РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2017 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Ситниковой А.В.,
с участием
представителя истца - Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Харлашкина В.В.,
ответчика Филипповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1475/2017 по иску Государственной жилищной инспекции Тульской области к Луниной Ларисе Александровне, Трифоновой Анне Александровне, Филипповой Светлане Анатольевне о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
установил:
представитель Государственной жилищной инспекции Тульской области (Инспекция) по доверенности Харлашкин В.В. обратился в суд с иском к Луниной Л.А., Трифоновой А.А., Филипповой С.А. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обоснование исковых требований указал, что в Инспекцию поступило заявление управляющей организации ООО УК «Единая Тула» о включении в реестр лицензий <адрес> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению приложены: копия договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; копия протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; копия реестра собственников, присутствующих на собрании. Согласно вышеуказанному протоколу, собственниками принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО УК «Единая Тула». При анализе указанных документов Инспекцией выявлен ряд нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Уведомление собственника, по инициативе которого созывалось общее собрание, о проведении собрания и оформленные установленным образом решения собственников в Инспекцию не были представлены. В представленном реестре собственников помещений в МКД № под <адрес>, принявших участие в общем собрании собственников, решения по каждому вопросу отсутствуют, что могло повлиять на волеизъявление собственников помещений. Тем самым имеют место нарушения ст. ст. 45, 48 ЖК РФ, свидетельствующие о нарушении порядка проведения собрания. Кроме того, в представленном реестре отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения. При сравнении реестра с данными из ЕГРП выявлен ряд несоответствий. Луниной Л.А., голосовавшей от <адрес>, принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 43,3 кв.м., то есть ей принадлежит 28,9 кв. м., а не 43,3 кв.м, как указано в реестре. От <адрес> голосовала ФИО7, владеющая в квартире площадью 70,7 кв. м., вместе с тем, по данным ЕГРП ей принадлежит 46,6 кв.м. жилого помещения. Филипповой С.А., голосовавшей от <адрес>, принадлежит 46,9 кв.м. в указанной квартире, а не 71,1 кв.м., как указано в реестре. Общая площадь МКД по адресу: <адрес>, составляет 715,6 кв.м. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ площадь помещений, участвовавших в голосовании, составляет 414,8 кв.м., что составляет 58%. В соответствии с представленным реестром, а также с учетом выявленных расхождений площадь помещений, участвовавших в голосовании, составляет 352,1 кв.м., что составляет 49,2%. Таким образом, общее собрание не имеет кворума и является неправомочным. Просил признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в форме очного голосования.
Ответчики Лунина Л.А., Трифонова А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в представленных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
В представленных письменных объяснениях ответчики Лунина Л.А. и Трифонова А.А. указали, что о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, им не было известно и участия в нем они не принимали. О смене управляющей организации они узнали в ДД.ММ.ГГГГ года из таблички, прикрепленной к подъездной двери МКД. При ознакомлении с протоколом внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом, они обнаружили, что подписи в протоколе выполнены не ими, они не расписывались в листе регистрации собственников МКД. Полагали, что не являются надлежащими ответчиками по делу.
В возражениях на исковое заявление ответчик Филиппова С.А. привела доводы, аналогичные по содержанию письменным объяснениям ответчиков Луниной Л.А. и Трифоновой А.А.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Гарант», ООО УК «Единая Тула» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Представитель истца - Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Харлашкин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Филиппова С.А. в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством, с учетом представленных ею возражений. Дополнительно пояснила, что ее фамилия в протоколе решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ написана с ошибкой. Полагала, что оспариваемое Инспекцией решение действительно было сфальсифицировано, поскольку никакого общего собрания собственников в указанный день не проводилось.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания); выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные Кодексом к компетенции общего собрания.
В соответствии с положениями ст. 44, 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 4 ст. 45 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в ч. 3 ст. 45 Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Из анализа указанных норм права следует, что законодатель наделил собственника помещения в многоквартирном доме инициировать общее собрание собственников для разрешения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания. При этом определена процедура проведения общего собрания, соблюдение которой и наличие кворума для легитимности принятого таким собранием решений является обязательной.
Кроме того, согласно ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (ч. 1 Статьи).
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ или удостоверена нотариально (ч. 2 Статьи).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 Статьи).
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что в Государственную жилищную инспекцию Тульской области поступило заявление управляющей организации ООО УК «Единая Тула» о включении в реестр лицензий <адрес> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения, принятого ДД.ММ.ГГГГ внеочередным общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома, и оформленного протоколом №.
Как усматривается из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, инициатором внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу являлась Трифонова А.А., ответчики по делу Филиппова С.А. решением общего собрания была избрана секретарем собрания, а Лунина Л.А. – членом счетной комиссии. К протоколу приложен реестр собственников, присутствовавших на внеочередном общем собрании и принявших участие в голосовании.
Вместе с тем, из объяснений ответчиков Луниной Л.А., Трифоновой А.А. и Филипповой С.А. следует, что о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, им не было известно, участия в нем они не принимали, Трифонова А.А. инициатором внеочередного общего собрания не являлась, о результатах решения от ДД.ММ.ГГГГ, якобы принятого на общем собрании собственников помещений МКД, им стало известно из объявления, размещенного ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией, подписи в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений МКД и реестре голосования выполнены не ими.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Данные положения Закона сторонам были разъяснены.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные Конституцией РФ равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей.
Применительно к настоящему спору обязанность доказывания легитимности принятого общим собранием решения возложена на ответчика.
Между тем, относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что оспариваемое решение является легитимным, а изложенные в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ сведения соответствуют действительности, суду не представлено.
Напротив, объяснениями ответчиков подтверждается, что внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очного голосования по адресу: <адрес>, и оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, фактически не было, ответчики инициаторами внеочередного общего собрания не являлись и какими-либо полномочиями не наделялись.
Суду также не представлено доказательств того, что собственники помещений МКД были надлежащим образом уведомлены о проведении внеочередного общего собрания.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении обязательной процедуры проведения общего собрания, предусмотренной положениями ст. 45 ЖК РФ.
В данном случае решение внеочередного общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>, проведенное в форме очного голосования и оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя считать действительным, и правовой оценки представленных доказательств на предмет наличия кворума не требуется.
При установленных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Тульской области удовлетворить.
Признать решение внеочередного общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>, проведенное в форме очного голосования и оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Громов