Дело № 2-4494/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2016 года город Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Тамбовской Е.А.,
при секретаре П.С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черняховска Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации к УФПС Калининградской области – филиалу ФГУП «Почта России» о наложении обязанности получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, организовать разработку проектной документации, провести капитальный ремонт объекта культурного наследия, с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Черняховска Калининградской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к УФПС Калининградской области – филиалу ФГУП «Почта России», в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика до < Дата > получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области; в срок до < Дата > обеспечить проведение капитального ремонта, выявленного объекта культурного наследия и финансирование таких работ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Черняховска неоднократно проводились проверки исполнения требований законодательства при использовании государственного имущества, в ходе которых установлено, что по < адрес > распложено четырехэтажное кирпичное строение с подвалом, в плане сложной формы, общей площадью < ИЗЪЯТО > м?, год постройки до 1945. Собственником указанного здания является Российская Федерация. Здание передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» и эксплуатируется УФПС Калининградской области – филиалом ФГУП «Почта России» с < Дата > Вышеуказанный объект недвижимого имущества является выявленным объектом культурного наследия «Здание Инстербургсткого банка и сельскохозяйственного кооперативного банка» и подлежит государственной охране. < Дата > между Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и ФГУП «Почта России» заключено охранное обязательство № на данный объект культурного наследия. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что нежилое здание по < адрес > находится в аварийном состоянии, что создает угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц. Эксплуатация задания без выполнения работ по реконструкции и модернизации здания недопустима. В соответствии с охранным обязательством ответчик обязался содержать здание в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, выполнять работы по сохранению памятника и благоустройству территории, предусмотренные осмотром технического состояния, составляющим единой целое с охранным обязательством, актами технического состояния, предписаниями Госоргана. Проведенная прокуратурой проверка показала, что в период с < ИЗЪЯТО > ни собственником, представителем которого является Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калининградской области, ни пользователем – УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» в силу охранного обязательства на объект культурного наследия работы в здании не проводились, меры по сохранности здания не принимались. Состояние здания неудовлетворительное, которое ввиду непроведения мероприятий по сохранности может грозить обрушением и повлечь за собой гибель людей.
Определением суда от < Дата > Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом в Калининградской области (Росимуещство) исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Старший помощник прокурора г. Черняховска Калининградской области А.О.В. заявленные исковые требования поддерживаю по доводам и основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – УФМС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» Ю.И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в полном объеме по тем основаниям, собственником указанного объекта Почта России не является, а владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве хозяйственного ведения; право на распоряжение имуществом без согласия собственника – Росимущества в Калининградской области - не имеет. Кроме того, Управлением ФПС Калининградской области данное здание никогда не эксплуатировалось, объекты почтовой связи в данном здании никогда не размещались, доходы предприятию от эксплуатации не приносило. На момент передачи здания на праве хозяйственного ведения < Дата > здание уже было признано аварийным. Таким образом, собственник длительное время не выполнял свои обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, хотя им должны были проводиться и финансироваться за счет федерального бюджета мероприятия по содержанию указанного здания, не доводя его до аварийного состоянии. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для виновного лица предусмотрено только возмещение стоимости восстановительных работ, а не возложения на виновное лицо обязанности восстановления объекта в прежнем состоянии своими силами. В настоящее время для реконструкции объекта по предварительным оценкам потребуется сумма в размере < ИЗЪЯТО >. Так как объект относится к выявленным объектам культурного наследия, должен осуществляться строительный контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ здания, что составляет < ИЗЪЯТО >% от сметной стоимости. В < Дата > в бюджете предприятия данные денежные средства не запланированы. В связи с чем полагает, что затраты на проведение реконструкции указанного здания и обязанности по выполнению работ должны быть возложены на собственника – Российскую Федерацию в лице уполномоченных органов. Реконструкция и модернизация объекта потребует проведения технических экспертиз, выполнения проектных и сметных работ, проведения экспертиз проекта службой государственной охраны объектов культурного наследия, получения разрешения на реконструкцию здания. Также необходимо выполнение работ по реконструкции и ввод здания в эксплуатацию. В связи с необходимостью выполнения требований действующего законодательства выполнение данных работ должно быть организовано на конкурентной основе, то есть после поэтапного проведения закупок на каждый вид работ: выполнение проекта, выполнение работ, строительный контроль и т.д., что заведомо невыполнимо в сроки требуемые прокуратуре. Кроме того, для получения всех необходимых разрешительных, согласовательных документов потребуется длительное время и осуществить ремонт до < Дата > не представляется возможным.
Представитель третьего лица – Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области – Г.Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что выявленный объект культуры наследия требует ремонта, проведению которого Служба не препятствует, но для его проведения ответчику необходимо обратиться в службу за разрешением. Полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица – Росимущества в Калининградской области – Ж.Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала возможным исковые требования удовлетворить, однако в части установления срока проведения работ нашла требования преждевременными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено, что распложенное по < адрес > четырехэтажное кирпичное строение с подвалом, общей площадью < ИЗЪЯТО > м?, год постройки до 1945, кадастровый номер объекта < ИЗЪЯТО > является собственностью Российской Федерации.
Здание передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» и эксплуатируется УФПС Калининградской области – филиалом ФГУП «Почта России» с < Дата >
Согласно приказу Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от < Дата > № «О выявленных объектах культурного наследия» вышеуказанный объект недвижимого имущества является выявленным объектом культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», нач. 1890-х г.г.
Согласно п. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
На основании п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В соответствии ч. 1 ст. 47.2. ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
< Дата > между Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и ФГУП «Почта России», в лице директора УФПС Калининградской области – филиала ФГУП «Почта России» И.А.Н., заключено охранное обязательство № на данный выявленный объект культурного наследия.
В соответствии с охранным обязательством на объект культурного наследия № от < Дата > ФГУП «Почта России» обязуется обеспечить сохранность выявленного объекта культурного наследия «Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка»: содержать памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку памятника и территории от бытовых и промышленных отходов, поддерживать территорию памятника в благоустроенном состоянии; выполнять работы по сохранению памятника и благоустройству территории, предусмотренные актом осмотра технического состояния памятника, составляющим единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.
Вместе с тем согласно техническому отчету ОАО «Институт «Калининграджилкоммунпроект» от < ИЗЪЯТО > №-ТО в наружных стенах имеются трещины различных направлений, выветривание раствора в швах кладки, участки стен с потерей прочности и возможным обрушением. Общее состояние наружных стен ограниченно работоспособное, то есть категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирования конструкций возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Во внутренних стенах имеются трещины различных направлений. Общее состояние стен ограниченно работоспособное. Состояние перекрытий над 1-4 этажами, выполненных по деревянным балкам, аварийное. Балки поражены гнилью, потеряли несущую способность, имеются участки с обрушением. Аварийное состояние конструкции перекрытия характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Внутренние инженерные сети, то есть водопровод, канализация, теплоснабжение, электроснабжение, демонтированы. На основании изложенного ОАО «Институт «Калининграджилкоммунпроект» пришел к выводу, что здание относится к категории аварийных и его эксплуатация без выполнения работ по реконструкции и модернизации здания недопустима.
Прокуратурой г. Черняховска неоднократно проводились проверки исполнения требований законодательства при использовании государственного имущества, в ходе которых установлено, что нежилое здание по < адрес > находится в аварийном состоянии, в период с < Дата > ни собственником, ни пользователем в силу охранного обязательства на объект культурного наследия ремонтные работы в здании не проводились, меры по сохранности здания не принимались.
В силу ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы истца о наличии у ответчика обязанности по содержанию вновь выявленного объекта культурного наследия и отсутствием действий по надлежащему содержанию данного здания, суд полагает возможным требования прокурора частично удовлетворить, возложив на УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», расположенного по < адрес >, организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
Вместе с тем, учитывая необходимость соблюсти процедуру согласования на проведение капитального ремонта выявленного объекта культурного наследия и объемы работ, необходимых для этого, требование прокурора о проведении капитального ремонта в срок до < Дата > и финансирование таких работ является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Данный вопрос может быть поставлен истцом в случае невыполнения ответчиком разрешенных, согласованных работ относительного указанного объекта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора города Черняховска Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить на УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», расположенного по < адрес >, организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2016 года.
Судья