Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кайтагского районного суда Республики Дагестан Алиханов Р.А., рассмотрев материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
В Кайтагский районный суд Республики Дагестан поступил материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ».
Согласно представленным материалам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведено эпидемиологическое расследование по факту обнаружения 9 случаев регистрации вирусного гепатита «А» в селении <адрес>.
По результатам расследования установлено следующее.
При проверке журнала экстренных извещений инфекционного отделения ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» с июля по сентябрь 2015 года зарегистрировано 4 случая вирусного гепатита неуточненной этиологии, зафиксированных у граждан Ибрагимовой С., 2001 года рождения, Ибрагимова М., 2009 года рождения, Магомедрасуловой П., 2006 года рождения и Магомедовой О., 1992 года рождения. Однако сведения об обнаружении вышеуказанных фактов заболевания у граждан в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э РД в <адрес>» для регистрации в программе АС СГМ «Криста» в целях своевременного проведения эпидрасследования и предотвращения в последующем возникновения и распространения очага инфекции, ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» направлены не были.
Кроме того, указывается, что с ДД.ММ.ГГГГ с инфекционного отделения ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э РД в <адрес>» передавались первичные экстренные извещения с диагнозом – ОРВИ с кишечным и гипертоническим синдромом, зафиксированных у больных Шихаева З., 2005 года рождения, Мусаевой Д., 2005 года рождения, Хидриевой М., 2005 года рождения, Мусаева А., 2011 года рождения, Муртузалиева О., 2008 года рождения. Между тем, в журнале экстренных извещений у заведующего инфекционным отделением указанные случаи зарегистрированы под первичным диагнозом – вирусный гепатит.
По вышеприведенным фактам территориальным органом Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, проведена соответствующая проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Бамматова Ш.А. просила вынести по данному делу решение, отвечающее требованиям законности и справедливости.
Юридическое лицо ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ», извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, своего представителя не направил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участника судебного разбирательства, суд считает установленным факт совершения юридическим лицом - ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
К таким выводам суд приходит исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Правовые основы осуществления государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.2 данного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.11 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст.29 данного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
При этом, согласно ч.3 данной статьи санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В развитие данного федерального закона принято постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “Об утверждении СП ДД.ММ.ГГГГ-10 "«Профилактика вирусного гепатита A»" (вместе с «СП ДД.ММ.ГГГГ-10. Профилактика вирусного гепатита A. Санитарно-эпидемиологические правила»), которые устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний вирусным гепатитом A.
Пунктом 1.3 вышеуказанного постановления установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Неисполнение требований о проведении противоэпидемических мероприятий ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан.
Согласно п.8.6. данного постановления в очагах туберкулеза с целью его ранней локализации и предупреждения распространения заболевания специалистами медицинских специализированных противотуберкулезных организаций (отделений, кабинетов) проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе в форме организации заключительной дезинфекции, текущей дезинфекции и обучение больного и контактных лиц ее методам.
Из п.5.1.1 указанного постановления следует, что выявление больных гепатитом «А» осуществляют медицинские работники (врачи, средний медицинский персонал) лечебно-профилактических и других организаций независимо от форм собственности при амбулаторном приеме, посещении больного на дому, предварительных (при устройстве на работу) и периодических медицинских осмотрах определенных групп населения, наблюдении за детьми в коллективах, при обследовании контактных в очагах инфекции.
В силу 5.1.2. данного постановления о каждом случае заболевания гепатитом «А» (подозрении на ОГA) медицинские работники организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, детских, подростковых и оздоровительных организаций, независимо от форм собственности в течение 2 часов сообщают по телефону и затем в течение 12 часов посылают экстренное извещение по установленной форме в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту регистрации заболевания (независимо от места проживания больного).
Организация, осуществляющая медицинскую деятельность, которая изменила или уточнила диагноз ОГA, в течение 12 часов подает новое экстренное извещение в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту выявления заболевания, указав первоначальный диагноз, измененный (уточненный) диагноз и дату установления уточненного диагноза.
Таким образом, обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на экстренное извещение о выявленных случаях заболевания в очагах гепатита «А», лежит на медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведено эпидемиологическое расследование по факту обнаружения 9 случаев регистрации вирусного гепатита «А» в селении <адрес>.
По результатам расследования установлено следующее.
При проверке журнала экстренных извещений инфекционного отделения ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» с июля по сентябрь 2015 года зарегистрировано 4 случая вирусного гепатита неуточненной этиологии, зафиксированных у граждан Ибрагимовой С., 2001 года рождения, Ибрагимова М., 2009 года рождения, Магомедрасуловой П., 2006 года рождения и Магомедовой О., 1992 года рождения. Однако сведения об обнаружении вышеуказанных фактов заболевания у граждан в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э РД в <адрес>» для регистрации в программе АС СГМ «Криста» в целях своевременного проведения эпидрасследования и предотвращения в последующем возникновения и распространения очага инфекции, ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» направлены не были.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ с инфекционного отделения ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э РД в <адрес>» передавались первичные экстренные извещения с диагнозом – ОРВИ с кишечным и гипертоническим синдромом, зафиксированных у больных Шихаева З., 2005 года рождения, Мусаевой Д., 2005 года рождения, Хидриевой М., 2005 года рождения, Мусаева А., 2011 года рождения, Муртузалиева О., 2008 года рождения, однако в журнале экстренных извещений у заведующего инфекционным отделением указанные случаи зарегистрированы под первичным диагнозом – вирусный гепатит.
