ПРОХЛАДНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело № 2-498/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Прохладный |
8 августа 2017 года |
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе
судьи Бликанова А.В.,
при секретаре Ким В.И.,
с участием истца Руцкого А.С., его представителя адвоката Ненашевой А.Н., представителя ответчика – местной администрации городского округа Прохладный КБР Ломова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руцкого А.С. к местной администрации городского округа Прохладный КБР о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Руцкий А.С. обратился в Прохладненский районный суд КБР с указанным исковым заявлением, в котором с учетом последующих изменений и уточнений требований просит обязать местную администрацию городского округа Прохладный КБР поставить его на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении, а также обязать местную администрацию городского округа Прохладный КБР предоставить ему как гражданину, уволенному с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения в размере
18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Обосновывая заявленный иск Руцкий А.С. указал, что в течение 27 лет проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, однако собственного жилья не имел, проживал в предоставленной на период прохождения службы квартире в <адрес>, а после увольнения в запас ДД.ММ.ГГГГ сдал служебную квартиру и ДД.ММ.ГГГГ встал на учет в администрации <адрес> как офицер запаса, нуждающийся в получении жилья, однако полагающееся ему жилое помещение не получил, в том числе после переезда на постоянное место жительства в <адрес> в 2005 году и несмотря на его заявления о предоставлении жилого помещения ответчик не поставил его на учет по новому месту проживания и жильем до настоящего времени не обеспечил, чем нарушил его законные права.
В судебном заседании Руцкий А.С. и его представитель заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель местной администрации г.о. Прохладный Ломов М.С. иску возразил, полагал его необоснованным, в связи с чем, а также по причине пропуска срока исковой давности просил отказать в его удовлетворении.
Изучив доводы иска, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики приходит к следующему.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, а также граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы и членов их семей не могут быть ограничены в гарантированных им Конституцией и законодательством Российской Федерации правах.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент переезда истца
в <адрес> в 2005 году, обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета.
При этом в указанном период времени действовали Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Согласно пункту 23 названных Правил, поставленные на очередь для улучшения жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.
Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья (пункт 24 Правил).
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (пункт 22 Правил).
Граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания не подлежат снятию с очереди (пункт 26 Правил).
Как усматривается из материалов дела, достоверно установлено в ходе его рассмотрения и не оспаривается ответчиком, Руцкий А.С., прослуживший в Вооруженных Силах СССР 27 лет был уволен в 1989 году с военной службы в <адрес> в звании подполковника в связи с достижением предельного возраста, однако ни в период прохождения военной службы, ни в последующем собственного жилья не имел.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет в администрации Вольского муниципального образования <адрес> как нуждающийся в жилье уволенный с военной службы офицер запаса.
По обстоятельствам дела также установлено и ответчиком признано, что истец, переехав на постоянное место жительство в <адрес> в 2005 году, своего жилья также не имеет по настоящее время и обращался в местную администрацию
<адрес> для принятия его на учет по новому месту жительства согласно пункту
22 вышеуказанных Правил, однако получил отказ.
Вместе с тем, исходя из положений данного пункта Правил, Руцкий А.С., уже состоящий по на учете по прежнему месту жительства, имел, если следовать оговоренным в пункте 22 Правил правовым установлениям, безусловное право быть принятым
на тот же учет и по новому постоянному месту жительства, которым применительно к настоящему делу является <адрес>, в связи с чем заявленные в данной части к местной администрации г.о. Прохладный исковые требования подлежат удовлетворению, а довод ответчика о необходимости применения к ним срока исковой давности – отклонению в силу прямого указания статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в силу длящегося характера спорных правоотношений.
В то же время, суд соглашается и полагает обоснованными доводы местной администрации о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить Руцкому А.С. испрашиваемое им жилое помещение.
Так, согласно пункту 2.1 статьи 15 от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей отнесено к полномочиям Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона
от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 этого закона жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ установлено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Такой порядок на территории Кабардино-Балкарской Республики установлен Законом Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ и Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О мерах по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц», которыми уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц определено Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (в настоящее время - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики).
При таких обстоятельствах исковые требования об обязании предоставить
испрашиваемое жилое помещение необоснованно адресованы к местной администрации г.о. Прохладный в силу отсутствия у нее соответствующих полномочий.
Надлежащим же ответчиком по данным требованиям является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, которое, вместе с тем, участвующим по делу лицом не является, истец о его привлечении не ходатайствовал, на вопрос суда о наличии такой необходимости ответил отрицательно и настаивал на требованиях именно к местной администрации г.о. Прохладный.
Поскольку же местная администрация г.о. Прохладный, исходя из вышеизложенных обстоятельств, является по требованиям об обязании предоставить жилое помещение ответчиком ненадлежащим, то иск Руцкого А.С. в данной части не может быть удовлетворен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>