детей-сирот.
С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповский межрайонный прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочен подан иск в защиту оспариваемых прав Чернова Л.Ю, .
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
В ст. 40 Конституции РФ государством закреплено право каждого на жилье и вменено в обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище, а так же то, что малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С учетом системного толкования ст. 1 и 8 указанного Закона жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, вставшим по их письменному заявлению на учет и внесенных до достижения возраста 23 лет в установленном законом порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 17 закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года «О защите прав ребенка» № 12-961, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с п. 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п.п. 1-3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка».
Согласно пп. в. п. 2 ст. 1 закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225, при установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном Правительством края, направление заверенных уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копий документов, подтверждающих факт невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования.
Согласно п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктов 33 и 42 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) с приложением всех правоустанавливающих документов, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, признает жилое помещение непригодным для проживания, проводя оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, согласно свидетельству о рождении V1-БА № от 06.03.1992 года, Чернова Л.Ю, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> её матерью является ФИО1, отцом – ФИО2.
Решением Шарыповского районного суда Красноярского края от 16.06.2003 года, ФИО1 лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и истца Чернова Л.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о смерти 1-БА № от ДД.ММ.ГГГГ, отец Чернова Л.Ю, – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Шарыповского района №-п от 13.08.2003 года, несовершеннолетняя Чернова Л.Ю, была помещена в Новоалтатский детский дом на полное государственное обеспечение.
По сведениям ФГУП БТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и органов Росреестра, права Чернова Л.Ю, и её родителей в отношении объектов недвижимости не зарегистрированы.
Чернова Л.Ю, фактически проживает на территории <адрес>, но с 13.04.1995 года по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, что подтверждается данными паспорта серии №, выданного на имя Чернова Л.Ю, отделением УФМС России по Красноярскому краю в г. Ачинске и Ачинском районе 12.11.2012 года.
Чернова Л.Ю, подала заявление о предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в г. Шарыпово или Шарыповском районе Красноярского края в Министерство образования и науки Красноярского края.
Согласно информации Министерства образования и науки Красноярского края, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 20.06.2013 года, Чернова Л.Ю, включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомлению Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю № от 17.03.2017 года, сведений о правах Чернова Л.Ю, на объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Чернова Л.Ю, имеет право на получение жилого помещения, в установленном законом порядке, поскольку является лицом, оставшимся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилое помещение, в связи с чем, суд пришел к выводу о возложении на Администрацию города Шарыпово обязанности по восстановлению нарушенных прав истца, на получение жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░, , ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: