Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4475/2018 ~ М-4227/2018 от 04.10.2018

Дело № 2-4475/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года суд Центрального района города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Красниковой В.Д.,

с участием истца Смирнова А.В., представителя по устному ходатайству Андрющенко С.В.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» по доверенности Поповой Г.Ю.,

представителя ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Ивановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова Андрея Викторовича к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, взыскании расходов по уплате госпошлины

у с т а н о в и л :

Истец Смирнов обратился в суд с настоящим иском к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.. Договор № 42822 на передачу <адрес> собственность датируется 06.04.1994г., зарегистрирован Приказом председателя Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 144 от 06.04.1994г., однако право собственности было зарегистрировано 21.01.11г., что является фактической датой приватизации квартиры.

Согласно информации, представленной Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж, дата первой приватизации помещения в МКД № <адрес> - 30.10.1992г.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> построен и сдан в эксплуатацию в 1962 году, что подтверждается данными технического паспорта от 05.01.1979г. инв. № 0424 на жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>. За период эксплуатации в доме ни разу не проводился капитальный ремонт.

Многоквартирный жилой <адрес> был включен в реестр муниципального имущества приказом департамента муниципальной собственности от 25.02.2003г. № 346 «О включении в реестр муниципального имущества объектов, принятых в муниципальную собственность от ОП ФГУП «ЮВЖД» и поставленных на баланс муниципальных предприятий на основании Постановления Администрации городского округа г. Воронеж от 19.09.2001г. № 1065 «О передаче жилого фонда и инженерных коммуникаций ГП ЮВЖД на баланс муниципальных предприятий», Акта приемки-передачи основных средств от 2002г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФГУП «ЮВЖД» прекратило свою деятельность 31.05.2004г., правопреемником ФГУП «ЮВЖД» является ОАО «РЖД».

Дом, сданный в эксплуатацию в 1962 году, на момент первой приватизации на МКД и на момент приватизации <адрес> находился и находится в настоящее время в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта., а именно: в крайне изношенном состоянии находятся подвальные помещения дома, несущие стены имеют вертикальные трещины по фасаду, образовавшиеся более 20 лет назад, система электроснабжения находится в крайне неудовлетворительном состоянии: изношена, вводно-распределительное устройство в подвальном помещении крайне изношено, находится в пожароопасном состоянии, система холодного водоснабжения находится в состоянии крайней изношенности, не подлежит текущему ремонту, требует капитального ремонта, системы отопления и канализации также требуют капитального ремонта.

Ссылаясь на то, что на момент приватизации первого помещения в многоквартирном жидом <адрес> наймодателем являлся ОП ФГУП «ЮВЖД», а на дату приватизации квартиры истца наймодателем являлась Администрация городского округа г. Воронеж, истец, обосновывая заявленные требования ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 309,310,322 ГК РФ, обращается за защитой нарушенных прав, с учетом уточнения заявленных требований, просит:

- Обязать ответчиков ОАО «РЖД» и Администрацию городского округа г. Воронеж солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

- Взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.119-122).

Истец Смирнов А.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель истца Смирнова А.В. по устному ходатайству Андрющенко С.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» по доверенности Попова Г.Ю. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.27-29).

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Иванова Ю.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.47-50).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Смирнов А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 21.01.2011 г., выданного на основании: Постановления Управы Ленинского района администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 09.12.2010 г. № 1017; свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом нотариального округа городской округ г. Воронеж Воронежской области ФИО1 17.08.2010 г., реестровый номер 2095; Постановления Управы Ленинского района администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 30.11.2010 г. № 974; Акта о завершении перепланировки жилого помещения от 01.12.2010 г. № 133 (л.д.6).

Письмом ООО «УК Семья» исх. № 445 от 14.09.2018 г., адресованным Смирнову А.В., последнему сообщено, что в техническом паспорте многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от 05.01.1979 г. инв. № 0424 отсутствуют сведения о проведении капитального ремонта дома, в том числе любых систем и конструктивных элементов с даты ввода дома в эксплуатацию в 1962 году до настоящего времени (л.д.10).

В материалы дела представлен Акт технического обследования многоквартирного жилого <адрес>, составленный комиссией в составе главного инженера ООО УК «Семья» ФИО2 и председателя совета дома Смирнова А.В., утвержденный генеральным директором ООО УК Семья» 20.04.2018 г., в котором отражен результат обследования технического состояния инженерного оборудования и конструктивных элементов данного многоквартирного дома и сделан вывод, что не обнаружено следов проведения капитального ремонта на общедомовом имуществе (л.д.124).

Согласно информации, представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж от 02.11.2018 г., капитальный ремонт многоквартирного <адрес> за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, а также за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ не проводился (л.д.51-52).

Из письма Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области от 18.09.2018 г., адресованного Смирнову А.В., следует, что согласно информации, предоставленной управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа <адрес> – 1962 года постройки, 5-этажный, 4 – подъездный. Физический износ конструктивных элементов составляет:

-крыши – 20 %;

-фасада – 60 %;

-подвальное помещение – 20 %;

-фундамент – 20 %;

-инженерных систем водоотведения, холодного водоснабжения – 80 %;

-инженерных систем теплоснабжения, электроснабжения – 60 %.

Дом по вышеуказанному адресу включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением Правительства Воронежской области № 183 от 06.03.2014 г. (в ред. от 23.12.2016). Капитальный ремонт крыши, подвального помещения, системы электроснабжения запланирован в период с 2020 по 2022 г.г., ремонт фасада в период с 2023 по 2025 г.г., ремонт системы водоотведения, ремонт фундамента в период с 2026 по 2028 г.г. (л.д.11-13).

Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Согласно п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственников помещений.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ).

В целях реализации Закона Воронежской области от 08.07.2013 N 106-ОЗ "Об установлении порядка подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований к ней, а также критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области", правительством Воронежской области постановлением от 06.03.2014 N 183 (ред. от 23.12.2016) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

В Перечне всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, являющимся приложением № 1 к региональной программе, содержится многоквартирный жилой <адрес>, где предусмотрен следующий плановый период (срок) проведения работ по капитальному ремонту общего имущества данного многоквартирного дома:

- на 2020-2022 годы - капитальный ремонт систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений;

- на 2023-2025 годы - капитальный ремонт фасада;

- на 2026-2028 - капитальный ремонт системы водоотведения, ремонт фундамента (л.д.148-154).

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу статьи 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.

Обращаясь в суд с данным иском, Смирнов А.В. ссылается на положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой, приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, при этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

На основании приказа № 346 от 25.02.2003 г. Департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж жилой дом по уд. Донбасская, № 5 включен в реестр муниципальной собственности, принят от ОП ФГУП «ЮВЖД» и поставлен на баланс МУ «РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района г. Воронежа (л.д.61).

06.04.1994 г. между Воронежским отделением Юго-Восточной железной дороги (Владелец) и ФИО3 (Приобретатель) заключен договор № 42822 на передачу квартиры в собственность, согласно которому на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» владелец передал, а приобретатель принял в собственность занимаемую квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 57,8 кв.м, в том числе жилой – 43,5 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.58-59).

Согласно информации, представленной Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж от 31.10.2018 г., дата первой приватизации помещения в многоквартирном жилом <адрес> - 30.10.1992г. (л.д.56-57).

В приложении к Приказу Управления Муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж № 227 от 02 марта 2010 г., которым исключены из реестра муниципального имущества многоквартирные дома, в которых помещения принадлежат двум и более различным собственникам, значится <адрес> (л.д.67-71).

Истец Смирнов А.В. приобрел право собственности на <адрес> в порядке наследования по завещанию, после смерти наследодателя - ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о праве на наследство от 17.08.2010 г. (л.д.106-107).

Таким образом, на указанное жилое помещение договор социального найма со Смирновым А.В. не заключался, в собственность последнему <адрес> в порядке приватизации не передавалась.

Оценивая представленные стороной истца доказательства в их совокупности с учетом спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что возникновение у Смирнова А.В. права собственности на квартиру в многоквартирном жилом <адрес> не связано с ее передачей в порядке приватизации, а потому, как у ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» (даже в случае наличия правопреемства), так и у Администрации городского округа город Воронеж отсутствует обязанность, предусмотренная статьей 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", перед истцом по производству капитального ремонта принадлежащей ему квартиры, поскольку ответчики наймодателем по отношению к нему не являлись.

