Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2020 года <адрес>
Бурейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Пятакове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Бурейского <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Бурейский районный суд в интересах ФИО1 с настоящим исковым заявлением к ответчику Администрации Бурейского <адрес> (далее - Администрация Бурейского <адрес>).
В обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Бурейского <адрес> от ФИО1 поступило заявление о нарушении его жилищных прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части не предоставления жилого помещения.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовой анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Кроме того, в силу ст.1 и ст.152 БК РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право ФИО1 не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования рп (пгт) Новобурейский.
Так, норма предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, составляет 33 кв.м..
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Постановлением главы рабочего поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ № вышеназванное постановление отменено и постановлением главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 постановлена на учет в целях получения жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончила обучение в ГПО АУ <адрес> «Амурский колледж сервиса и торговли» <адрес>, где освоила образовательную программу среднего профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением главе Бурейского <адрес> о предоставлении ей жилого помещения.
Однако, исходя из ответа администрации Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилым помещением ФИО1 обеспечить не представляется возможным в связи с тем, что предусмотренный в 2020 году размер субвенции является недостаточным.
Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности администрации района нарушают законные права и интересы детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилого помещения, отвечающего социальным нормам.
Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилых фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образования.
Просил суд обязать Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающие санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие прокурора Бурейского <адрес>, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО1, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившей рассмотреть дело в её отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Бурейского <адрес>, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что при исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация Бурейского <адрес> руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением <адрес> от 08.04.2013г. № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 вышеуказанной статьи - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению № к настоящему Закону.
В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи - регистрационный учет лиц, подлежащих включению в списки осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 6 вышеуказанной статьи - формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после ДД.ММ.ГГГГ. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи - Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № к настоящему Закону.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № к настоящему Закону.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 16 Приложения № к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Приложения - органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям - сиротам за счет субвенции, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации - расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет, и в пределах субвенций из бюджета Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
На основании постановления главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесений изменения в постановление главы Бурейского <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принята на регистрационный учет.
ФИО1 была включен в список детей - сирот и лиц, относящихся к данной категории, и на основании вышеуказанных правовых норм, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер в списке - 49.
Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией Бурейского <адрес>, Бурейскому <адрес> выделено 6514200,00 рублей для обеспечения жильем детей сирот. Данная субвенция будет израсходована на приобретение шести специализированных жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, включенных в указанный список ранее ФИО1, в целях исполнения решений Бурейского районного суда.
Сведений о том, что в текущем году или в перспективе, администрации Бурейского <адрес> предоставит дополнительное финансирование, достаточное для приобретения 49 жилых помещений, у администрации Бурейского <адрес> не имеется.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Какие-либо права ФИО1 Администрация Бурейского <адрес> не нарушала и не нарушает, так как исполняя государственные полномочия, действует в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, а также положений: статьи 86, 161 Бюджетного кодекса РФ; ст. ст. 19, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Бурейского <адрес> в отношении ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> полностью.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица МКУ Администрации рабочего посёлка Талакан, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (10а) <адрес> согласно выписки из реестра муниципального имущества Бурейского <адрес> № находится в муниципальной собственности Бурейского <адрес>.
Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О соответствии адреса» <адрес> соответствует дому №а в <адрес>.
Согласно акта межведомственной комиссии при администрации Бурейского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным, непригодным для проживания.
В связи с отсутствием финансовых средств в бюджете Бурейского <адрес> и невозможностью дальнейшего проживания граждан в <адрес> в <адрес> администрацией <адрес> было принято решение о переселении граждан в <адрес> (протокол ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ №), в частности с ФИО5 (опекуном ФИО1) был заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> (площадью 41,12 кв.м.), в качестве членов семьи нанимателя были вселены: ФИО1 - внучка, ФИО2 - муж, впоследствии <адрес>. Талакан был снесен (акт № от ДД.ММ.ГГГГ здание №а в <адрес> полностью снесено).
Закрепление жилой площади по адресу <адрес> (площадью 30 кв.м.) за ФИО1 было осуществлено на основании постановления администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, однако в связи с тем, что <адрес> на момент принятия постановления являлся аварийным (акт от ДД.ММ.ГГГГ №), закрепление жилой площади за несовершеннолетней ФИО1 являлось неправомерным, в связи с чем, постановлением от 04.12,2014 года № было отменено постановление о закреплении жилой площади за ФИО1 (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № было направлено в Администрацию Бурейского <адрес>.
Впоследствии жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было включено в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования рабочего посёлка (пгт) Талакан Бурейского <адрес> в 2019-2025гг», и в настоящее время наниматели переселены в пригодное для проживания жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 40,40 кв.м., (договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, наниматель - ФИО5, члены семьи нанимателя: ФИО1 -внучка, ФИО2, - муж).
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица МКУ Отдела образования Администрации Бурейского <адрес>, исполняющего функции органа опеки и попечительства над несовершеннолетними, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что в соответствии с постановлением главы администрации Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ МКУ Отдел образования администрации Бурейского <адрес> определен уполномоченным органом по исполнению государственных полномочий по организации деятельности по опеки и попечительству несовершеннолетних.
В архивных документах МКУ Отдела образования администрации, исполняющий функции органа опеки и попечительства над несовершеннолетними, имеются данные о ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как о лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения своего совершеннолетия остался без попечения родителей, в связи с тем, что её отец ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ, её мать, ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
С целью защиты имущественных прав несовершеннолетней за ней на основании постановления администрации рабочего поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ № было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по
адресу: <адрес>. Данное постановление отменено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ФИО1 была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на регистрационный учет (на основании постановления главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании уведомления министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес> по дате постановки на регистрационный учет ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительно сообщаем, что согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет в органе местного самоуправления.
При наличии судебного решения о возложении обязанности на орган местного самоуправления предоставить жилое помещение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последние имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке очередности по дате вступления судебного решения в законную силу.
Согласно даты постановки ФИО1 на регистрационный учет ее очередь в общем списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес> 49 (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация Бурейского <адрес> наделена полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.
Следовательно, администрация Бурейского <адрес> исполняет переданные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, с учетом объема поступивших финансовых средств в бюджет Бурейского <адрес> из средств бюджета <адрес>.
Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем проведения конкурсных торгов.
В дальнейшем распределение приобретенных жилых помещений осуществляется согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес>, формируемого Министерством социальной защиты населения <адрес>.
Предусмотренный в 2020 году размер субвенции является недостаточным для исполнения администрацией Бурейского <адрес> переданных ей в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем обеспечить ФИО1 жилым помещением возможно лишь в порядке очередности согласно даты постановки ее на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц: <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Министерства социальной защиты населения <адрес>, МКУ Администрация <адрес>, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просивших суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Учитывая, что ФИО1 обратилась с заявлением к прокурору на нарушение его прав на жилищные права, то прокурор был вправе обратиться в суд с в его интересах с указанными требованиями.
Частью 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).
Конституция РФ относит защиту семьи, материнства, отцовства, детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (пункт «ж» ч.1 ст.72, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального, специализированного или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору специализированного найма жилья, определен федеральным законодательством.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусмотрено, что:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ);
1.страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта РФ.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно преамбуле указанного Закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно п.9 ст. 8 указанного Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения <адрес> формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 4 настоящего закона в порядке, установленном ст. 4 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 41 и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 ст.4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом - Министерством социальной защиты населения <адрес> по форме согласно приложению № к настоящему Закону.
Согласно ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, предоставивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Согласно п.1 ч.5 ст.41 и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 01 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения <адрес> следующую информацию о детях-сиротах, указанных в ч.4 настоящей статьи: список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению № к настоящему Закону.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке (далее - полномочия):
по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления;
финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных п.1-3 ч.1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № настоящему Закону.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных п. 4 ч. 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению № к настоящему Закону.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
На основании ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные ст. 4 настоящего закона осуществляются уполномоченным органом - исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями, Министерство социальной защиты населения <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и № «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №).
Пунктами 2-5 указанного Порядка предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Пунктами 16-17, 19, 21 указанного Порядка предусмотрено, что Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением <адрес>. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующей компенсацией данных расходов за счет субвенции, предусмотренной муниципальному району или городскому округу на текущий финансовый год, предоставляемой в порядке, утвержденном постановлением <адрес>. Органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.
Свидетельством о рождении I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом гражданина РФ 10 17 519149 выданным ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Бурейскому <адрес> доказано, что истец ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись о регистрации рождения ДД.ММ.ГГГГ №, отцом записан - ФИО3, матерью - ФИО4.
Свидетельством о смерти I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №, место смерти <адрес>.
Свидетельством о смерти I-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №, место смерти <адрес>.
Постановлением Главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № доказано, что на несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначено ФИО5, проживающая <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ № является членом семьи нанимателя однокомнатной квартиры ФИО5, расположенной по адресу: <адрес> вместе с ними также проживает ФИО2 - муж нанимателя жилого помещения, общая площадь <адрес>,40 кв.м., учитывая, что общая площадь квартиры, меньше нормы предоставления установленной для семьи из трёх человек, то суд приходит к выводу, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
На основании изложенного, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом МКУ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № доказано, что за ФИО1 закреплена жилая площадь на праве пользования по адресу: <адрес>., однако в связи с тем, что <адрес> на момент принятия постановления являлся аварийным (акт от ДД.ММ.ГГГГ №), закрепление жилой площади за несовершеннолетней ФИО1 являлось неправомерным, в связи с чем, постановлением от 04.12,2014 года № было отменено.
Постановлением главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, Уведомлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес>, утвержденного начальником МКУ Отдел образования администрации Бурейского <адрес> ФИО15 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, письменным отзывом ответчика Администрации Бурейского <адрес> на исковое заявление истца, подтверждается, что за ФИО1 жилое помещение не закреплено, что ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа; что ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес>, по дате постановки на регистрационном учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГГГ.
Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доказано, что истец ФИО1 состоит в данном списке под №, что поставлена она на данный учет с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Дипломом о среднем профессиональном образовании 112804 0007737 регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ выданным ГПОАУ АО «Амурский колледж сервиса и торговли <адрес>» доказано, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ получил среднее профессиональное образование «Продавец, контролер-кассир».
На основании изложенного доказано, что ДД.ММ.ГГГГ истец достигла возраста 18 лет; что с ДД.ММ.ГГГГ закончилось её обучение в ГПОАУ АО «Амурский колледж сервиса и торговли <адрес>».
Паспортом гражданина РФ 10 17 519149 выданным ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Бурейскому <адрес> доказано, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, у опекуна, фактически проживает по адресу: <адрес>.
Ответами МКУ Администрацией рп.Новобурейский Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.6/508 подтверждается, что ФИО1 жилое помещение МКУ Администрацией рп.Новобурейский Бурейского <адрес> по договору социального (специализированного) найма из муниципального жилищного фонда не предоставлялось.
Ответами Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ФИО1 жилое помещение по договору социального (специализированного) найма на территории <адрес> не предоставлялось.
Уведомлением об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № доказано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимости <адрес>.
Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что правообладателями жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу <адрес>, являются: ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/4; ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/4; ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/4; ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/4.
Заявлением истца от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что истец ДД.ММ.ГГГГ, достигнув возраста 18 лет и окончив обучение в ГПОАУ АО «Амурский колледж сервиса и торговли <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, обратился в орган местного самоуправления - в Администрацию Бурейского <адрес> с письменным заявлением, о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и находящегося в трудной жизненной ситуации.
Ответом Администрации Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № доказано, что ФИО1 отказано в предоставлении жилого помещения (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Копией постановления главы администрации Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается, что на территории Бурейского муниципального района утверждены нормы предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа не менее 33 кв.м..
На основании изложено, судом достоверно установлено, и не оспорено ответчиком, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, что он жилым помещением органом местного самоуправления Бурейского <адрес> не обеспечен, и нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения; и в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 4 и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и № «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что истец как лицо, из числа детей-сирот, обладает правом как нуждающийся в жилом помещении, на однократное предоставление органом местного самоуправления Бурейского муниципального района - Администрацией Бурейского <адрес> за счет средств областного бюджета благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес> жилого помещения (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, для одиноко проживающих граждан, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Постановление Главы Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа на территории Бурейского <адрес> не менее 33 квадратных метров.
Ответчик не оспаривает право ФИО1 на получение жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации Бурейского <адрес> в письменных возражениях указывает на невозможность предоставления ФИО1 в настоящее время жилого помещения в связи с недостаточным объемом выделяемых бюджету Бурейского муниципального образования средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что ФИО1, но поставленных на учет ранее неё.
Ни статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри указанного Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего Списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи суд отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории и от условий финансирования уполномоченного органа, и отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
В ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Между тем положения норм, регулирующих спорные отношения, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в этой норме юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в редакции, действующая с ДД.ММ.ГГГГ, содержит перечень юридических фактов, при наличии которых орган исполнительной власти обязан предоставить детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, специализированное жилое помещение, при разрешении данного спора надлежит установить момент, с которого такая обязанность возникает (по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Учитывая, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ завершила обучение в ГПОАУ АО «Амурский колледж сервиса и торговли <адрес>» и получила квалификацию: «Продавец, контролер-кассир», учитывая, что ей уже исполнилось 18 лет, у неё возникло право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, и он как имеющий указанное право на получение жилого помещения состоял и состоит на соответствующем учете на получение жилого помещения и юридически значимые обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление ей такого жилья уже наступили.
Однако в нарушение указанного закона жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему ответчиком так и не было предоставлено.
Отсутствие достаточного финансирования, обусловленного исключительно межбюджетными отношениями между ответчиком и иными участниками бюджетной системы, не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав ФИО1 на жильё.
Ненадлежащее исполнение ответчиком в таком случае установленных законом обязанностей не может служить основанием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищной политике в <адрес>» предусмотрено, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма, устанавливается норма предоставления общей площади в размере 33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан.
Постановлением Главы Бурейского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, на территории Бурейского муниципального района не менее 33 квадратных метров.
На основании изложенного, именно ответчик Администрация Бурейского <адрес> обязан предоставить истцу за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления общей площади жилого помещения по договору найма специализированного, установленной органом местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес> - не менее 33 квадратных метра в черте <адрес> Бурейского <адрес>.
Учитывая, что жилое помещение специализированного жилищного фонда ответчиком истцу не предоставлено по настоящее время, то на основании изложенного, надлежит обязать ответчика Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, как законные и обоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурейского <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич