Дело № 2-3720/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Коваленко Е.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвоздовской Е. А. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности принять документы, осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Гвоздовская Е.А. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим исковым заявлением к ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Благовещенк и Благовещенскому району, в обоснование заявленных требований указала, что 25.01.2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации программы развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области принято постановление № 26 об утверждении положения о предоставлении социальных плат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья. 20.12.2012 года истцом и ее супругом был заключен кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на инвестирование и строительство однокомнатной квартиры в жилом доме. В соответствии с постановлением № 26 истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. Решением от 20.12.2012 года истцу предоставлена компенсация расходов по уплате процентов по кредитному договору. Однако выплата по уплате процентов ответчиком была произведена только по август 2015 года включительно. В связи с чем образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, сумма задолженности составляет 27130 рублей 76 копеек.
На основании изложенного, истец Гвоздовская Е.А. просила суд возложить на ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Благовещенк и Благовещенскому району обязанность по уплате процентов по кредитному договору № 173979 от 20.12.2012 года в пользу Гвозводской Е.А. за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года в размере 27130 рублей 76 копеек; взыскать с ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Благовещенк и Благовещенскому району в пользу Гвоздовской Е.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились истец, представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители третьих лиц Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Как следует из отзыва на исковое заявление ГКУ АО «Благовещенское УСЗН», ответчик с требованиями Гвоздовской Е.А. не согласен, в обоснование указано, что выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. В связи с утратой законной силы Положения № 26 с 01.01.2016 года управление прекратило прием заявлений от граждан, претендующих на предоставление социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на приобретение жилья. Гвоздовская Е.А. с декабря 2012 года является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов. 09.09.2015 года истцом было подано последнее заявление на компенсацию части расходов по уплате процентов, на основании которого был произведен перерасчет социальной выплаты за март-август 2015 года, других заявлений не поступало. На обращение истца о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за сентябрь-декабрь 2015 года управление направило ей мотивированный отказ. Принимая после 01.01.2016 года от граждан заявление на компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору и назначая данную компенсацию, управление нарушает нормы Постановления № 593, что приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Кроме того, расчет компенсации, произведенный истцом, не верный, сумма компенсации части расходов за период с сентября по декабрь 2015 года составляет 26330 рублей 03 копейки. Ответчик просил в иске отказать в полном объеме.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2012 года между ОАО «Сбербанк России» и Гвоздовской Е.А., Гвоздовским С.А. был заключен кредитный договор № 173979, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.
Истец обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
До 01 января 2014 года предоставление социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С 01 января 2014 года социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями), действующим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», ответчик не оспаривает.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести компенсационную выплату по кредитному договору за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года в размере 27 130 рублей 76 копеек, суд приходит к следующему.
Из совокупного смысла пунктов 8 вышеприведенного Положения следует, что решение о включении гражданина в программу принимается один раз, в последующем, по заявлению гражданина, на основании указанного решения, производится расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
С 01 января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 19, от 23 января 2012 г. N 20, от 25 января 2012 г. N 26, от 27 февраля 2012 г. N81, от 10 апреля 2012 г. N 179, от 23 июля 2012 г. N 396, от 25 июля 2012 г. N 402, от 12 октября 2012 г. N 576, от 22 октября 2012 г. N 591, от 19 ноября 2012 г. N 662, от 26 декабря 2012 г. N 783, от 13 февраля 2013 г. N 46, от 19 марта 2013 г. N 100, от 27 февраля 2014 г. N 108, от 4 апреля 2014 г. N 209, от 23 декабря 2014 г. N 755.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанным в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца к компенсации было принято ответчиком до 01 января 2016 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года N 784.
В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 является подзаконным нормативно-правовым актом, в котором отсутствует прямое указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, поскольку постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» вступило в законную силу с 01 января 2016 года, следовательно, оно будет распространяться на отношения, возникшие после введения его в действие.
Решение в отношении истца о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту принято до 1 января 2016 года, а, в силу п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784, данные выплаты должны были производиться в установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 порядке.
Довод ответчика о том, что в связи с утратой силы с 01 января 2016 года п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 у ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не имелось законных оснований для назначения социальной выплаты за 2015 год, поскольку с соответствующим заявлением и пакетом документов истец обратилась в Управление после 01.01.2016 года, суд находит ошибочным, основанным наневерном толковании норм материального права, общих правил применения законов во времени.
Обращение истца после декабря 2018 года в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о начислении и произведении ей социальной выплаты за 2015 год носило законный характер, и законность такого обращения не может быть поставлена в зависимость от вступившего в законную силу с 01 января 2016 года постановления Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784».
При указанных обстоятельствах суд считает, что Гвоздовская Е.А. вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года.
Таким образом, учитывая, что именно к полномочиям государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в силу приведенного Положения отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определение размера причитающихся компенсаций, в связи с признанием права истца на получение компенсационных выплат за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года нарушенным.
Проверив расчет компенсации, произведенный истцом, суд находит его неверным, принимая во внимание предоставленный ответчиком расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность осуществить выплату истцу компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № 173979 от 20 декабря 2012 года за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 26 330 рублей 03 копеек.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по оплате по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гвоздовской Екатерины Андреевны удовлетворить частично.
Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить Гвоздовской Е. А. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № 173979 от 20.12.2012 года за период с 01 сентября 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 26 330 рублей 03 копеек за счет средств областного бюджета, отказав в остальной части требований.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Гвоздовской Е. А. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Фирсова
Решение в окончательной форме изготовлено 12.04.2019 года