Согласно представленной объяснительной помощника врача-эпидемиолога филиала ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» Меджидовой З.М., ДД.ММ.ГГГГ в данное учреждение поступили 2 экстренных извещения с инфекционного отделения ЦРБ <адрес> на больных Ибрагимову З., и Ибрагимова Х. с первичным диагнозом – вирусный гепатит «А».
ДД.ММ.ГГГГ в данное учреждение поступили 2 экстренных извещения с инфекционного отделения ЦРБ <адрес> на больных Шихаеву З., и Мусаеву Д., с первичным диагнозом – ОРВИ с гипертоническим синдромом.
ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» поступили 2 экстренных извещения с инфекционного отделения ЦРБ <адрес> на больных Мусаева А., и Муртузалиева О., с первичным диагнозом – ОРВИ с гипертоническим синдромом.
ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» поступили 2 экстренных извещения с инфекционного отделения ЦРБ <адрес> на больных Мамаеву Р. и Ахмедова А., с первичным диагнозом – вирусный гепатит «А».
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» поступили вторичные извещения из инфекционного отделения ЦРБ <адрес> на больных Шихаеву З., Мусаеву Д., Мусаева А., Муртузалиева А., Мамаеву Р. и Ахмедова А. с диагнозом - вирусный гепатит «А».
Однако, экстренные извещения на больных Ибрагимову С., Ибрагимова М., Магомедрасулову П., Магомедову О., в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» не направлялись.
В объяснениях, представленных заведующим инфекционным отделением ЦРБ <адрес>, поясняется, что экстренные извещения, зарегистрированные в инфекционном отделении с июля по сентябрь 2015 года и отраженные в соответствующем журнале Ф.60 с диагнозом – вирусный гепатит неуточненной этиологии, в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» действительно не передавались. Кроме того, указывается, что на остальных больных экстренные извещения передавались по телефону с диагнозом – ОРВИ с кишечным синдромом и ОРВИ с гипертоническим синдромом, а в журнале Ф.60 указанные случаи зарегистрированы как случаи вирусного гепатита «А» в связи с тем, что больные не обследовались на маркеры гепатита, и, в соответствии с МКБ-10 сведения о вирусном гепатите неуточненной этиологии в эпидемиологический отдел передаваться не должны.
В дополнительном объяснительном от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что выполнить требования о направлении экстренных извещений установленной формы не представилось возможным в связи с отсутствием связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет».
Между тем, такие выводы представителя правонарушителя нельзя признать обоснованными.
Согласно ч.3 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как указывалось выше, в силу п.5.1.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “Об утверждении СП ДД.ММ.ГГГГ-10 "«Профилактика вирусного гепатита A»" (вместе с «СП ДД.ММ.ГГГГ-10. Профилактика вирусного гепатита A. Санитарно-эпидемиологические правила»), о каждом случае заболевания ОГA (подозрении на ОГA) медицинские работники организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, детских, подростковых и оздоровительных организаций, независимо от форм собственности в течение 2 часов сообщают по телефону и затем в течение 12 часов посылают экстренное извещение по установленной форме в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту регистрации заболевания (независимо от места проживания больного).
Организация, осуществляющая медицинскую деятельность, которая изменила или уточнила диагноз ОГA, в течение 12 часов подает новое экстренное извещение в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту выявления заболевания, указав первоначальный диагноз, измененный (уточненный) диагноз и дату установления уточненного диагноза.
Вопреки указанным требованиям первичные экстренные извещения на больных Ибрагимову С., Ибрагимова М., Магомедрасулову П. и Магомедову О. ни по телефону, ни по установленной форме, а также вторичные экстренные извещения в связи с изменением (уточнением) диагноза ГБУ «Дахадаевская ЦРБ» в филиал ФБУЗ «ЦГ и Э по <адрес> в <адрес>» не передавались.
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванных обстоятельств составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений, имевших место в вверенном учреждении.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что у ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных вышеуказанными правовыми актами, поскольку главный врач организации здравоохранения руководит в соответствии с действующим законодательством деятельностью организации здравоохранения, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации здравоохранения, финансово-хозяйственные результаты ее деятельности, а также обеспечивает исправную работу медицинской аппаратуры и оборудования, полноценное лечебное питание пациентов, наличие необходимых медикаментов, материалов для проведения лечебно-диагностического и научно-исследовательского процессов.
В связи с совершением данного правонарушения юридическое лицо - ГБУ РД «Дахадаевская ЦРБ» подлежит административной ответственности.
Согласно ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает, в соответствии с требованиями ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, которое, по мнению суда, может обеспечить реализацию задач административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Разъяснить руководителю юридического лица <данные изъяты> Абдулкадырову Ш.Д., что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ он обязан в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложения административного штрафа в законную силу, внести сумму административного штрафа на следующие реквизиты: УФК по РД (л/с 04031788000 Управление Роспотребнадзора по <адрес>) ИНН -0560029210, КПП - 057301001, ГРКЦ НБ Республики Дагестан <адрес>, БИК 048209001, Р/с (расчетный счет) – 40№, КБК -14№, ОКТМО - 82223000 с представлением в суд документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. В случае неисполнения данного требования материалы направляются судебном приставу-исполнителю для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение десяти суток со дня его получения.
Судья Р.А. Алиханов