Дело № 2-254/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 21 августа 2012 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.
при секретаре Золотаревой О.Ю.
с участием представителя истицы Максимович
ответчицы Михайлова
третьих лиц Воложанина, Черняк, Григорьева, действующей от себя и от имени и в интересах малолетней дочери Григорьева Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куликова к Михайлова, Михайлов о признании истицы фактически принявшей наследство, включении жилого дома и земельного участка в состав наследства, признании за истицей права собственности в порядке наследования на жилой дом и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Куликова обратилась в суд к Михайлова, Михайлов с иском, в котором с учетом уточнений просила признать ее фактически принявшей наследство после смерти отца М., умершего ДД.ММ.ГГГГ; включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Михайлов, жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>; признать за истицей право собственности в порядке наследования на наследственное имущество, оставшееся после смерти Михайлов, в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 4-5, 142-143).
Свои требования истица мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ ее отец Михайлов купил у Р. земельный участок площадью 2185,6 кв.м. и жилой дом общей площадью 35,21 кв.м. в <адрес>. Договор купли-продажи удостоверен нотариусом Кужим Т.А. Договор исполнен. В 1999 году в связи с инвентаризацией администрацией Субботинского сельсовета уточнен адрес жилого дома и земельного участка, приобретенных Михайлов – <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Михайлов умер. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Площадь земельного участка уточнена в 2011 году, она составляет 1000 кв.м. Наследниками по закону после смерти Михайлов кроме истицы являются сын Михайлов и бывшая супруга Михайлова. Истица фактически вступила в права наследования, так как приняла принадлежавшие наследодателю личные вещи и предметы домашнего обихода: мебель, посуду, постельное белье, одежду. Надлежащим образом оформить наследственные права в установленный законом срок не смогла из-за большой загруженности на работе в другом регионе и семейных проблем. Споров между наследниками нет, другие наследники не возражают против единоличного вступления истицы в наследственные права.
Истица Куликова в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истицы Максимович исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в связи с тяжелым заболеванием Михайлов с осени 2010 года до дня своей смерти проживал с Куликова в одной квартире, так как за ним требовался постоянный уход. Жили одной семьей. После смерти Михайлов в квартире остались его личные вещи, мебель, изготовленная им собственноручно. Дом в <адрес> Михайлов покупал совместно с женой Михайлова в 1997 году, этот дом является их совместной собственностью. О том, что администрация Субботинского сельсовета вселила в дом посторонних граждан, Михайлов не знал, так как в <адрес> с 2002 года не наведывался. Наследниками по закону являются дочь Куликова и сын Михайлов Спора между наследниками нет. Михайлова только после смерти Михайлов узнала, что разведена с ним. Жили они вместе. Михайлова на свою долю в доме не претендует, хотя знает, что по закону ей принадлежит 1/2 доля жилого дома и земельного участка, поскольку имущество приобретено в период брака.
Ответчица Михайлова исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что дом по адресу: <адрес> они покупали вместе с Михайлов в период брака. В доме Михайлов фактически не проживал, иногда наведывался. Михайлова знает, что ей по закону принадлежит 1/2 доля жилого дома и земельного участка, но от своих прав на данное имущество отказывается в пользу дочери Куликова
Ответчик Михайлов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлениях от 06 апреля 2012 года и от 11 мая 2012 года Михайлов указал, что исковые требования Куликова признает в полном объеме, претензий к наследственному имуществу не имеет, вступать в наследственные права не желает, согласен на единоличное оформление наследства Куликова (т.1 л.д. 59, 105).
Представитель третьего лица администрации Субботинского сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 11 мая 2012 года представитель администрации Субботинского сельсовета Изместьева, действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 106) исковые требования не признала, суду пояснила, что дом по адресу: <адрес> Р продал Михайлов М за домом не следил, не ухаживал, дом разрушался, в сельсовете М не появлялся. После того как у Воложаниных в <адрес> сгорел дом, администрация приняла решение вселить погорельцев в дом М и зарегистрировать их в данном доме. Для прописки наличие документов на дом было необязательно. Дом в собственность сельсовета не передавался, бесхозяйным не признавался. Воложанины были вселены в дом на основании устного распоряжения главы администрации сельсовета Моисеенко Администрация Субботинского сельсовета на дом не претендует, считает, что данный дом не может быть включен в наследственную массу, так как восстановлен людьми, которые в нем живут (т.1 л.д.114).
Третье лицо нотариус Саяногорского нотариального округа Никифорова в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом. В сообщении от 13 апреля 2012 года (л.д. 86) нотариус Никифорова указала, что решение вопроса о признании Куликова фактически принявшей наследство и признании за ней права собственности в порядке наследования оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Шушенского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Воложанина исковые требования не признала, суду пояснила, что в мае 2002 года в результате пожара сгорел их дом. После пожара обратилась в сельсовет за помощью и глава сельсовета Моисеенко выделил им заброшенный дом в <адрес>. Вселились сразу после пожара, живут уже 10 лет, первоначально дом находился в плохом состоянии, нуждался в ремонте. Пытались на себя оформить. В 2004 году нашли бывшего хозяина дома Р, который сообщил им, что продал дом М и дал им копию купчей на дом. Хотели встретиться с собственником дома и договориться, но М не смогли найти. Дом отремонтирован, огород ухожен силами и средствами ее семьи. Они претендуют на то, что сделано лично ими.
Третье лицо Григорьева, действуяюшая от себя и от имени и в интересах своей дочери Григорьева Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исковые требования признала частично, суду пояснила, что является дочерью Воложаниной, проживает в доме 10 лет, Михайлов ни разу не видела, не возражает, чтобы Куликова вступила в наследство. Однако, Куликова является наследником имущества в том виде, в каком оно было в 2002 году до вселения семьи Воложаниной. Куликова была предложена сумма за дом - 50 000 рублей, Куликова отказалась. В настоящее время дом стоит около 300 000 рублей. Они намерены после оценки обратиться с иском к наследнику о взыскании стоимости затрат на строительство, которое они осуществили. Григорьева не знает, кто такие Сулейманова, Иванов., И1, возможно, оно проживали в доме до 2002 года.
Третье лицо Черняк иск признал частично, доводы Григорьева поддержал, суду пояснил, что много лет в доме прожили, навели порядок, понесли затраты на строительство. Искали Михайлов, не нашли, думали, если собственник или наследник не объявится, дом можно оформить по приобретательной давности.
Третьи лица Сулейманова, Иванов., И1 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежали на праве собственности Р., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от 29 августа 1996 года (т.1 л.д. 141) и свидетельством о праве собственности на землю от 30 августа 1996 года (т.1 л.д. 140).
Согласно договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от 29 апреля 1997 года (т.1 л.д. 18) Р. продал М. земельный участок с кадастровым № площадью 2185,9 кв.м., находящийся в <адрес>, расположенный на землях Субботинской сельской администрации, с размещенными на нем объектами – жилым домом общей площадью 35,21 кв.м. со служебными постройками и сооружениями, расположенными в <адрес>. Договор подписан сторонами и удостоверен нотариусом Кужим Т.А.
Договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от 29 апреля 1997 года не прошел государственную регистрацию, так как заключен до издания Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (№ 122-ФЗ от 21 июля 1997 года).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Постановлением Администрации Субботинского сельсовета № 4 от 01 февраля 1999 года изменен почтовый адрес земельного участка и жилого дома, принадлежащих М. с «<адрес>» на «<адрес>» (т.1 л.д. 12).
По состоянию на 21 июня 1999 года регистрация права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не проводилась, что подтверждается справкой Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 15 мая 2012 года № 284 (т.1 л.д. 121).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют (т.1 л.д.14, 15, 40, 41).
Представитель Субботинской сельской администрации Изместьева в судебном заседании пояснила, что администрация на дом не претендует, в собственность сельсовета дом не передавался и бесхозяйным здание не признавалось.