Учитывая возникшие спорные правоотношения, суд не находит оснований для применения при разрешении спора по настоящему делу положений ст. 309, 310 ГК РФ, на которые ссылается истец, поскольку ст.16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" не установлена обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт жилых помещений в многоквартирном доме у граждан, приобретших право собственности на такие жилые помещения не в порядке приватизации, а по иным основаниям, например, по договорам купли-продажи, дарения, в порядке наследования. Для таких граждан установлено общее правило несения бремени расходов на содержание общего имущества на свои средства.

В соответствии с ч.1ст. 322ГК РФ солидарная ответственность возникает, если солидарность ответственности предусмотрена договором или установлена законом, однако к спорным правоотношениям данная норма также не применима.

Доводы истца Смирнова А.В. о том, что регистрация права собственности на <адрес> 21.01.2011г., является фактической датой приватизации данной квартиры, судом не принимаются во внимание, поскольку являются юридически не состоятельными. 21.01.2011 г. зарегистрирована не приватизация квартиры, а переход права собственности по завещанию.

Ссылка истца на то, что в настоящее время имеется необходимость в проведении капитального ремонта <адрес>, применительно к возникшим спорным правоотношениям, также не принимается судом, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе капитального ремонта. Как указано выше дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в программу капитального ремонта с установлением сроков проведения ремонта.

По мнению суда, истечение сроков эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем дома, на что ссылался истец в обоснование своих требований, не является безусловным основанием для проведения капитального ремонта, поскольку указанные сроки являются минимальными, что изначально предполагает возможность их эксплуатации в течение более продолжительного срока. Поэтому истечение сроков само по себе не свидетельствует об аварийном состоянии конструктивных элементов и инженерных систем дома и о необходимости проведения незамедлительного капитального ремонта.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Смирнова Андрея Викторовича к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, взыскании расходов по уплате госпошлины, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 17 декабря 2018 года.

Дело № 2-4475/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года суд Центрального района города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Красниковой В.Д.,

с участием истца Смирнова А.В., представителя по устному ходатайству Андрющенко С.В.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» по доверенности Поповой Г.Ю.,

представителя ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Ивановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова Андрея Викторовича к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, взыскании расходов по уплате госпошлины

у с т а н о в и л :

Истец Смирнов обратился в суд с настоящим иском к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.. Договор № 42822 на передачу <адрес> собственность датируется 06.04.1994г., зарегистрирован Приказом председателя Комитета по управлению жилищным фондом г. Воронежа № 144 от 06.04.1994г., однако право собственности было зарегистрировано 21.01.11г., что является фактической датой приватизации квартиры.

Согласно информации, представленной Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж, дата первой приватизации помещения в МКД № <адрес> - 30.10.1992г.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> построен и сдан в эксплуатацию в 1962 году, что подтверждается данными технического паспорта от 05.01.1979г. инв. № 0424 на жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>. За период эксплуатации в доме ни разу не проводился капитальный ремонт.

Многоквартирный жилой <адрес> был включен в реестр муниципального имущества приказом департамента муниципальной собственности от 25.02.2003г. № 346 «О включении в реестр муниципального имущества объектов, принятых в муниципальную собственность от ОП ФГУП «ЮВЖД» и поставленных на баланс муниципальных предприятий на основании Постановления Администрации городского округа г. Воронеж от 19.09.2001г. № 1065 «О передаче жилого фонда и инженерных коммуникаций ГП ЮВЖД на баланс муниципальных предприятий», Акта приемки-передачи основных средств от 2002г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФГУП «ЮВЖД» прекратило свою деятельность 31.05.2004г., правопреемником ФГУП «ЮВЖД» является ОАО «РЖД».

Дом, сданный в эксплуатацию в 1962 году, на момент первой приватизации на МКД и на момент приватизации <адрес> находился и находится в настоящее время в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта., а именно: в крайне изношенном состоянии находятся подвальные помещения дома, несущие стены имеют вертикальные трещины по фасаду, образовавшиеся более 20 лет назад, система электроснабжения находится в крайне неудовлетворительном состоянии: изношена, вводно-распределительное устройство в подвальном помещении крайне изношено, находится в пожароопасном состоянии, система холодного водоснабжения находится в состоянии крайней изношенности, не подлежит текущему ремонту, требует капитального ремонта, системы отопления и канализации также требуют капитального ремонта.

