Дело № 2-685/2017
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2017 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2017 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстовой Е.А. к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Толстова Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений ЗАТО г.Североморск (далее по тексту – КИО администрации ЗАТО г.Североморск) о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование иска указала, что ее покойному супругу- ФИО2 в соответствии с решением Исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области от 26.10.1989 № 37 и на основании служебного ордера от 03.09.1991 №267 на состав семьи из трех человек, включая дочь ФИО1 и супругу Толстову Е.А., была предоставлена трехкомнатная служебная квартира по адресу: ***
В период с 1991 года по настоящее время на основании указанных выше правоустанавливающих документов она в качестве члена семьи нанимателя зарегистрирована и постоянно проживает в указанном жилом помещении, обеспечивает его сохранность, осуществляет текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
На основании постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», полагала, что данная квартира передана из федеральной в муниципальную собственность.
В январе 2017 года она обратилась в КИО администрации ЗАТО г.Североморск с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения в отношении квартиры по адресу: *** на которое 23.01.2017 получен отказ со ссылкой на то, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Не согласившись с данным отказом, и полагая, что спорная квартира статус служебной утратила, просила признать за ней право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: *** и обязать КИО администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ней договор социального найма жилого помещения в отношении указанной квартиры.
Истец в судебные заседания не прибыла, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца Хмиляр Е.В. в судебных заседаниях поддержала заявленные требования по доводам, изложенным иске, просила об их удовлетворении, полагая, что спорное жилое помещение утратило статус служебного в связи с его передачей в 1991 году в муниципальную собственность. Дополнительно указала, квартира по адресу: *** предоставлялась супругу истицы в связи с его работой в Горгазе как служебная. Супруг истицы умер в 2013 году.
Представитель ответчика- Комитета имущественных отношений ЗАТО г.Североморск и 3-го лица Администрации ЗАТО г. Североморск Бальон В.Д. в судебных заседаниях возражал против заявленных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах по иску, полагая, что спорная квартира не утратила статус служебной, несмотря на то, что находится в муниципальной собственности. Вопреки доводам истца, указал, что названная квартира не была закреплена за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления при передаче ее в муниципальную собственность, а поэтому свой статус не изменила и оснований для заключения в отношении спорной квартиры договора социального найма не имеется. Помимо этого, указал, что истец в КИО администрации ЗАТО г.Североморск в установленном порядке по вопросу заключения договора социального найма в отношении занимаемого ею жилого помещения не обращалась, необходимые для того документы не предоставляла. С учетом приведенных доводов, в иске просил отказать в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом из представленных в материалы дела доказательств, ФИО2. на состав семьи, состоящей из 3 человек (супругу Толстову Е.В. и дочь ФИО1.), выдан служебный ордер №267 от 03.09.1991 на право занятия двухкомнатная квартира ***
Истица по делу является бывшей супругой, что подтверждается представленной в материалы дела копей свидетельства о расторжении брака ***.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована по месту жительства с 24.09.1991 Толстова Е.А., что следует из представленной в материалы дела справки формы №9.
Наниматель жилого помещения – ФИО2. умер ***, что подтверждается копией свидетельства о смерти *** от 02.03.2013, выданного отделом ЗАГС администрации ЗАТО г.Североморска Мурманской области
Истица ссылается в обоснование требований, что обратилась в КИО администрации ЗАТО г.Североморск с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** на которое 23.01.2017 получила отказ со ссылкой на то, что спорное жилое помещение выделено в качестве служебного жилья, следовательно, оснований для заключения договора социального найма указанного жилого помещения не имеется.
Оценивая право истца на пользование спорным жилым помещением на условиях социального найма, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
В силу положений раздела IV (ст. 92) Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы условия и порядок предоставления служебных жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду.
При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона, от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами ответчика о том, что спорное жилое помещение не было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем, несмотря на передачу в муниципальную собственность, относится к специализированному жилищному фонду.
Так, материалами дела подтверждается, что двухкомнатная квартира *** отнесена к числу служебных по ходатайству Североморского райгаза от 09.01.1989 на основании решения исполнительного комитета Североморского городского совета народных депутатов от 31.01.1989.
При этом, указанная квартира передана в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск на основании Постановления ВС РФ № 30201-1 от 27.12.1991, решения Малого Совета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области № 23 от 25.03.1992, решения Малого Совета Мурманской области Совета народных депутатов №85 от 04.08.1992.
Право собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск на указанный объект недвижимости зарегистрировано в реестре муниципального имущества ЗАТО г.Североморск за ***.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение до момента включения в реестр муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск находилось в ведении исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области.
При таких обстоятельствах в результате учета жилого помещения в составе муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» его правовой статус служебного жилого помещения не изменился.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Толстову А.А. спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 01 марта 2005 года служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение, предоставлено ФИО2 на основании решения, принятого исполнительным комитетом Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области в связи с его работой в организации, обслуживающей газовое хозяйство гарнизона и поселков - Североморскгоргаз.
B последующем орган, осуществляющий управление муниципальным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из категории специализированного (служебного) жилищного фонда, переводе в фонд социального использования и приватизации не принимал.
Спорный объект недвижимого имущества на дату вступления в законную силу вышеуказанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1, находился в управлении исполнительного органа Местного Совета народных депутатов (местной администрации) и имел статус «служебного» жилого помещения.
При передаче в муниципальную собственность спорное помещение не было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем, факт его передачи в муниципальную собственность в рассматриваемом случае не предполагает изменение статуса жилого помещения.
При таком положении, исходя из положений вышеприведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, спорная квартира отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, передана в пользование ФИО2 и членам его семьи как служебное жилое помещение. Собственником жилого помещения - муниципальным образованием ЗАТО г.Североморск правовой статус служебного жилого помещения за спорным жилым помещением сохранен, а потому оснований для заключения договора социального найма в отношении данной спорной жилой площади по адресу: ***, не имеется.
Поскольку, в силу части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» только собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, у суда отсутствуют правовые основания для признания данного жилого помещения утратившим статус служебного и возложения обязанности на ответчика заключить договор социального найма жилого помещения. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательств с учетом положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ и согласно ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Толстовой Е.А. к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Курчак