Решение по делу № 2-4494/2016 ~ М-3491/2016 от 25.05.2016

Дело № 2-4494/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2016 года              город Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                      Тамбовской Е.А.,

при секретаре                      П.С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черняховска Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации к УФПС Калининградской области – филиалу ФГУП «Почта России» о наложении обязанности получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, организовать разработку проектной документации, провести капитальный ремонт объекта культурного наследия, с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Черняховска Калининградской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к УФПС Калининградской области – филиалу ФГУП «Почта России», в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика до < Дата > получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области; в срок до < Дата > обеспечить проведение капитального ремонта, выявленного объекта культурного наследия и финансирование таких работ.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Черняховска неоднократно проводились проверки исполнения требований законодательства при использовании государственного имущества, в ходе которых установлено, что по < адрес > распложено четырехэтажное кирпичное строение с подвалом, в плане сложной формы, общей площадью < ИЗЪЯТО > м?, год постройки до 1945. Собственником указанного здания является Российская Федерация. Здание передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» и эксплуатируется УФПС Калининградской области – филиалом ФГУП «Почта России» с < Дата > Вышеуказанный объект недвижимого имущества является выявленным объектом культурного наследия «Здание Инстербургсткого банка и сельскохозяйственного кооперативного банка» и подлежит государственной охране. < Дата > между Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и ФГУП «Почта России» заключено охранное обязательство на данный объект культурного наследия. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что нежилое здание по < адрес > находится в аварийном состоянии, что создает угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц. Эксплуатация задания без выполнения работ по реконструкции и модернизации здания недопустима. В соответствии с охранным обязательством ответчик обязался содержать здание в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, выполнять работы по сохранению памятника и благоустройству территории, предусмотренные осмотром технического состояния, составляющим единой целое с охранным обязательством, актами технического состояния, предписаниями Госоргана. Проведенная прокуратурой проверка показала, что в период с < ИЗЪЯТО > ни собственником, представителем которого является Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калининградской области, ни пользователем – УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» в силу охранного обязательства на объект культурного наследия работы в здании не проводились, меры по сохранности здания не принимались. Состояние здания неудовлетворительное, которое ввиду непроведения мероприятий по сохранности может грозить обрушением и повлечь за собой гибель людей.

Определением суда от < Дата > Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом в Калининградской области (Росимуещство) исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Старший помощник прокурора г. Черняховска Калининградской области А.О.В. заявленные исковые требования поддерживаю по доводам и основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – УФМС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» Ю.И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в полном объеме по тем основаниям, собственником указанного объекта Почта России не является, а владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве хозяйственного ведения; право на распоряжение имуществом без согласия собственника – Росимущества в Калининградской области - не имеет. Кроме того, Управлением ФПС Калининградской области данное здание никогда не эксплуатировалось, объекты почтовой связи в данном здании никогда не размещались, доходы предприятию от эксплуатации не приносило. На момент передачи здания на праве хозяйственного ведения < Дата > здание уже было признано аварийным. Таким образом, собственник длительное время не выполнял свои обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, хотя им должны были проводиться и финансироваться за счет федерального бюджета мероприятия по содержанию указанного здания, не доводя его до аварийного состоянии. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для виновного лица предусмотрено только возмещение стоимости восстановительных работ, а не возложения на виновное лицо обязанности восстановления объекта в прежнем состоянии своими силами. В настоящее время для реконструкции объекта по предварительным оценкам потребуется сумма в размере < ИЗЪЯТО >. Так как объект относится к выявленным объектам культурного наследия, должен осуществляться строительный контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ здания, что составляет < ИЗЪЯТО >% от сметной стоимости. В < Дата > в бюджете предприятия данные денежные средства не запланированы. В связи с чем полагает, что затраты на проведение реконструкции указанного здания и обязанности по выполнению работ должны быть возложены на собственника – Российскую Федерацию в лице уполномоченных органов. Реконструкция и модернизация объекта потребует проведения технических экспертиз, выполнения проектных и сметных работ, проведения экспертиз проекта службой государственной охраны объектов культурного наследия, получения разрешения на реконструкцию здания. Также необходимо выполнение работ по реконструкции и ввод здания в эксплуатацию. В связи с необходимостью выполнения требований действующего законодательства выполнение данных работ должно быть организовано на конкурентной основе, то есть после поэтапного проведения закупок на каждый вид работ: выполнение проекта, выполнение работ, строительный контроль и т.д., что заведомо невыполнимо в сроки требуемые прокуратуре. Кроме того, для получения всех необходимых разрешительных, согласовательных документов потребуется длительное время и осуществить ремонт до < Дата > не представляется возможным.