Согласно справки администрации Субботинского сельсовета от 13 апреля 2012 года на регистрационном учете по адресу: <адрес> состоят: Воложанина с 24.01.2003 года, Григорьева с 11.03.2004 года, Григорьева Д. с 20.03.2004 года, Черняк с 18.10.2005 года, Сулейманова с 04.12.1991 года, И. с 31.08.2006 года, И1 с 06.03.2008 года (т.1 л.д. 85).
Допрошенный в качестве свидетеля бывший глава Субботинского сельсовета Моисеенко пояснил, что дом в Майском, куда были заселены в мае 2002 года по его устному распоряжению погорельцы Воложанины и Черняк, принадлежит Михайлов, который в этом доме некоторое время проживал. На момент вселения семье Воложанина было разъяснено, что хоть дом и заброшенный, но имеет хозяина (т.1 л.д.115 оборот).
Третье лицо Воложанина не отрицает, что ей было известно о собственнике дома – в 2004 году Р сказал ей, что продал дом М и дал копию купчей.
Учитывая, что договор купли-продажи жилого дома и земельного участка заключен сторонами – Р. и Михайлов в установленном законом порядке, с соблюдением порядка и формы заключения договора, условия договора сторонами исполнены – денежные средства продавцом Р. от покупателя Михайлов получены, о чем свидетельствует расписка (т.1 л.д. 107), дом и земельный участок передан Михайлов суд находит, что право собственности на жилой дом и земельный участок Михайлов приобретено в силу ч. 2 ст.218 ГК РФ по договору купли-продажи, данное имущество подлежит включению в состав наследства после смерти Михайлов
М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом Комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия по г.Саяногорску от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.7).
Брак между М. и Михайловой зарегистрирован 05 сентября 1986 года (т.1 л.д.13), расторгнут 28 ноября 1997 года (т.1 л.д. 48).
В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, приобретенные Михайлов 29 апреля 1997 года, распространяется режим совместной собственности супругов, так как имущество приобретено Михайловыми в период брака.
Михайлова в судебном заседании пояснила, что не претендует на 1\2 долю спорного имущества, отказывается от своей доли в пользу дочери Куликова
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Наследниками М. являются его дети: Куликова (т.1 л.д. 8, 20) и Михайлов (т.1 л.д.9).
В соответствии со ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно сообщения нотариуса Саяногорского нотариального округа Никифорова (т.1 л.д. 53-56) в ее производстве находится наследственное дело № открытое к имуществу Михайлов, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о принятии наследства поступило от Михайлова, другие наследники с заявлениями о принятии наследства не обращались. Михайлова не является наследником Михайлов, так как брак расторгнут.
Нотариусами Шушенского нотариального округа Кужим Т.А. и Компанцевой Н.Н. наследственные дела к имуществу Михайлов не заводились (т.1 л.д.38, 39).
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Свидетели Р1 и Н. в судебном заседании пояснили, что с осени 2010 года до дня смерти Михайлов проживал вместе с дочерью Куликова в квартире по адресу: <адрес>. После смерти отца у дочери в квартире осталась его мебель.
Кроме показаний свидетелей Р1 и Н. доказательством фактического принятия наследства Куликова является справка ТСЖ “Восход-10” <адрес> от 16 января 2012 года, из которой следует, что Михайлов с октября 2010 года по май 2011 года проживал совместно с дочерью Куликова по адресу: <адрес> без регистрации по месту жительства.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 “О судебной практике по делам о наследовании” в целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником может быть представлена справка о проживании совместно с наследодателем.
Ответчик Михайлов свои права на наследство не заявил, согласен на единоличное оформление наследства Куликова
При таких обстоятельствах исковые требования Куликова о включении имущества в состав наследства, признании ее фактически принявшей наследство после смерти отца Михайлов и признании за ней права собственности в порядке наследования на наследственное имущество: жилой дом и земельный участок, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Куликова принявшей наследство отца М., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследства после смерти М., <данные изъяты> умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, жилой дом общей площадью 35,21 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>.
Признать за Куликова, <данные изъяты> право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 35,21 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Судья Ж.В.Ерофеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 августа 2012 года
На 27 августа 2012 года решение не вступило в законную силу.