дело №12-69/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
12 апреля 2021 года ЗАТО г.Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области Тесля В.А., рассмотрев жалобу *** Афанасьева К.И. на постановление главного государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 №29-3164-367/ПС от 01 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении *** Афанасьева К.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 №29-3164-367/ПС от 01 марта 2021 года ведущий *** Афанасьев К.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Североморский районный суд, *** Афанасьев К.И. просит отменить постановление, применив ст.2.9 КоАП РФ, в случае, не найдя к этому оснований, просит назначить наказание в виде предупреждения, либо снизить размер назначенного штрафа на основании ст.4.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в ходе проверки АО «МЭС» органами Ростехнадзора выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, которые не влияют на надежность теплоснабжения и готовность к отопительному периоду.
Приказом Министерства энергетики РФ №103 от 12 марта 2013 года утверждены «Правила оценки готовности к отопительному периоду», которыми определен предмет проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду. Обязательные нормы и правила в области промышленной безопасности, которые подлежали проверке, не входят в перечень обязательных требований, выполнение которых необходимо при проверке готовности АО «МЭС» к отопительному сезону.
В письменных возражениях к жалобе И.о. обязанности заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 привел доводы в обоснование своей позиции по доводам жалобы заявителя, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление, будучи надлежаще извещенным, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав заявителя, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, приходу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности определяются как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N116-ФЗ на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
В соответствии с п.399 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №116 от 25 марта 2014 года (действовавших на момент выявления правонарушения) ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования совместно с ответственным за производственный контроль должны проводить осмотр трубопровода перед проведением и после окончания планового ремонта, но не реже 1 раза в 12 месяцев (если нет иных указаний по срокам проведения в руководстве (инструкции) по эксплуатации), а также если характер и объем ремонта не вызывают необходимости внеочередного освидетельствования.
В соответствии с п.214 вышеуказанных Правил не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п.215 настоящих Правил) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно п.216 настоящих Правил для осуществления учета оборудования под давлением.
Не подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности оборудование под давлением: трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа (п.п.м п.215 Правил).
Как усматривается из материалов дела АО "МЭС" на основании выданного ему свидетельства о регистрации №А26-00997 от 22 декабря 2020 года осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов – котельная 1 район, регистрационный №А26-00997-0067 и котельная 4 район, регистрационный №А26-00997-0073, имеющих III класс опасности, зарегистрированных в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Основанием для привлечения *** Афанасьева К.И. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ послужили результаты внеплановой выездной проверки АО "МЭС", проведенной уполномоченными лицами Северо-Западного Управления Ростехнадзора в период с 05 по 30 октября 2020 года по адресу осуществления деятельности Общества: Мурманская область, г.Североморск, котельная 1 района, В.Ваенга (регистрационный №А26-00997-0067); Мурманская область, н.п.Сафоново-1, ул.Панина, котельная 4 района (регистрационный №А26-00997-0073), а именно:
- осмотр трубопроводов пара учет. №25073 в 2020 году проведен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением без участия ответственного за осуществление производственного контроля в нарушение, статьи 9 Федерального закона N116-ФЗ, п.399 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №116 от 25 марта 2014 года;
- осмотр трубопроводов горячей воды учет. №25074 в 2020 году проведен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением без участия ответственного за осуществление производственного контроля в нарушение, статьи 9 Федерального закона N116-ФЗ, п.399 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №116 от 25 марта 2014 года;
- не поставлен на учет в орган Ростехнадзора трубопровод пара в помещении МНС внутренним диаметром более 100 мм, в нарушение статьи 9 Федерального закона N116-ФЗ, п.214, п.п.м п.215 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №116 от 25 марта 2014 года.
Фактические обстоятельства дела и вина *** Афанасьева К.И. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:
распоряжением заместителя руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора о проведении внеплановой выездной проверки АО "МЭС" N29-3164/Рк от 11 сентября 2020 года;
актом проверки Северо-Западного управления Ростехнадзора о выявлении нарушения обязательных требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта N29-3164-3274/А от 30 октября 2020 года;
предписанием Северо-Западного управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений N29-3164-1552/ПР от 30 октября 2020 года;
выпиской из приказа руководителя АО «МЭС» №2454-к от 30 сентября 2019 года, согласно которому с 01 октября 2019 года Афанасьев К.И. является ***
протоколом об административном правонарушении N29-3164-454/ПТ от 19 февраля 2021 года, составленным главным государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора с участием Афанасьева К.И. и иными представленными в дело доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Приказом И.о. генерального директора АО «МЭС» №269 от 09 сентября 2020 года Афанасьев К.И. назначен лицом, ответственным ***
Согласно должностной инструкции *** на Афанасьева К.И. возложены обязанности ***
В силу ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Совокупность установленных должностным лицом Северо-Западного управления Ростехнадзора фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Подателем жалобы факт выявленных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов не оспаривается.
В связи с изложенным, в действиях Афанасьева К.И. должностным лицом правомерно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5 и 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено ведущему инженеру по техническому надзору ПТО филиала АО «МЭС» «Североморская теплосеть» Афанасьеву К.И. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Внеплановая выездная проверка в отношении объектов теплоснабжения АО «МЭС» проводилась в рамках осуществления федерального государственного контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, также в рамках осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.
Задачами проверки являлись: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ в области промышленной безопасности (обязательных требований), влияющих на готовность к отопительному периоду; осуществление контроля за принимаемыми юридическим лицом мерами по соблюдению теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, влияющих на выполнение требований по готовности к отопительному периоду (обязательных требований); принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению устранения нарушений обязательных требований.
АО «МЭС» осуществляет эксплуатацию объектов теплоснабжения: котельных 1-го и 4-го района, которые относятся к III классу опасности (для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением).
Не выполнение обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением в составе теплоснабжения, должностным лицом эксплуатирующей организации допускается угроза возникновения аварий и инцидентов при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением и как следствие, возникновение угрозы прекращения теплоснабжения населения и социально значимых потребителей в осенне-зимний период, что приравнивается к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
В связи с указанным, довод заявителя – *** Афанасьева К.И. о том, что выявленные нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, указанные в акте проверки не влияют на готовность к отопительному периоду, на существо принятого должностным лицом решения не влияют.
Довод о том, что готовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду должна быть проверена в соответствии с требованиями п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №103 от 12 марта 2021 года, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Таким образом, внеплановая проверка АО «МЭС» не должна была ограничиваться поверкой соблюдения требований п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
Доводы заявителя о возможности снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела основаны на неверном толковании ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, и потому подлежат отклонению.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы на постановление, не допущено.
Вопреки доводам жалобы, совершенное *** Афанасьевым К.И. правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере промышленной безопасности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности к соблюдению законодательства о промышленной безопасности, направленного на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить ст.2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица административного органа является законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 ***/ПС от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении *** Афанасьева К.И. оставить без изменения, жалобу Афанасьева К.И - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.А. Тесля