Дело № 2-40/2021 УИД № 70RS0023-01-2021-000016-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 26 апреля 2021 года
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
при секретаре Жадобиной А.В.,
помощник судьи Ермолович Д.В.,
с участием представителя истицы Евдокимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Анастасии Васильевны к муниципальному образованию «Шегарское сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского сельского поселения» о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Егорова А.В. (далее - истица) обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Шегарское сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского сельского поселения» (далее МКУ «Администрация Шегарского сельского поселения», ответчик, орган местного самоуправления) о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилья. В обоснование иска указала, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей по причине их смерти и была 21.05.2002 передана под попечительство. В период с 1997 по 2008 обучалась в МОУ «СОШ <адрес>» <адрес>, по окончании обучения специализированным жильем обеспечена не была. 18.02.2020 постановлением МКУ «Администрация Шегарского сельского поселения» № была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения на территории Шегарского сельского поселения, однако распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 28.01.2021 № 14-п исключена из указанного списка по причине утраты оснований из-за наличия в собственности 1/4 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения. Площадь указанного жилого помещения составляет 41,9 кв.м. и на истицу приходится 10,47 кв.м., что меньше учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Шегарского сельского поселения (13 кв.м.). Ссылаясь на нормы ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Постановление Правительства № 397 от 04.04.2019), Закон Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (далее – Закон № 188-ОЗ), Закон Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (далее – Закон № 28-ОЗ), Постановление Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» (далее – Постановление Администрации Томской области № 562а от 29.12.2012), просит обязать ответчика включить Егорову А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с нормами предоставления, но не менее 20 кв.м. общей площади.
Истица надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Евдокимова Н.В., действующий на основании соглашения об оказании бесплатной юридической помощи, исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнениях к нему, пояснил, что Егорова А.В. постоянно проживает на территории Шегарского сельского поселения.
Представитель ответчика Непомнящих Ю.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком полномочий один год (л.д. 32), в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования Егоровой А.В. признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Как следует из заявления, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Румынский К.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком полномочий 1 год (л.д. 59), надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Как следует из представленных письменных пояснений, основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей вне очередности, в связи чем в удовлетворении иска просит отказать.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истицы, представителей ответчика, третьего лица.
Заслушав представителя истицы, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существенно изменено содержание государственных гарантий по предоставлению таким гражданам жилых помещений.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, признанного утратившим силу с 01.01.2013 (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, собственниками жилых помещений, либо обеспечены жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления). Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
В силу п. 3 указанных Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 28-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на сельские и городские поселения Томской области.
Как установлено в судебном заседании Егорова (Черданцева, Ташкинова) А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями записаны ФИО6, ФИО7 (л.д. 5).
Согласно свидетельствам о смерти: I-ЛЖ № от 07.10.2019 ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); I-ЛЖ № от 11.09.2001 ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Как следует из ответа отдела опеки и попечительства ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» истица состояла на учете в отделе опеки и попечительства, на основании постановления от 21.05.2002 № № над ней было установлено попечительство, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Егорова А.В. не значится (л.д. 12).
Постановлением Главы Шегарского сельского поселения от 18.02.2020 № Егорова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилым помещением на территории Шегарского сельского поселения, однако на основании распоряжения Департамента по вопросам семьи и детей Томской области №-п от 28.01.2021 она исключена из указанного списка в связи с утратой оснований для обеспечения жилым помещением из-за наличия в собственности истицы доли в жилом помещении (л.д. 16, 42).
Между тем, по сведениям Управления Росреестра по Томской области от 05.01.2020 и от 05.02.2020 истица является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения общей площадью 41,90 кв.м. (л.д. 13-15).
Эти обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права 70-АВ № от 20.05.2015 (л.д. 43).
Согласно решению Совета Шегарского сельского поселения № от 01.08.2019 учетная норма площади жилого помещения на одного человека на территории Шегарского сельского поселения составляет 13,0 кв.м. (л.д. 20).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истица действительно является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, однако размер (10,47 кв.м.) указанной доли меньше учетной нормы жилого помещения на одного человека, предоставляемого на территории Шегарского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения Егоровой А.В. в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилыми помещения, она достигла возраста 23 лет и не реализовала свое право на включение в указанный список.
Таким образом, основания, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 при реализации Егоровой А.В. права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилыми помещениями с последующим предоставление жилого помещения не отпали.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Одной из основных уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ закрепляет общий принцип распределения обязанности по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и учитывая, что истица окончила образовательное учреждение в 2008 году (л.д. 21), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей попечителем до 01.01.2013 включена не была, обратилась с заявлением самостоятельно в 2020 году, суд приходи к выводу, что Егорова А.В. имеет право на внеочередной обеспечение жилым помещением.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по месту жительства.
Как следует из выписки из финансового лицевого счета № от 22.12.2020, копии паспорта Егоровой А.В. истица зарегистрирована и проживает на территории Шегарского сельского поселения по адресу: <адрес> (л.д. 18-19, 22-24).
При указанных обстоятельствах, суд признает исковые требования Егоровой А.В. о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилья законными и обоснованными и удовлетворяет иск полностью.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Егоровой Анастасии Васильевны к муниципальному образованию «Шегарское сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского сельского поселения» о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилья удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Шегарское сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского сельского поселения» включить Егорову Анастасию Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Шегарского сельского поселения, в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное образование «Шегарское сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского сельского поселения» предоставить Егоровой Анастасии Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Шегарского сельского поселения Шегарского района Томской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, исходя из нормы предоставления не менее 20 квадратных метров общей площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Бахарев
Мотивированный текст решения изготовлен «04» мая 2021 года
«Копия верна» Судья____________ Д.В. Бахарев Секретарь_______ А.В. Жадобина «_____» ___________2021 года |