Дело № 2-180/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 23 января 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> к администрации <...>, Муниципальному бюджетному учреждению «Управление благоустройства <...>» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к администрации <...>, Муниципальному бюджетному учреждению «Управление благоустройства <...>» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что в ходе проведения <дата> санитарно-эпидемиологического обследования, проведенного Северным филиалом Федерального бюджетного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» по поручению Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <...>, в целях рассмотрения обращения Депутата Соликамской городской Думы ФИО2 было установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (район бывшего молокозавода) несанкционированно размещены отходы лесопиления (горбыль, опил), то есть на нем образовалась несанкционированная свалка, в нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Земельный участок, расположенный по адресу: <...> (район бывшего молокозавода), находящийся в муниципальной собственности, загрязнен отходами лесопиления (опил, горбыль), которые накапливались в течение длительного времени (более 2-3 лет). Администрация <...> начала осуществлять какие-либо действия по факту загрязнения данного земельного участка только в 2012 году, но ликвидацию самой несанкционированной свалки отходов лесопиления на данном земельном участке не осуществила до настоящего времени. Размещение на территории населенного пункта, вблизи жилой застройки, несанкционированной свалки отходов лесопиления загрязняет окружающую среду и создает на данной территории пожароопасную ситуацию. Из-за бездействия администрации <...> при решении вопросов местного значения поселения в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных (древесных) отходов, по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и по содержанию территории <...> (в части ликвидации несанкционированной свалки) нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Истец просит признать противоправным бездействие ответчика администрации <...> при решении вопросов местного значения городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных (древесных) отходов, по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, выразившееся в отсутствии на территории Соликамского городского округа условий для переработки и утилизации древесных отходов, в длительном не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов (опила, горбыля), находящейся на муниципальных землях (на территории бывшего молокозавода). Признать противоправным бездействие ответчика Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства <...>» при выполнении услуг по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных (древесных) отходов, выразившееся в длительном не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов (опила, горбыля), находящихся на муниципальных землях (на территории бывшего молокозавода). Возложить на администрацию <...> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить контроль за использованием и содержанием муниципальной земли в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и здоровья граждан; в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу решить вопрос по утилизации и переработке древесных отходов на территории Соликамского городского округа; в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки в районе бывшего молокозавода по адресу: <...>. Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства <...>» обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки в районе бывшего молокозавода по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, на иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации <...> ФИО4, действующий на основании доверенности, с иском не согласен, поддерживает доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которых Соликамским городским округом в лице администрации <...> в целях организации и создании условий для решения ряда вопросов местного значения, в том числе, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, было создано Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства <...>». В силу п.п.1,1, 2.1.4, 2.2.9 Устава учреждения, к целям и предмету его деятельности относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и обеспечение санитарной очистки мест массового отдыха населения, уборки несанкционированных свалок на территории Соликамского городского округа. Полагает, что со стороны администрации <...>, нарушений санитарного законодательства не допущено, поскольку несанкционированная свалка образовалась в результате противоправных действий хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Администрацией <...> принимались и принимаются меры по установлению лиц, виновных в образовании свалки, привлечению их к ответственности, направлялись соответствующие обращения и запросы в правоохранительные и государственные надзорные органы, проводились совещания межведомственных комиссий в целях определения наиболее эффективных способов решения данного вопроса. Все необходимые мероприятии по контролю проводятся регулярно уполномоченными должностными лицами согласно плану без каких-либо отклонений, обратного истцом не доказано. Заявленные требования администрация <...> расценивает как необоснованные, сведений о том, какие конкретные меры нужно предпринять для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных (древесных) отходов, создания для этого условий, обеспечения контроля за использованием муниципальных земель, решения вопроса об утилизации древесных отходов на территории Соликамского городского округа в иске не содержится, равно как и доводов, обосновывающих разумность указанных истцом сроков.
Представитель ответчика – Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства <...>» ФИО5, действующий на основании распоряжения главы <...>, с иском не согласен, пояснил, что Устав Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства <...>» не предполагает осуществление деятельности, в том числе, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и обеспечение санитарной очистки мест массового отдыха населения, уборки несанкционированных свалок на территории Соликамского городского округа без муниципального задания. В 2009-2012 годах денежные средства на уборку несанкционированных свалок не выделялись, Управление осуществляет вывоз несанкционированных свалок – отходов жизнедеятельности населения Соликамского городского округа, в рамках утвержденного муниципального задания, а не промышленные отходы, при наличии финансирования свалка будет убрана, считает реальным срок для устранения нарушений установить не ранее <дата> года.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 ч.1 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (район бывшего молокозавода) несанкционированно размещены отходы лесопиления (опил, горбыль), что не соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», что подтверждается протоколом санитарно-эпидемиологического обследования Северного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» от <дата> (№
В соответствии со ст. 7 ч. 3 Федерального закона от 10.01.2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа относятся организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 8 ч. 3 Федерального закона от 25.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 13 ч.1, 2 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ч. 1 п. 11, 24 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся… организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР 05.08.1988 № 4690-88, СанПин 42-128-4690-88, объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 3.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.2.9 Устава Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства <...>» к целям и предмету деятельности учреждения относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, учреждение обеспечивает санитарную очистку мест массового отдыха населения, уборку несанкционированных свалок.
Судом установлено, что должностными лицами сектора муниципального контроля отдела по экологии и природопользованию администрации <...> проведено обследование земельного участка, расположенного на территории бывшего здания молокозавода. В результате обследования установлено, что вышеуказанная территория является территорией Соликамского городского округа и имеет статус неразграниченных земель. Также произведен обмер площади захламления несанкционированной свалки, которая составляет 7309 кв.м. Кроме того, в свою очередь, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства <...>» планирует денежные средства для уборки несанкционированной свалки, расположенной за территорией бывшего здания молокозавода в бюджет по ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год. Должностными лицами муниципального контроля составлен план проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся переработкой древесины на 2014 год. Данный план направлен в Соликамскую городскую прокуратуру для утверждения, в план проверок включены 32 индивидуальных предпринимателя и юридические лица, занимающиеся переработкой древесины, в томи числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке древесины по адресу: <...> №
В силу п. 2.3 Устава Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства <...>» учреждение осуществляет деятельность в пределах правоспособности, установленной Уставом, на основании муниципального задания, финансовое обеспечение которого осуществляется в виде субсидий из бюджета Соликамского городского округа.
Таким образом, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку в районе бывшего молокозавода лежит на Муниципальном бюджетном учреждении «Управление благоустройства <...>» на средства субсидий из бюджета Соликамского городского округа.
Суд считает, что требование Управления Роспотребнадзора в части признания незаконным бездействия администрации <...>, выразившееся в отсутствии на территории Соликамского городского округа условий для переработки и утилизации древесных отходов, в длительном не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов (опила, горбыля), находящейся на муниципальных землях (на территории бывшего молокозавода), бездействия Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства <...>», выразившееся в длительном не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов (опила, горбыля), находящихся на муниципальных землях (на территории бывшего молокозавода удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Судом установлено, что администрацией <...> принимались меры по установлению лиц, виновных в образовании свалки, и привлечению их к ответственности, направлялись соответствующие обращения и запросы в правоохранительные и государственные надзорные органы, проводились совещания межведомственных комиссий в целях определения наиболее эффективных способов решения данного вопроса, данные обстоятельства истцом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> подлежат частичному удовлетворению, поскольку несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей <...> на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а также право граждан на охрану здоровья, предоставленное ст. 41 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до <дата> с учетом объема, порядка и условий исполнения возложенной на ответчиков обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства <...>» выполнить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки в районе бывшего молокозавода по адресу: <...>.
Обязать администрацию <...> обеспечить выполнение Муниципальным бюджетным учреждением «Управление благоустройства <...>» мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в районе бывшего молокозавода по адресу: <...>.
Установить срок для исполнения решения суда до <дата> года.
В удовлетворении остальной части иска Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд <...> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме - <дата> года.
Судья Н.В.Рублева