Ссылаясь на то, что на момент приватизации первого помещения в многоквартирном жидом <адрес> наймодателем являлся ОП ФГУП «ЮВЖД», а на дату приватизации квартиры истца наймодателем являлась Администрация городского округа г. Воронеж, истец, обосновывая заявленные требования ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 309,310,322 ГК РФ, обращается за защитой нарушенных прав, с учетом уточнения заявленных требований, просит:

- Обязать ответчиков ОАО «РЖД» и Администрацию городского округа г. Воронеж солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

- Взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.119-122).

Истец Смирнов А.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель истца Смирнова А.В. по устному ходатайству Андрющенко С.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» по доверенности Попова Г.Ю. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.27-29).

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Иванова Ю.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.47-50).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Смирнов А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 21.01.2011 г., выданного на основании: Постановления Управы Ленинского района администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 09.12.2010 г. № 1017; свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом нотариального округа городской округ г. Воронеж Воронежской области ФИО1 17.08.2010 г., реестровый номер 2095; Постановления Управы Ленинского района администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 30.11.2010 г. № 974; Акта о завершении перепланировки жилого помещения от 01.12.2010 г. № 133 (л.д.6).

Письмом ООО «УК Семья» исх. № 445 от 14.09.2018 г., адресованным Смирнову А.В., последнему сообщено, что в техническом паспорте многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от 05.01.1979 г. инв. № 0424 отсутствуют сведения о проведении капитального ремонта дома, в том числе любых систем и конструктивных элементов с даты ввода дома в эксплуатацию в 1962 году до настоящего времени (л.д.10).

В материалы дела представлен Акт технического обследования многоквартирного жилого <адрес>, составленный комиссией в составе главного инженера ООО УК «Семья» ФИО2 и председателя совета дома Смирнова А.В., утвержденный генеральным директором ООО УК Семья» 20.04.2018 г., в котором отражен результат обследования технического состояния инженерного оборудования и конструктивных элементов данного многоквартирного дома и сделан вывод, что не обнаружено следов проведения капитального ремонта на общедомовом имуществе (л.д.124).

Согласно информации, представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж от 02.11.2018 г., капитальный ремонт многоквартирного <адрес> за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, а также за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ не проводился (л.д.51-52).

Из письма Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области от 18.09.2018 г., адресованного Смирнову А.В., следует, что согласно информации, предоставленной управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа <адрес> – 1962 года постройки, 5-этажный, 4 – подъездный. Физический износ конструктивных элементов составляет:

-крыши – 20 %;

-фасада – 60 %;

-подвальное помещение – 20 %;

-фундамент – 20 %;

-инженерных систем водоотведения, холодного водоснабжения – 80 %;

-инженерных систем теплоснабжения, электроснабжения – 60 %.

Дом по вышеуказанному адресу включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением Правительства Воронежской области № 183 от 06.03.2014 г. (в ред. от 23.12.2016). Капитальный ремонт крыши, подвального помещения, системы электроснабжения запланирован в период с 2020 по 2022 г.г., ремонт фасада в период с 2023 по 2025 г.г., ремонт системы водоотведения, ремонт фундамента в период с 2026 по 2028 г.г. (л.д.11-13).

Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Согласно п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственников помещений.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ).

В целях реализации Закона Воронежской области от 08.07.2013 N 106-ОЗ "Об установлении порядка подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований к ней, а также критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области", правительством Воронежской области постановлением от 06.03.2014 N 183 (ред. от 23.12.2016) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

В Перечне всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, являющимся приложением № 1 к региональной программе, содержится многоквартирный жилой <адрес>, где предусмотрен следующий плановый период (срок) проведения работ по капитальному ремонту общего имущества данного многоквартирного дома:

- на 2020-2022 годы - капитальный ремонт систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений;

- на 2023-2025 годы - капитальный ремонт фасада;

- на 2026-2028 - капитальный ремонт системы водоотведения, ремонт фундамента (л.д.148-154).

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу статьи 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.