Представитель третьего лица – Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области – Г.Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что выявленный объект культуры наследия требует ремонта, проведению которого Служба не препятствует, но для его проведения ответчику необходимо обратиться в службу за разрешением. Полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица – Росимущества в Калининградской области – Ж.Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала возможным исковые требования удовлетворить, однако в части установления срока проведения работ нашла требования преждевременными.

Выслушав объяснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Судом установлено, что распложенное по < адрес > четырехэтажное кирпичное строение с подвалом, общей площадью < ИЗЪЯТО > м?, год постройки до 1945, кадастровый номер объекта < ИЗЪЯТО > является собственностью Российской Федерации.

Здание передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» и эксплуатируется УФПС Калининградской области – филиалом ФГУП «Почта России» с < Дата >

Согласно приказу Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от < Дата > «О выявленных объектах культурного наследия» вышеуказанный объект недвижимого имущества является выявленным объектом культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», нач. 1890-х г.г.

Согласно п. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

На основании п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В соответствии ч. 1 ст. 47.2. ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

< Дата > между Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и ФГУП «Почта России», в лице директора УФПС Калининградской области – филиала ФГУП «Почта России» И.А.Н., заключено охранное обязательство на данный выявленный объект культурного наследия.

В соответствии с охранным обязательством на объект культурного наследия от < Дата > ФГУП «Почта России» обязуется обеспечить сохранность выявленного объекта культурного наследия «Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка»: содержать памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку памятника и территории от бытовых и промышленных отходов, поддерживать территорию памятника в благоустроенном состоянии; выполнять работы по сохранению памятника и благоустройству территории, предусмотренные актом осмотра технического состояния памятника, составляющим единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.

Вместе с тем согласно техническому отчету ОАО «Институт «Калининграджилкоммунпроект» от < ИЗЪЯТО > -ТО в наружных стенах имеются трещины различных направлений, выветривание раствора в швах кладки, участки стен с потерей прочности и возможным обрушением. Общее состояние наружных стен ограниченно работоспособное, то есть категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирования конструкций возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Во внутренних стенах имеются трещины различных направлений. Общее состояние стен ограниченно работоспособное. Состояние перекрытий над 1-4 этажами, выполненных по деревянным балкам, аварийное. Балки поражены гнилью, потеряли несущую способность, имеются участки с обрушением. Аварийное состояние конструкции перекрытия характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Внутренние инженерные сети, то есть водопровод, канализация, теплоснабжение, электроснабжение, демонтированы. На основании изложенного ОАО «Институт «Калининграджилкоммунпроект» пришел к выводу, что здание относится к категории аварийных и его эксплуатация без выполнения работ по реконструкции и модернизации здания недопустима.

Прокуратурой г. Черняховска неоднократно проводились проверки исполнения требований законодательства при использовании государственного имущества, в ходе которых установлено, что нежилое здание по < адрес > находится в аварийном состоянии, в период с < Дата > ни собственником, ни пользователем в силу охранного обязательства на объект культурного наследия ремонтные работы в здании не проводились, меры по сохранности здания не принимались.

В силу ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы истца о наличии у ответчика обязанности по содержанию вновь выявленного объекта культурного наследия и отсутствием действий по надлежащему содержанию данного здания, суд полагает возможным требования прокурора частично удовлетворить, возложив на УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», расположенного по < адрес >, организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

Вместе с тем, учитывая необходимость соблюсти процедуру согласования на проведение капитального ремонта выявленного объекта культурного наследия и объемы работ, необходимых для этого, требование прокурора о проведении капитального ремонта в срок до < Дата > и финансирование таких работ является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Данный вопрос может быть поставлен истцом в случае невыполнения ответчиком разрешенных, согласованных работ относительного указанного объекта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             Р Е Ш И Л :

Иск прокурора города Черняховска Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить на УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Инстербургского банка и сельскохозяйственного кооперативного банка», расположенного по < адрес >, организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению здания, согласовав ее со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2016 года.

Судья

2-4494/2016 ~ М-3491/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Черняховска Калининградской области
Ответчики
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
УФПС Калининградской области ФГУП «Почта России»
Другие
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Тамбовская Елена Александровна
Дело на сайте суда
centralny--kln.sudrf.ru
25.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2016Судебное заседание
18.08.2016Судебное заседание
15.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
26.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2017Дело оформлено
29.06.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее