Дело № 2-530/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Поронайск Сахалинской области 20 апреля 2015 года
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., с участием истца Комарова С.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области Т., при секретаре судебного заседания Сорокиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова С.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области (далее ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области) о возложении обязанности зачесть в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии (в «северный» трудовой стаж) период работы в качестве предпринимателя с дата по дата и назначить трудовую пенсию по старости с дата ,
у с т а н о в и л:
Комаров С.А. обратился в суд с заявлением к ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области, в котором просил признать незаконным отказ пенсионного органа зачесть период его трудовой деятельности с дата по дата в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и возложить обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение его прав, поскольку в указанный период времени он фактически осуществлял трудовую деятельность на территории *
В последующем Комаров С.А. свои требования к ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области изменил, просил суд возложить на ответчика обязанность зачесть в его специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии (в «северный» трудовой стаж) период работы в качестве предпринимателя с дата по дата согласно справки об осуществлении предпринимательской деятельности и назначить ему трудовую пенсию по старости с дата в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом указанного стажа работы.
В судебном заседании истец Комаров С.А. уточнил период работы в качестве предпринимателя, который он просит зачесть в специальный стаж его трудовой деятельности для досрочного назначения пенсии, а именно с дата по дата , в остальном исковые требования с учетом их изменения поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на справку, выданную налоговым органом после его обращения в виду несогласия с ранее указанными сведения о его предпринимательской деятельности.
Представитель ответчика ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что трудовая пенсия по старости была назначена Комарову С.А. на основании представленных им документов об осуществлении трудовой деятельности, поскольку в представленной справке из налогового органа от дата указанно, что он в период с дата по дата предпринимательскую деятельность не осуществлял, следовательно, оснований для его включения в северный стаж лишь на том основании, что в этот период им производились отчисления страховых взносов, при отсутствии доказательств фактического осуществления трудовой деятельности в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, не имелось.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив пенсионные дела Комарова С.А. №* (*), * и оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Как установлено судом и подтверждается исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствами, Комаров С.А., дата года рождения, обратился дата с заявлением в ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области от дата Комарову С.А было отказано в установлении пенсии досрочно в связи отсутствием требуемого стажа работы в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, который как следует из письма Управления от дата на момент его обращения составил * лет * месяц * дней. При этом в стаж работы, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии, не зачтены периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время осуществления предпринимательской деятельности с дата по дата , с дата по дата , поскольку в эти периоды согласно справки МРИ ФНМ * он предпринимательскую деятельность не осуществлял. Одновременно было указано, что при имеющемся стаже право на пенсию у истца возникает дата .
Данный отказ в установлении ему пенсии досрочно Комаров С.А. не обжаловал.
дата он вновь обратился с заявлением в ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области о назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым Комарову С.А. согласно протоколу заседания комиссии от дата * назначена пенсия с даты возникновения у него права с дата .
дата истец обратился к ответчику с заявлением о пересмотре его пенсионного дела, ссылаясь в обоснование на несоответствие действительности справки МРИ ФНС России * по * от дата , указывая, что уплата страховых взносов осуществлена им в полном объеме за период его работы индивидуальным предпринимателем, который должен быть засчитан при назначении ему пенсии на льготных условиях с дата по дата год включительно.
Из ответа ГУ – УПФР по Поронайскому району Сахалинской области от дата следует, что для назначения пенсии им (Комаровым С.А.) была предоставлена справка из налоговой инспекции от дата , в которой указано, что деятельность им с дата по дата не производилась, но страховые взносы за указанный период проплачены в полном объеме. Поэтому указанный период засчитан в страховой стаж, но не засчитан в «северный» стаж, поскольку периоды работы по гражданско-правовым договорам и в качестве индивидуальных предпринимателей могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом для учета в «северный» трудовой стаж индивидуальными предпринимателями предоставляются документы, подтверждающие наличие деятельности в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях.
Так, Комаров С.А. с дата по дата состоял на учете в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственных реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до дата , и свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
При этом, закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсии и предусматривая для отдельных категорий граждан возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с фактом регистрации гражданина в качестве предпринимателя, а с выполнением работы, сопряженной с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, в частности с неблагоприятными климатическими условиями.
Согласно справки, выданной Межрайонной ИФНС России * по * дата , Комаров С.А. в период с дата по дата предпринимательскую деятельность не осуществлял.
Между тем, Комаров С.А. обратившись с указанным иском в суд пояснил, что фактически в указанный период им предпринимательская деятельность осуществлялась в городе *, поэтому указанный стаж должен быть зачислен в льготный, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, он обратился по данному поводу в налоговый орган с просьбой перепроверить указанные в справе данные, по результатам проведенной проверки Межрайонной ИФНС России * по * дата (ошибочно указано дата ), а затем повторно дата ему были выданы справки, согласно которым Комаров С.А. в период с дата по дата осуществлял предпринимательскую деятельность и предоставлял налоговую декларацию.
Таким образом, прихожу к выводу, что требование истца о включении периода работы с дата по дата в качестве предпринимателя в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии (в «северный» трудовой стаж) подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 19).
При таких обстоятельствах, истцу досрочная трудовая пенсия с учетом включения спорного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, может быть назначена только с даты его повторного обращения в пенсионный орган – дата , поскольку на момент его первого обращения (дата ) требуемого для досрочного назначения пенсии даже с учетом периода осуществления предпринимательской деятельности с дата по дата специального стажа у него не достаточно.
Исходя из анализа приведенных норм пенсионного законодательства, требование к понуждению пенсионного органа к назначению пенсии с момента возникновения у него права на пенсию, не связанного с датой обращения за пенсией, то есть с иного, не предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», срока не допустимо, поэтому суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Комарову С.А. пенсию с дата .
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
требования Комарова С.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области о возложении обязанности зачесть в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии (в «северный» трудовой стаж) период работы в качестве предпринимателя с дата по дата и назначить трудовую пенсию по старости с дата удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Комарова С.А. период осуществления им предпринимательской деятельности с дата по дата и назначить трудовую пенсию по старости с дата .
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата .
Судья Поронайского городского суда Т.В. Попова