Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-602/2013 ~ М-672/2013 от 17.10.2013

                   Дело № 2 - 602 2013 г.

                                                          РЕШЕНИЕ

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 ноября 2013 года                                                                                         г. Барыш Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области и Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м., расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше Ульяновской области,

    УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м., расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше, Ульяновской области. Мотивируя свои требования истец указал, что в августе месяце 2013 года инспектором Министерства проведено рейдовое задание по обследованию мазутных ям в районе квартала Энтузиастов в г. Барыше (распоряжение от 05.08.2013 № 483-р). В ходе рейдового задания составлен акт фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14.08.2013 года № 07-09/13, согласно которому в квартале Энтузиастов в г. Барыше, в 10-15 метрах от дома № 32 выявлено несанкционированное размещение нефтепродуктов в виде мазута, размещённых на открытом грунте в искусственном котловане площадью около 1300 кв.м. Общий объём нефтепродуктов, размещённых в данном котловане около 1000 кубометров. Общая площадь загрязнённого земельного участка составляет 1277 кв.м. Согласно статье 8 данного Федерального закона, а также статьям 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В судебное заседание представитель истца не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Но от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений в суд не представлено.

Из решения Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области первого созыва от 24 мая 2012 года № 59/252 видно, что все полномочия Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области переданы Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области. В связи с чем, определением Барышского городского суда от 12 ноября 2013 года Администрация муниципального образования «Барышский район» была привлечена в качестве соответчика.

Представитель Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений по иску в суд также не представлено.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации- правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ч.1 ГПК РФ.)

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, обязаны, в частности, проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель (ст. 13).

Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу положений Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года (ст.8, ст.ст. 14 и 16), Федерального закона N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 51 названного закона установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. 13 указанного закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделения на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В контексте главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ термин «организация» означает обращенное к органам местного самоуправления требование по созданию системы, обеспечивающей сбор бытовых отходов и мусора и их дальнейший вывоз. Организация названного процесса подразумевает под собой создание необходимых условий для осуществления деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории соответствующего поселения или городского округа (заключение соответствующих договоров со специализированными организациями по сбору и вывозу отходов, издание соответствующего муниципального правового акта по организации названной деятельности и др.).

Анализируя нормы действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» под организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа, следует понимать, что органами местного самоуправления рассматриваются вопросы и принимаются действие такие как: утверждается титульный список улиц, площадей и проездов подлежащих механизированной уборке, а так же очерёдность их уборки в летний и зимний периоды года; утверждаются нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; утверждается список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; утверждается состав инспекции по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; утверждаются организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.

Из Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью следует, что мазут - это тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии и соответствующие по своим свойствам мазуту номер четыре по спецификации Американского общества испытания материалов (марка 396-69) или более тяжелому мазуту. То есть, мазут является отходами производства.

В соответствии со ст. ст. 8, 21 Федерального закона N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Из материалов дела видно, что в августе месяце 2013 года Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области была проведена проверка соблюдения указанных выше норм действующего законодательства, в ходе которой в квартале Энтузиастов в г. Барыше, в 10-15 метрах от дома № 32 было выявлено несанкционированное размещение нефтепродуктов в виде мазута, размещённых на открытом грунте в искусственном котловане площадью около 1300 кв.м. Общий объём нефтепродуктов, размещённых в данном котловане около 1000 кубометров. Общая площадь загрязнённого земельного участка составляет 1277 кв.м.

Со слов жителей глубина котлована около 6 метров. Котлован с нефтепродуктами частично огорожен деревянным забором, где нет забора - растёт густой кустарник. Со слов жителей нефтепродукты в данном котловане находятся более 20 лет, каких-либо мер по их утилизации не принимается. Доказательств обратного ответной стороной в суд не представлено.

Из материалов дела также видно, что на основании письма Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 05.08.2013 года (№ 73-ИОГВ-21-01/4545 исх.) филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 14 августа 2013 года был проведён отбор почвы на глубине в пределах 0.00-0.20м., 0.21-0.50м. Всего отобрано 12 проб и выполнено 12 анализов. По результатам лабораторных исследований содержание нефтепродуктов в 10 отобранных пробах превышает фоновую концентрацию.

Согласно п.9 ст.2 Закона Ульяновской области от 13.07.2004 года № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» г. Барыш входит в состав Барышского городского поселения.

Администрацией муниципального образования «Барышский район», которая с мая месяца 2012 года, приняла на себя все полномочия Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение», в нарушение закона не осуществляются мероприятия по организации сбора и вывоза промышленных отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, квартал Энтузиастов, в 10-15 метрах от дома № 32. Доказательств, подтверждающих осуществление муниципального земельного контроля по земельному участку, либо привлечению виновных лиц к ответственности ответчиком в суд не представлено. Также не представлено доказательств, подтверждающих ликвидацию разлива мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м., расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше. Исходя из изложенного суд считает, что именно на Администрацию муниципального образования «Барышский район» должна быть возложена обязанность по ликвидации разлива мазута на указанном выше земельном участке.

Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, утверждённому постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2012 года № 594-П, Министерство Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области и созданным для реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с пунктами 2.2, 2.9 Положения Министерство Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии осуществляет региональный государственный экологический надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. В соответствии с абзацем 20 п.п. 3.1. раздела 3 Положения Министерство Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии для осуществления возложенных на него задач, функций и полномочий имеет право предъявлять в арбитражные суды и суды общей юрисдикции иски по вопросам, относящимся к компетенции Министерства. Иск Министерства о ликвидации разлива мазута предъявлен в интересах неопределённого круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» восстановить нарушенное состояние окружающей среды - ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м., расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше, Ульяновской области.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Барышский район» государственную пошлину в доход территориального бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Л.И. Зотова

2-602/2013 ~ М-672/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Барышское городское поселение"
Суд
Барышский городской суд Ульяновской области
Судья
Зотова Л. И.
Дело на сайте суда
barishinskiy--uln.sudrf.ru
17.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2013Передача материалов судье
18.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2013Судебное заседание
26.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2014Дело оформлено
27.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее