21 мая 2013 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асаиновой <данные изъяты> к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л
ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО2 открылось наследство в виде, принадлежащих ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>. Государственной регистрации права собственности на которое ей не было произведено. От имени ФИО2, при ее жизни было составлено нотариально удостоверенное завещание в пользу Асаиновой Н.В. Наследников первой и иных очередей после ее смерти не имелось. Наследник по завещанию Асаинова Н.В. обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу. В выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на вышеуказанное имущество ей было отказано, так как наследственное имущество не было зарегистрировано в органах по регистрации прав на наследственное имущество за наследодателем. Вместе с тем, Асаинова Н.В. приняла наследство в виде жилого дома и земельного участка, фактически вступив во владение им, она снесла ветхий жилой дом, на его месте строит новый дом, обрабатывает земельный участок.
Асаинова Н.В. обратилась в суд с иском, о признании за ней права собственности на земельный участок, расположенные по адресу <адрес> <адрес>. Свой иск она обосновала тем, что данное имущество является наследством, оставшимся после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, за которой она осуществляла уход. От имени ФИО2 при жизни было составлено завещание в её пользу, в котором та завещал ей все ее имущество, принадлежащее ей на день смерти. Других наследников не имеется. Право на наследство в виде земельного участка, по вышеуказанному адресу, она оформить в нотариальном порядке не смогла, хотя обратилась по этому поводу к нотариусу, так как наследодатель в своё время не произвела государственной регистрации своего права на наследственное имущество. В то же время, она приняла наследство, фактически вступив во владение им. Признание права собственности на земельный участок ей необходимо для юридического оформления принятия наследства.
В судебном заседании истец Асаинова Н.В. исковые требования поддержала, пояснив, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 фактически приняла наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес> <адрес>. Ей не было произведено государственной регистрации перехода к ней права на данное недвижимое имущество. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, вышеуказанный земельный участок до настоящего времени числится в собственности ее мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ скончалась ФИО2, за которой она осуществляла уход в связи с ее преклонным возрастом и отсутствием родственников. При жизни ФИО2 составила завещание в её пользу, удостоверенное нотариусом, в соответствии с которым все ее имущество, принадлежащее ей на день смерти, она завещал ей. Наследников первой и последующих очередей у ФИО2 не имеется. Право на наследство в виде жилого дома и земельного участка, по вышеуказанному адресу, она оформить у нотариуса не смогла, так как отсутствовали документы подтверждающие право собственности наследодателя на указанное имущество. В то же время, она приняла наследство, фактически вступив во владение им, снесла ветхий дом, возводит по данному адресу новый дом, обрабатывает земельный участок. Она просит признать право собственности только на земельный участок, так как наследственное имущество в виде жилого дома в настоящее время уже не существует, был ею снесен из-за ветхого состояния. Признание права собственности на земельный участок ей необходимо для юридического оформления принятия наследства, поэтому она просит признать за ней право собственности на земельный участок <адрес>
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа <адрес> в суд не явился, предоставив отзыв, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражали, подтвердили, что информацией по земельному участку не располагают. (л.д. №).
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что знала ФИО2, также знает Асаинову Н.В., с ее слов она знает, что ФИО2 при жизни составила завещание на все имущество на ее имя. Асаинова Н.В. после смерти ФИО2 приняла наследство, она снесла старый дом, на его месте возвела новый, обрабатывает земельный участок.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что знал ФИО2, в настоящее время по найму Асаиновой Н.В. он участвует в строительстве нового дома на земельном участке, который ранее принадлежал ФИО2
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку те длительное время знали ФИО2, Асаинову Н.В., они могли быть очевидцами указанных событий. Кроме того, их показания не противоречат показаниям истца и другим материалам дела.
Выслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельств о смерти – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №).
Из справки <адрес> поселковой администрации Шалинского городского округа видно, что на момент смерти ФИО2 совместно с ней никто не проживал, отдельно проживала Асаинова Н.В. (л.д.№)
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрирован в собственность ФИО1. (№).
Из завещания ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО7, видно, что она все свое имущество завещала Асаиновой <данные изъяты>. (л.д. №).
Из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа видно, что после смерти ФИО1 и ФИО2 заводились наследственные дела (л.д. №).
Из наследственного дела на имя ФИО1 видно, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приняла наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес> <адрес>. (л.д.№)
Это подтверждает доводы истца о том, что её наследодатель ФИО2 принял спорные жилой дом и земельный участок в качестве наследства после смерти своего мужа ФИО1
Однако, как указано выше, государственной регистрации перехода к ней права собственности на это имущество ФИО2 не произвела.
Из наследственного дела на имя ФИО2 видно, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ от Асаиновой Н.В. имеется заявление о принятии наследства после смерти ФИО2 в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Наследственное дело производством не окончено.
Из представленных Асаиновой Н.В. в судебном заседании совокупности доказательств, подтверждены ее доводы о принятии ею наследства после смерти ФИО2 путем фактического вступления во владение им.
Таким образом, судом из представленных доказательств установлено, что после смерти ФИО2, наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>, было фактически принято путем вступления во владение этим наследством Асаиновой Н.В.
Наследников первой и последующих очередей по закону не установлено.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Поскольку имеется завещания от имени наследодателя ФИО2 и не имеется иных наследников, которые могли бы оспорить завещание, то Асаинова Н.В. приобрела право на указанное наследственное имущество в порядке наследования по завещанию.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
С учетом вышеизложенных доказательств, суд находит возможным иск удовлетворить и признать за истцом право собственности на вышеуказанное спорное имущество: земельный участок, как за фактически принявшим это имущество в качестве наследства после смерти ФИО2, завещавшей ей данное имущество, поскольку без этого истец не может в полной мере реализовать право собственности на данное имущество, в частности распоряжаться им.
Вместе с тем, суд счел необходимым разъяснить истцу, что в соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации - право собственности на здания, другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Судебные расходы истец просила отнести на её счет.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Асаиновой <данные изъяты> к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Асаиновой <данные изъяты> право собственности на земельный участок <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение одного месяца.
Решение изготовлено в оригинале в совещательной комнате и провозглашено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья П.П.Сафонов