Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2016 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Зайцева В.В.,
при секретаре Левиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу России «Рославльский», Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Рославльский городской суд Смоленской области с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу МВД России «Рославльский», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее по тексту УФК по Смоленской области), Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области о компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания. В обоснование требований указал, что содержался в ИВС при ОВД г. Рославля Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение <данные изъяты> суток, указанные периоды в ИВС не выполнялись требования Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». ФИО1 указал, что в ИВС не соблюдалась минимальная норма санитарно-бытовой площади на 1 человека в камерах, отсутствовали водопровод и канализация, естественное освещение, душевое помещение, постельные принадлежности не выдавались. Указанные обстоятельства, по мнению истца, причинили ему нравственные и физические страдания, в связи с чем он просил взыскать с ответчиков компенсацию за причиненный моральный вред в сумме <данные изъяты>.
Истец ФИО1 надлежащим образом извещен судом о времени и месте судебного заседания, на слушание явку своего представителя не обеспечил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика Межмуниципального отдела МВД России «Рославльский» ФИО3 иск не признала, указала, что в периоды нахождения ФИО1 в изоляторе временного содержания жалоб с его стороны на условия содержания не поступало. Должностными лицами ИВС при МО МВД России «Рославльский» в период пребывания истца в ИВС каких-либо действий, нарушающих его права и свободы, не совершалось. Руководством отдела внутренних дел проводятся все необходимые мероприятия, направленные на создание благоприятных условий содержания подозреваемых (осужденных) в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Недостатки материально-бытового обеспечения ИВС возникли по независящим от Межмуниципального отдела МВД России «Рославльский» обстоятельствам.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области ФИО2. исковые требования в судебном заседаниине признала, сослалась на позицию Европейского Суда по правам человека, отраженную в постановлениях по аналогичным спорам, установившего, что отсутствие водопровода и системы канализации в ИВС г. Рославля ничем не отличаются от условий жизни в сельской местности России, где жители берут воду из колодцев и пользуются отдельно стоящим туалетом с выгребной ямой. Данные обстоятельства не могут свидетельствовать о нарушении ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Представитель ответчика Управления МВД России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания по делу уведомлен надлежащим образом.
Заслушав объяснения присутствующих участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.3Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. На основании ст.23 указанного нормативно-правового акта подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 N 950 (далее по тексту - Правила), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ. В соответствии с пунктом 45 указанных Правил камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки. Пунктом 47 Правил предусмотрена возможность не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым проходить санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В силу ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические, нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 в спорные периоды содержался в ИВС: согласно материалам уголовного дела № - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-8), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-27), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-39), а всего не менее <данные изъяты> дня.
Документального подтверждения содержания истца в ИВС МО МВД России «Рославльский» в иные даты спорных периодов, судом не установлено.
Согласно справке, предоставленной начальником ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Рославльский», изолятор временного содержания расположен в подвальном помещении здания, 1964 года постройки, состоит из 13 камер, в том числе для подозреваемых и обвиняемых предусмотрено 12 камер (лимит 24 места) и 1 камера для административно-арестованных (лимит 5 мест), а также двух следственных кабинетов. Центрального водопровода и канализации в камерах нет. Установлена дезинфекционная камера, имеется вентиляция проточно-вытяжная, централизованное водяное отопление, душевая комната в спорный период отсутствовала. Камеры ИВС оборудованы кнопками вызова дежурного ИВС. Последний капитальный ремонт и реконструкция помещения ИВС проведены в 2006 году. В ходе ремонта со стен и потолка камер снята «шуба», в каждой камере установлены индивидуальные спальные места. Стены камер гладкие, с клеевой покраской. Во всех камерах сделаны деревянные полы (л.д. 53-58).
Представитель Межмуниципального отдела МВД России «Рославльский» в ходе судебного разбирательства указала, что МО МВД России «Рославльский» заключены договора на оказание услуг по стирке белья с МУП «Комбинат коммунальных услуг», на дезинфекционные мероприятия и работы в ИВС с ФГУП «Смоленский областной центр дезинфекции Госсанэпиднадзора в Смоленской области», на обеспечение готовым питанием лиц, содержащихся в ИВС с ООО «Комбинат общественного питания РААЗ», на оказание услуг по помывке спецконтингента с МУП «Комбинат Коммунальных услуг».
Ненадлежащие условия содержания в ИВС при МО МВД России «Рославльский», наличие недостатков материально-бытового и санитарного обеспечения установлены вступившими в законную силу решениями Рославльского городского суда Смоленской области от 10.09.2010, 16.12.2011, 04.09.2012, 23.12.2013, 17.02.2014 и не оспариваются ответчиками по делу (л.д. 40-52). Суд не располагает сведениями о том, что все установленные вышеуказанными решениями суда нарушения устранены в полном объеме.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Таким образом, отдельные факты, изложенные ФИО1 в иске, частично подтвердились в ходе судебного заседания.
Данные обстоятельства являются достаточными для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающий неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у ФИО1 чувство неполноценности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ИВС МО МВД России «Рославльский» финансируется из бюджета РФ, суд, применительно к правилам ст.ст.151, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает возможным взыскать в пользу истца с Министерства финансов РФ денежную компенсацию причиненного ему морального вреда, определив ее размер, исходя из требований разумности и справедливости, равной <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.05.2016.