29 апреля 2014 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,
С участием ст.помощника Раменского городского прокурора Абаимовой Е.А.,
при секретаре Ганчевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2122/14 по иску Раменского городского прокурора в интересах РФ в лице ТУ ФАУГИ по МО к Щукину И. Н., третьим лицам ФГБУ «Федеральной кадастровой палате» по МО, Управлению Росреестра по МО, ГКУ МО «Мособллес» о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятия земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Истец- Раменский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ к Щукину И.Н. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета. В обоснование требований указал, что Раменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории <адрес>. Установлено, что в собственности РФ имеется земельный участок лесного фонда: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда. По факту завладения мошенническим путем земельными участками, расположенными в <адрес>, являющимися землями лесного фонда, находящимися в собственности РФ и на балансе Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» СУ МУ МВД России «Раменское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела установлено, что неустановленные лица из земель, находящихся в собственности РФ и на балансе Виноградовского филиала ГКУ МО « Мособллес», расположенных вблизи <адрес>, незаконно изъяли, в том числе земельный участок площадью <...> кв.м. В результате проведения государственного кадастрового учета незаконно изъятому участку присвоен кадастровый номер <номер> и адрес: <адрес>. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на имя Щукина И.Н. на основании выписки из похозяйственной книги <номер> за <дата>. администрации <...> сельского округа о наличии у гражданина права на земельный участок от <дата>, выданной главой сельского поселения <...>. Согласно данной выписке, запись о предоставлении земельного участка ответчику в похозяйственных книгах сделана на основании постановления главы <...> сельского совета <номер> от <дата>. Однако по данным Администрации Раменского муниципального района Московской области в похозяйственных книгах по <адрес> за <дата> лицевые счета на имя Щукина И.Н. отсутствуют. В похозяйственном учете администрации сельского поселения <...> сведений об ответчике и его земельном участке не имеется, свидетельство, а также записи о выдаче ответчику указанного выше свидетельства в администрациях сельского поселения Константиновское и Раменского муниципального района отсутствуют, выписка из похозяйственной книги Щукину И.Н. не выдавалось. Уполномоченный орган решений о предоставлении участка ответчику не принимал. Земельный участок с кадастровым номером <номер> фактически находится на лесном участке землях лесного фонда, являющихся территорией <...> лесничества Московской области. Собственник – РФ не давало согласие на постановку на государственный кадастровый учет указанного участка. Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете в свою очередь повлекло нарушение прав РФ в области земельных отношений (л.д.2-5).
В судебном заседании ст.помощник прокурора Абаимова Е.А. поддержала заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик- Щукин И.Н. не явился, извещен в надлежащем порядке, возражений по иску не представил.
Третье лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области извещено, представитель не явился.
Третье лицо- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представитель по доверенности Киселева С.А. не явилась, извещена в надлежащем порядке.
Третье лицо -Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес» - представитель Клочко А.В. в судебное заседание явился, исковые требования прокурора поддержал, просили удовлетворить, о чем представил отзыв по иску, указал, что спорный земельный участок фактически находится на лесном участке землях лесного фонда, являющемся территорией <...> участкового лесничества и собственностью Российской Федерации.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 233 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в порядке заочного производства в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о рассмотрении дела.
Суд, выслушав доводы истца, 3-е лицо, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предметом спора является земельный участок площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>. Сведения о земельном участке были внесены в ГКН <дата>. на основании выписки из похозяйственной книги <номер> за <дата>. (л.д. 36-68). Право собственности на указанный участок не зарегистрировано ( л.д.6).
Статья 8 ГК РФ в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как указано выше, сведения в ГКН о спорном земельном участке были вынесены на основании выписок из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (л.д.38, 65).
Согласно ст. 64 Земельного кодекса от 25.04.91 г., земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
На основании ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1, 2, 7 ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется, если данный земельный участок предоставлен гражданину на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе устанавливающих право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный выше земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность; граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность; государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется; в случае если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Таким образом, выписка из похозяйственной книги сама по себе может являться документом для регистрации права собственности лишь при наличии у гражданина права на земельный участок, которое он вправе зарегистрировать в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", а также ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ответчиком не опровергнут довод истца, основанный на материалах проверки, о том, что спорный земельный участок не предоставлялся ему ни в собственность, ни на каком-либо ином праве.
Как следует из выше названной выписки из похозяйственной книги администрации сельского поселения <...> (л.д.38), запись о предоставлении земельного участка Щукину И.Н. в данной книге сделана на основании постановления <...> сельского Совета <номер> от <дата>.
Решением Малого Совета Мособлсовета N 9/20 от 16.09.92 г. был утвержден Примерный порядок изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках Московской области, на основании которого, предоставление земельных участков в собственность, пользование, владение осуществляется администрацией города, района, поселка по предоставлению городского (районного) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно п. 2.7 данного Положения право собственности на землю удостоверяется государственным актом или свидетельством, которые выдаются и регистрируются местной администрацией.
Согласно п. 1.4 данного Положения свидетельство подписывалось главой администрации, постановлением которого предоставлен земельный участок, и скреплялось гербовой печатью.
В соответствии с п. 2.3 Постановление главы местной администрации о предоставлении земельного участка являлось основанием для выдачи свидетельств.
Пункт 2.2 решения N 9/27 от 09.12.92 г. Мособлдумы "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области" возложил ответственность за проведение работ по перерегистрации и выдаче свидетельств гражданам на глав местной администрации и председателей районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
В данном случае ни постановление местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность ответчика, ни свидетельство о праве собственности и приложение к нему - план земельного участка с указанием его границ и привязки к местности материалы дела не содержат. Между тем, как следует из ответа администрации Раменского муниципального района в похозяйственных книгах по <адрес> за <дата> лицевой счет на Щукина И.Н. отсутствует, постановление <...> сельского Совета <номер> от <дата>. на хранение не поступало. Более того, по данным похозяйственного учета <дата>. администрации сельского поселения Константиновское сведения относительно имущества, находящегося в собственности у Щукина И.Н., отсутствуют, лицевой счет на него не открывался (л.д.7-13).
Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36 часть 2). В силу ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ", ст. 8 Лесного Кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п.12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Кроме того, в силу ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный адресу: <адрес>, фактически находится на лесном участке землях лесного фонда, являющихся территорией <...> участкового лесничества Московской области: <адрес>, являющихся собственность РФ, актом осмотра территории, схемами и планом-чертежом. Следовательно, спорный земельный участок, как находящийся на землях лесного фонда, не только не передавался в собственность Щукину И.Н., но и не подлежал передаче в собственность граждан.
На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что доводы Раменского городского прокурора о том, что земельный участок не предоставлялся Щукину И.Н. в установленном законом порядке, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, проведенное межевание земельного участка, постановка его на кадастровый учет не соответствуют закону, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Раменского городского прокурора - удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер> и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья