Дело № 12-92/2021
УИД 25RS0026-01-2021-001455-19
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пгт Лучегорск 29 декабря 2021 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Шевцов А.С.,
с участием представителей юридического лица Борщева М.Ю., Лозгуновой А.С.,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Головкова П.В. № 09-132/2021 от 05.10.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Головкова П.В. № 09-132/2021 от 05.10.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский ГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитником ООО «Лермонтовский ГОК» Борщевым М.Ю., действующим на основании доверенности, подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в которой указано, что административным органом до составления протокола об административном правонарушении, в ходе проверки не исследовались имеющиеся протоколы биотестирования проб отходов от 20.03.2012 № 6, от 25.03.2012 № 191, протокол испытаний от 17.10.2019 № 831/3, которыми установлено их соответствие V классу опасности. Биотестирование проб отходов проводилось аккредитованной в данной области деятельности лабораторией Эколого-аналитического центра Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Отбор проб производился согласно ПНД Ф 12.4.2.1-99 «Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб. Общие положения» (Утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 24.03.1999). Кроме того, административным органом не учтено то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2013 по делу № А51-341/2013 на Управление Росприроднадзора возложена обязанность установить с 01.11.2012 нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для общества, где эти же самые отходы производства отнесены к V классу опасности. В соответствии с договором, заключенным с ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО - ЦЛАТИ по Амурском области» были проведены испытания проб отходов добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд, с целью отнесения их к конкретному классу опасности по степени воздействия на окружающую среду. Протоколом испытаний от 17.10.2019 № 831/3 (биотестирование) подтверждено отнесение отходов к V классу опасности. За все время работы обогатительной фабрики общества технология, технический режим, реагентный режим, процесс производства не пересматривались и не изменялись. О том, что согласно результатам лабораторных испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ» (экспертное заключение от 02.08.2021 № 039/2021) указанные отходы соответствуют 4 классу опасности общество узнало только из протокола об административном правонарушении, составленного административным органом в отношении общества 26.08.2021 г., т.е. после окончания проведения административным органом проверки. Отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется Минприроды либо на основании сведений ФККО и БДО, либо при отсутствии в ФККО и БДО такого вида отхода – на основании степени негативного воздействия на окружающую среду (приказ Минприроды от 4.12.2014 г. № 536), в силу которого данные о составе отхода указываются в типовой форме паспорта отходов на основании сведений, полученных в результате определения химического и (или) компонентного состава отхода. При этом, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, но при условии совпадения всех классификационных признаков отходов – происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у хозяйствующих субъектов необходимо наличие соответствующих документов, подтверждающих вышеуказанные классификацию, а в случае отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду - соответствующие первичные документы и материалы. С целью объективного, дополнительного определения класса опасности отходов, в рамках договора возмездного оказания услуг № 142 от 19.08.2021 г., ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» были проведены соответствующие исследования. Согласно протоколу испытаний № 1090/3 от 01.09.2021 г., водные вытяжки из пробы отходов (хвостов) обогащения вольфрамовых руд оказывают допустимое токсическое действие и не оказывают острого токсического действия, что в соответствии с Критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом МПР от 04.12.2014 № 536 относится к практически не опасным отходам и соответственно относится к 5 классу опасности. Кроме того, по результатам проведенной административным органом в отношении предприятия проверки, 03.08.2021 г. было выдано предписание № 538-КНД, п. 5 которого в качестве выявленного нарушения указывается не учет отхода 5 класса опасности: «Отходы добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд». Так же согласно материалам дела об административном правонарушении № 09-134/2021, возбужденному 26.09.2021 в отношении предприятия по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также по делу об административном правонарушении № 138/2021, возбужденному 26.09.2021 в отношении Предприятия по ст. 8.5 КоАП РФ, указывается что отходы добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд относятся к 5 классу опасности. Полагает, что таким образом, административный орган косвенно подтверждает соответствие указанного отхода 5-му классу опасности. Указывает, что с экспертным заключением, а также протоколом отбора проб отходов от 09.06.2021 № 04У-О не знакомили законного представителя (представителя по доверенности) предприятия. Директором предприятия и.о. главного инженера предприятия Макарчуку М.Н. право на ознакомление и подписание документов, составляемых административным органом в ходе проверки до 23.06.2021 г. не давалось. В связи с чем полагает, что административным органом при нарушении требований административного регламента были нарушены права и законные интересы законного представителя предприятия. До проведения административным органом проверки у общества отсутствовало подтверждение образования отходов в результате добычи и обогащения вольфраммолибденовой руды - 4 класса опасности, а проведенные отборы проб отходов были проведены в нарушение законных интересов общества и как следствие результаты исследования, отраженные в экспертном заключении от 02.08.2021 г. № 039/2021, не основаны на законе и не могут быть основанием для отнесения рассматриваемых отходов к 5 классу опасности. В проведении административным органом проверки директор предприятия (законный представитель) не участвовал по причине его отсутствия в период проверки. Просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в жалобе, подержал, просил жалобу удовлетворить.
Представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявлено, в связи с изложенным, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, признается неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждается и юридическим лицом не оспаривается, что хозяйственная деятельность ООО «Лермонтовский ГОК» связана с негативным воздействием на окружающую среду.
На основании постановления о назначении административного наказания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Головкова П.В. № 09-132/2021 от 05.10.2021 г. ООО «Лермонтовский ГОК» привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в связи с неисполнением обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Из представленных материалов дела установлено, что в период с 08.06.2021 г. по 03.08.2021 г., в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 02.06.2021 г. № 538-КНД в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверочных мероприятий специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю произведен отбор проб отходов с целью определения класса опасности отхода, размещенных на всех объектах размещения отходов. По результатам лабораторных испытаний представлено экспертное заключение №039/2021 от 02.08.2021 г., согласно которого в пробе №10 - объединенная проба отходов (хвосты), отобранной с хвостохранилища отходов обогащения руды ООО «Лермонтовский ГОК» по результатам двух параллельных определений, установлено наличие острой токсичности - летальная концентрация, вызывающая гибель тест-организмов 22,62% (инфузории) и подавление роста у водорослей 72,22% - проба токсична. Согласно Критериям отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду данная проба соответствует 4 классу опасности. В 2018 году размещено 92391,28 т отходов добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд; в 2019 году размещено 81057 т отходов добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд; в 2020 году размещено 48491 т отходов добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд.
В связи с тем, что ООО «Лермонтовский ГОК» отсутствовал паспорт отхода I-IV класса опасности на отходы обогащения руды, должностное лицо административного органа пришло к выводу, что у ООО «Лермонтовский ГОК» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, так как осуществляет деятельность по обращению с отхода I-IV класса опасности.
Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО «Лермонтовский ГОК» № 538-КНД от 03.08.2021 г. выявлены нарушения: - отсутствует лицензия по сбору, транспортированию обработке, утилизации размещению отходов I-IV класса опасности, отсутствует паспорт отхода I-IV класса опасности на отход обогащения руды.
В ходе проверочных мероприятий специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю произведен отбор проб отходов с целью определения класса опасности отхода, размещенных на всех объектах размещения отходов. В соответствии с экспертным заключением №039/2021 от 02.08.2021, пробы № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – не токсичны, согласно Критериям отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду данные пробы соответствуют 5 классу опасности; проба № 10 – объединенная проба отходов (хвосты), отобранная с хвостохранилища отходов обогащения руды ООО «Лермонтовский ГОК» по результатам двух параллельных определений, установлено наличие острой токсичности – летальная концентрация, вызывающая гибель тест-организмов 22,62% (инфузории) и подавление роста у водорослей – 72,22% - проба токсична. Согласно Критериям отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду данная проба соответствует 4 классу опасности. Вынесено предписание № 538-КНД/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 03.08.2021 г.
Статья 1 Закона об отходах определяет, что размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако в представленных материалах дела доказательства факта размещения отходов IV класса опасности (складирования более чем 11 месяцев) на территории, принадлежащей ООО «Лермонтовский ГОК», отсутствуют.
Доказательств того, что юридическое лицо размещало отходы именно 4 класса опасности в период 2018-2020 г.г. материалы дела не содержат, так как проверка проводилась в период с 08.06.2021 г. по 03.08.2021 г., кроме того, срок привлечения к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ составляет 1 год в соответствии с ч. 4.5 КоАП РФ.
Между тем, после проведения проверки, юридическое лицо по своей инициативе провело исследование проб отходов, 26.08.2021 г. ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Хабаровскому краю составлен протокол испытаний № 1090/3, согласно которому были произведены испытания токсичности проб отходов, установлен класс опасности – V (пятый).
Таким образом, учитывая представленные в материалы дела заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю от 02.08.2021 г. и заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Хабаровскому краю от 26.08.2021 г., вывод о размещении отходов 4 класса опасности – отходы добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд, сделан административным органом без достаточных на то доказательств.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При этом суд учитывает положения ст. 26.1 КоАП РФ, согласно которым к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, а установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, указанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что влечет безусловную отмену оспариваемого постановления.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление в силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-132/2021 от 05.10.2021 г. о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии через Пожарский районный суд Приморского края.
Судья Шевцов А.С.