Обращаясь в суд с данным иском, Смирнов А.В. ссылается на положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой, приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, при этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

На основании приказа № 346 от 25.02.2003 г. Департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж жилой дом по уд. Донбасская, № 5 включен в реестр муниципальной собственности, принят от ОП ФГУП «ЮВЖД» и поставлен на баланс МУ «РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района г. Воронежа (л.д.61).

06.04.1994 г. между Воронежским отделением Юго-Восточной железной дороги (Владелец) и ФИО3 (Приобретатель) заключен договор № 42822 на передачу квартиры в собственность, согласно которому на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» владелец передал, а приобретатель принял в собственность занимаемую квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 57,8 кв.м, в том числе жилой – 43,5 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.58-59).

Согласно информации, представленной Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж от 31.10.2018 г., дата первой приватизации помещения в многоквартирном жилом <адрес> - 30.10.1992г. (л.д.56-57).

В приложении к Приказу Управления Муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж № 227 от 02 марта 2010 г., которым исключены из реестра муниципального имущества многоквартирные дома, в которых помещения принадлежат двум и более различным собственникам, значится <адрес> (л.д.67-71).

Истец Смирнов А.В. приобрел право собственности на <адрес> в порядке наследования по завещанию, после смерти наследодателя - ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о праве на наследство от 17.08.2010 г. (л.д.106-107).

Таким образом, на указанное жилое помещение договор социального найма со Смирновым А.В. не заключался, в собственность последнему <адрес> в порядке приватизации не передавалась.

Оценивая представленные стороной истца доказательства в их совокупности с учетом спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что возникновение у Смирнова А.В. права собственности на квартиру в многоквартирном жилом <адрес> не связано с ее передачей в порядке приватизации, а потому, как у ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» (даже в случае наличия правопреемства), так и у Администрации городского округа город Воронеж отсутствует обязанность, предусмотренная статьей 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", перед истцом по производству капитального ремонта принадлежащей ему квартиры, поскольку ответчики наймодателем по отношению к нему не являлись.

Учитывая возникшие спорные правоотношения, суд не находит оснований для применения при разрешении спора по настоящему делу положений ст. 309, 310 ГК РФ, на которые ссылается истец, поскольку ст.16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" не установлена обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт жилых помещений в многоквартирном доме у граждан, приобретших право собственности на такие жилые помещения не в порядке приватизации, а по иным основаниям, например, по договорам купли-продажи, дарения, в порядке наследования. Для таких граждан установлено общее правило несения бремени расходов на содержание общего имущества на свои средства.

В соответствии с ч.1ст. 322ГК РФ солидарная ответственность возникает, если солидарность ответственности предусмотрена договором или установлена законом, однако к спорным правоотношениям данная норма также не применима.

Доводы истца Смирнова А.В. о том, что регистрация права собственности на <адрес> 21.01.2011г., является фактической датой приватизации данной квартиры, судом не принимаются во внимание, поскольку являются юридически не состоятельными. 21.01.2011 г. зарегистрирована не приватизация квартиры, а переход права собственности по завещанию.

Ссылка истца на то, что в настоящее время имеется необходимость в проведении капитального ремонта <адрес>, применительно к возникшим спорным правоотношениям, также не принимается судом, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе капитального ремонта. Как указано выше дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в программу капитального ремонта с установлением сроков проведения ремонта.

По мнению суда, истечение сроков эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем дома, на что ссылался истец в обоснование своих требований, не является безусловным основанием для проведения капитального ремонта, поскольку указанные сроки являются минимальными, что изначально предполагает возможность их эксплуатации в течение более продолжительного срока. Поэтому истечение сроков само по себе не свидетельствует об аварийном состоянии конструктивных элементов и инженерных систем дома и о необходимости проведения незамедлительного капитального ремонта.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Смирнова Андрея Викторовича к ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности солидарно произвести комплексный капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, взыскании расходов по уплате госпошлины, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 17 декабря 2018 года.

1версия для печати

2-4475/2018 ~ М-4227/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Андрей Викторович
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Воронежского филиала "Юго-Восточная железная дорога"
Администрация городского округа город Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
04.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2018Передача материалов судье
08.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.11.2018Предварительное судебное заседание
07.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.11.2018Предварительное судебное заседание
26.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2018Предварительное судебное заседание
12.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2019Дело оформлено
07.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее