Дело № 2-1-357/2020 года
33RS0017-01-2020-000559-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Собинка 10 июня 2020 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи: Степановой И.В.
при секретаре: Мешковой Г.Е.
с участием истца: Меркуловой Е.В.
представителя ответчика: Филипповой О.М.
ответчика: Прусаковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркуловой В.В. к ГБУЗ ВО "Собинская РБ", Прусаковой Т.А. о взыскании задолженности за стаж работы, обязании производить выплаты за стаж работы в размере 40 процентов, взыскании подоходного налога за счет работодателя, обязании изучения законов и доведения их до работников,
у с т а н о в и л:
Меркулова В.В. с учетом дополнений к исковому заявлению, обратилась в суд с иском к ГБУЗ ВО "Собинская РБ", главному экономисту учреждения, указав, что она работает в ГБУЗ ВО "Собинская РБ" с 2000 года, с 2005 года является заведующей терапевтическим отделением. В период с 1981 по 2000 годы она работала в должности врача на Крайнем Севере, имеет «северный стаж» при подсчете в календарном исчислении – 19 лет, в льготном исчислении – 27 лет, который не отменяется при переезде на работу в другие регионы. Согласно приведенным ею нормам Трудового кодекса РФ, Федеральных законов и Указов Президента РФ ей должна производиться доплата за стаж более 15 лет – в размере 30 процентов, более 16 лет – в размере 40 процентов. При поступлении на работу в ГБУЗ ВО "Собинская РБ" в 2000 году ей была назначена надбавка за стаж работы в размере 30 процентов, которая выплачивалась по июнь 2017 года включительно согласно представленному ею расчету. С июля 2017 года такая надбавка стала ей выплачиваться в размере 15 процентов, тогда как с 2019 года размер надбавки должен составлять 40 процентов, в связи с чем, согласно представленному ею дополнению к исковому заявлению за 2017 год ей не выплачена надбавка за стаж в размере 8702,40 рублей, за 2018 год - 23628,09 рублей, за 2019 год - 27191,22 рубля, за январь-апрель 2020 года - 16936,06 рублей, а всего за 2017-2020 годы недоплачено 86454,77 рублей без учета подоходного налога. По поводу неполной выплаты надбавки за стаж она неоднократно обращалась к руководству больницы, и главному экономисту Прусаковой Т.А., просила их восстановить размер надбавки, ознакомить с нормативными актами, на основании которых производится расчет надбавки, и с локальными актами, которые не должны противоречить Федеральному законодательству, но ее обращения остались без ответов, в связи с чем она обратилась в суд, просит выплатить ей надбавку за стаж в исчисленном размере, подоходный налог удержать за счет Собинской РБ, как материальный ущерб; обязать работодателя производить ей выплату надбавки за стаж в размере 40 процентов; вменить в вину главному экономисту незнание законов, нежелание их знать и производить ей начисления за стаж согласно ее требованиям /л.д.2-3, 167/.
В судебном заседании истец Меркулова В.В. иск поддержала, обстоятельства, изложенные в нем и дополнениях к иску, подтвердила. Уточнила, что с момента поступления на работу в Собинскую РБ ей была установлена надбавка за стаж в размере 30 процентов, что было отражено в трудовом договоре, и что она связывает со стажем, выработанным на Крайнем Севере, который составлял 19 лет. В связи с наличием такого Северного стажа она считает, что имеет право на бессрочную надбавку в размере 30 процентов; если бы стаж работы на Крайнем Севере составлял более 20 лет, такая бессрочная надбавка должна была ей выплачиваться в размере 40 процентов. С июля 2017 года размер ее гарантированной надбавки за стаж стал снижаться, она неоднократно обращалась к главному врачу ФИО, с которой у нее были напряженные отношения, и к главному экономисту, однако ей ничего не разъясняли и положенную доплату не восстанавливали. В органы по разрешению трудовых споров, в профсоюзную организацию и в суд по вопросу выплаты надбавки она не обращалась, ей было не до этого, она работала одна, у нее были сложности в семье; только в настоящее время она решила обратиться в суд. Ответчик в судебном заседании пояснил, что при установлении надбавки за стаж учитывается стаж работы в данном медицинском учреждении; надбавка выплачивается за счет средств регионального бюджета; она считает, что в связи со стажем, выработанным ею на Крайнем Севере, доплата за стаж за период с июня 2017 по май 2020 года должна быть доведена до 30 процентов, а на последующее время - до 40 процентов - за счет средств Федерального бюджета. Законы, предусматривающие такое ее право, она указала в исковых заявлениях. Кроме того, обращает внимание суда, что фонд оплаты труда Собинской РБ должен формироваться от штатной численности персонала, а не от количества фактически работающих в учреждении. Поскольку в больнице штат не укомплектован, в учреждении имеется экономия, за счет которой возможно увеличить размер надбавки за стаж. Указанная ею ответчик Прусакова Т.А., работающая главным экономистом, не знает законы и нарушает их, поэтому она просит, чтобы подоходный налог с присужденной ей доплаты 86454 рубля 77 копеек, Прусакова Т.А. оплатила государству за счет собственных средств. Под требованиями к главному экономисту, изложенными в дополнительном исковом заявлении, о вменении ей в вину незнания законов, она имеет в виду обязание ее ознакомиться с законами, регламентирующими оплату труда работников здравоохранения, и ознакомить с ними работников Собинской РБ, как это делалось ранее.
Представитель ответчика - Филиппова О.М. иск не признала, представила письменные отзывы, приобщенные к материалам дела, в которых указала, что согласно Уставу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Владимирской области. Приказом № NN от 14.09.2000 года, Меркулова В.В. принята в МУ «Собинская ЦРБ» врачом терапевтом-ординатором в терапевтическое отделение; в 2002 году была уволена по собственному желанию, а приказом № NN от 09.04.2003 года вновь принята на должность врача-терапевта в терапевтическое отделение. Приказом № NN от 21.11.2009 года истец назначена заведующей отделением, врачом-терапевтом терапевтического отделения МУ «Собинская ЦРБ», работает по настоящее время. На основании постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2016 года № 277 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области» 01 июля 2016 года разработано Положение об оплате труда работников ГБУЗ Владимирской области «Собинская районная больница», утвержденное приказом № 585 по ГБУЗ ВО «Собинская РБ». На основании постановления Губернатора Владимирской области от 25 мая 2017 года № 427 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации Владимирской области от 04.04.2016 года № 277» по Собинской больнице издан приказ № 362 от 21 июня 2017 года «Об увеличении окладов медицинских работников». Приказом ГБУЗ ВО «Собинская РБ» № 363 от 21 июня 2017 года внесено изменение в Положение «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница». На основании постановления Губернатора Владимирской области от 11.01.2018 года № 4 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277», постановления Губернатора Владимирской области от 27.07.2017 года № 615 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 08.08.2008 года № 562», приказами по ГБУЗ ВО « Собинская районная больница» № № 31 и 32 от 15 января 2018 года, увеличен оклад медицинских работников и внесено изменение в Положение «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница». На основании постановления Губернатора Владимирской области от 23 мая 2018 года № 385 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277», по ГБУЗ ВО «Собинская РБ» от 25 июня 2018 года изданы приказы за № № 462 и 463 «Об увеличении окладов медицинских работников» и «О внесении изменений в Положение «Об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница». На основании постановления Губернатора Владимирской области от 04.07.2019 года № 486 «О внесении изменений в постановление администрации области от 04.04.2016 года № 277», по ГБУЗ ВО издаются приказы № 211 и № 212 от 15 августа 2019 года «О повышении размеров базовых окладов работников ГБУЗ ВО «Собинская РБ» и внесено изменение в Положение «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинекая районная больница». В соответствии со ст.ст. 21, 135 Трудового кодекса РФ надбавка для бюджетников формируется в рамках Трудового кодекса РФ, а также на базе различных региональных нормативных актов, являющихся основанием для издания соответствующих приказов. На их основании разрабатывается базовая нормативная документация, которая регулирует оплату труда и различные доплаты, в том числе, надбавку за стаж работы, которая отнесена к выплатам стимулирующего характера. Размеры и условия выплаты стимулирующих устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Решение о порядке выплаты и установления размера выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет, принимаются учреждением самостоятельно, в пределах фонда оплаты труда. В п. 5.3 раздела 5 Положения об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» и изменений к нему предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся - выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; - выплаты за качество выполняемых работ; -премиальные выплаты по итогам; - в том числе, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Надбавка за стаж работы сотрудников Собинской больницы, в частности истца Меркуловой В.В., начисляется исходя из должностного базового оклада и от непрерывного стажа работы в медицинском учреждении за первые три года и последующие два года непрерывной работы в Собинской больнице. Первоначально доплата за стаж действительно была установлена и выплачивалась Меркуловой В.В. в размере 30 процентов, что было определено трудовым договором. 01 июля 2017 года на основании Постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2016 года № 277 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области», постановления Губернатора Владимирской области от 25.05.2017 № 427 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277», утверждено и согласовано с профсоюзной организацией ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» Положение о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО «Собинская РБ», п.2 которого предусмотрено установить врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу надбавку в размере 10 процентов должностного оклада - за первые три года и 5 процентов - за последующие два года непрерывной работы, но не выше 15 процентов должностного оклада. Согласно Положению о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам больницы, при отсутствии экономии фонда заработной платы, администрация Собинской больницы вправе уменьшить или отменить выплаты стимулирующего характера за непрерывный стаж и выслугу лет. Заработная плата сотрудников учреждения формируется исходя из «Дорожной карты», которая утверждается приказом Департамента здравоохранения и среднемесячной численности работников учреждения, просчитывается экономической службой и ежегодно утверждается на заседании рабочей группы фонда ОМС. Размеры надбавки устанавливаются Собинской РБ не произвольно, имеются письма из департамента здравоохранения администрации Владимирской области: от 28.04.2017 года № ДЗ- 3637 -08-07 «О проекте постановления администрации области», согласно постановлению № 277 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области», где прописано, что повышение окладов медицинских работников планируется произвести в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2017 год, за счет снижения доли выплат стимулирующего характера в структуре заработной платы»; письмо от 01.06.2017 года № ДЗ-4580-08-07 «Об увеличении окладов медицинских работников с 01.01.2017 года, где предусмотрено увеличение гарантированной части заработной платы медицинских работников через повышение окладов на 15 процентов, в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2017 год в условиях безусловного выполнения показателей «дорожной карты» по заработной плате; письмо Департамента здравоохранения от 11.12.2017 года № Д3-11361-08-07 «О проекте постановления администрации области «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277, где предусмотрено увеличение гарантированной части заработной платы через повышение окладов медицинских работников на 10 процентов в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2018 год. В соответствии с указанными письмами, приказом по ГБУЗ ВО «Собинская РБ» № 362 от 21 июня 2017 года, в целях гарантированной заработной платы медицинских работников больницы через повышение базовых должностных окладов на 15 процентов, с 01 июля 2017 года были увеличены размеры окладов работников, в том числе Меркуловой В.В. Увеличение размера базовых окладов в дальнейшем происходило ежегодно, в рамках утвержденного фонда оплаты труда на определенный год, но это влекло уменьшение размера выплат стимулирующего характера за непрерывный стаж и выслугу лет в 2017-2020 годах. Обоснованность представленных истцом расчетов выплат, на которые она претендует, ею не доказан; ответчику не понятно, из чего она исходит в данных расчетах; в них не учтено время нахождения истца в отпуске, на больничном, количество отработанных часов и соответствие их нормам. Указанные Меркуловой В.В. в основном и дополнительном исковых заявлениях нормы Законов, Постановлений, приказов в настоящее время утратили силу или не имеют отношения к оплате труда в государственном бюджетном учреждении здравоохранения. Законом № 147 Владимирской области от 12 декабря 2014 года «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области, финансируемых из областного бюджета», с изменениями и дополнениями от 07.12.2015 года, внесенными законами № 169-ОЗ и 09.03.2017 года, № 14-ОЗ от 26 ноября 2014 года, регулируются правоотношения, связанные с установлением и изменением системы оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области. Согласно п.п.3, 6 раздела 2 данного закона системы оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области устанавливаются с учетом положений об оплате труда работников государственных учреждений. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера, куда относятся выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, устанавливаются в соответствии с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в государственном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа. Положением об оплате труда и Положением о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО «Собинская РБ» предусмотрено, что размеры выплат стимулирующего характера за непрерывный стаж и выслугу лет работникам учреждения выплачиваются в переделах установленного фонда оплаты труда, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий год. Фонд оплаты труда ежегодно повышается, но незначительно. В пределах повышающегося фонда увеличиваются оклады работникам больницы, за счет оставшейся части фонда производятся стимулирующие выплаты. Размер надбавки за стаж установлен Меркуловой В.В. с учетом приведенного нормативного регулирования и не может быть установлен в требуемом ею размере. Собинская РБ является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета Владимирской области, а не казенным учреждением; осуществлять истцу доплату за стаж до требуемых 30 и 40 процентов за счет Федерального бюджета, больница не вправе; выплата работникам больницы надбавки за стаж, выработанный на Крайнем Севере, локальными актами Собинской РБ не предусмотрена; фактически такая доплата истцу никогда не производилась. В связи с изложенным, исковые требования Меркуловой В.В. ответчик просит оставить без удовлетворения.
Ответчик Прусакова Т.А. иск не признала, пояснила, что работает в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», в должности заместителя главного врача по экономическим вопросам. Нормативная база, применяемая в целях установления оплаты труда работников системы здравоохранения и конкретно их больницы, ею своевременно изучается и применяется в работе. Исходя из этого, она обращает внимание суда, что часть нормативных актов, на которые ссылается истец, вообще не применяется к сфере здравоохранения, а часть утратила силу. До 2008 года действовал приказ Министра здравоохранения № 377 от 15 октября 1999 года, предусматривавший размер надбавки за стаж медицинской деятельности за первые три года – 20 процентов, за последующие – 10 процентов, но не более 30 процентов. Согласно данному приказу истец до 2008 года получала надбавку за стаж работы в размере 30 процентов. С 5 сентября 2008 года принято новое регулирование, где оплата труда врачей определялась не по единой тарифной сетке, а подразделялась на оклад и надбавки за единый стаж медицинской деятельности. До июля 2017 года в соответствии с таким правилами Меркуловой В.В. действительно оплачивали надбавку за стаж в размере 30 процентов от оклада, однако это не была надбавка за стаж, выработанный ею на Крайнем Севере. На данный момент оплата труда истца, как и других врачей Собинской районной больницы, производится в соответствии с приведенными представителем ответчика Филипповой О.М. Постановлениями Губернатора Владимирской области и разработанными на их основании Положением об оплате труда работников ГБУЗ Владимирской области «Собинская районная больница», Положением о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО «Собинская РБ», которыми предусмотрено производить стимулирующие выплаты в рамках установленного фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда определяется, исходя из Дорожной карты, основанной на средней численности работников, которой устанавливается средняя заработная плата врачей, а не оклады. Дорожная карта составляется не больницей, а Департаментом здравоохранения Владимирской области; больница может лишь представлять свои предложения по содержанию дорожной карты. Фонд оплаты труда также ежегодно согласовывается Фондом обязательного медицинского страхования, за счет которого больницей оказывается бесплатная медицинская помощь. Окончательно фонд оплаты труда утверждается Департаментом здравоохранения Владимирской области. Собинская РБ не вправе произвольно устанавливать фонд оплаты труда, поскольку он ограничен Дорожной картой. У всех врачей с одинаковым стажем работы в Собинской РБ размер надбавки за стаж одинаковый; Меркулова В.В. не имеет преимуществ перед другими лицами на установление ей надбавки в размере 30 процентов. Требования истца о выплате за нее подоходного налога не могут быть удовлетворены, поскольку налог начисляется и удерживается из начисленных к оплате сумм, а не оплачивается за счет средств учреждения или должностного лица; свои обязанности в плане применения законодательства она исполняет, адресованные ей требования Меркуловой В.В. не признает, просит в них отказать.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика Филипповой О.М., ответчика Прусаковой Т.А., исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд признает иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.
Согласно ст.ст. 2, 3 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного- положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Главой 50 Трудового кодекса РФ установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст.ст. 313-317 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Статьей 327 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По данным первоначального искового заявления Меркулова В.В. с 2000 года постоянно проживает и работает в г.Собинка Владимирской области, который не отнесен к территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Приведенные выше положения Трудового кодекса РФ предусматривают гарантии и компенсации, в том числе надбавки к заработной плате, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку с 2000 года истец не исполняет трудовые обязанности в указанных регионах, суд приходит к выводу, что ее исковые требования о выплате ей надбавки в связи с выработанным в 1981-2000 годах стажем на Крайнем Севере, не основаны на фактических обстоятельствах и нормах действующего трудового законодательства.
Как усматривается из объяснений сторон, представленных истцом и ответчиком письменных доказательств, приказом № NN от 14.09.2000 года, Меркулова В.В. принята на работу в МУ «Собинская ЦРБ» врачом терапевтом-ординатором в терапевтическое отделение /л.д.81/.
После увольнения, имевшего место в 2002 году, приказом № NN от 09.04.2003 года истец вновь принята на работу в МУ «Собинская ЦРБ» на должность врача-терапевта в терапевтическое отделение /л.д.30/.
26 января 2007 года между МУ «Собинская ЦРБ» и Меркуловой В.В. заключен трудовой договор № NN, в соответствии с которым с 2003 года она принята на работу на должность врача-терапевта терапевтического отделения Собинской ЦРБ по основной работе. Разделом 10 указанного трудового договора сторонами согласованы условия оплаты труда работника: по 11 разряду врача без категории – 3010,70 рублей /по ЕТКС/, доплата за стаж медицинской работы – 30 процентов - 903,21 рубль, доплата за проведение экспертизы алкогольного опьянения с оплатой за фактически отработанные часы в размере 50 процентов тарифной ставки /оклада/ с 1 января 2006 года /л.д.32-33/.
Указанные условия трудового договора об оплате труда работника опровергают утверждения истца, что с момента поступления на работу в Собинскую ЦРБ ей производили выплату надбавки за стаж работы на Крайнем Севере в размере 30 процентов.
Приказом № NN от 21.11.2009 года истец назначена заведующей отделением, врачом-терапевтом терапевтического отделения МУ «Собинская ЦРБ» с оплатой труда в размере оклада <...> рублей и повышающего коэффициента в размере 1,4, в связи с чем 21 ноября 2009 года сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 26 января 2007 года № 21, которым размер заработной платы истца установлен в сумме <...> рубля /л.д.31, 33-34/.
По объяснениям сторон, в указанной должности истец работает до настоящего времени.
Согласно утверждениям истца по июнь 2017 года включительно ей производилась надбавка за стаж работы в размере 30 процентов оклада, которая с июля 2017 года необоснованно уменьшена до 15 процентов.
В соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», утвержденным директором департамента здравоохранения Владимирской области 10 июля 2014 года, учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Владимирской области. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Владимирская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент здравоохранения администрации Владимирской области /л.д.69-79/.
Истцом возбужден спор о размере надбавки, выплачиваемой ей за стаж медицинской деятельности за период с июля 2017 по настоящее время, а также размере надбавки на будущее время.
В соответствии со ст. 135 ТК заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3, 6 ст. 2 Закона Владимирской области от 12.12.2014 N 147-ОЗ в редакции от 09.03.2017 года "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области в сфере оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета" системы оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области включают в себя размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Системы оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области устанавливаются с учетом положений об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности, разрабатываемых органами исполнительной власти Владимирской области, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих учреждений, или структурными подразделениями администрации Владимирской области в соответствующей сфере в случае осуществления администрацией Владимирской области функций и полномочий учредителя соответствующих учреждений, с участием соответствующих отраслевых профессиональных союзов. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с частью 3 настоящей статьи коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в государственном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
Из представленных ответчиком нормативных актов Владимирской области и локальных актов ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» следует, что на основании постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2016 года № 277 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области», 01 июля 2016 года разработано Положение об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», утвержденное приказом № 585 ГБУЗ ВО «Собинская РБ» от 11 июля 2016 года /л.д.82-126/.
Выплата врачу, заведующей терапевтическим отделением Собинской РФ Меркуловой В.В. надбавки за стаж работы до 1 июля 2017 года в размере 30 процентов соответствовала п. 2 Положения о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО «Собинская РБ», утвержденного 1 января 2017 года, действовавшего по 30 июня 2017 года, устанавливавшего размер выплаты: 20 процентов должностного оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не свыше 30 процентов должностного оклада. При этом Положение в указанной редакции предусматривало установление размера выплат стимулирующего характера в пределах установленного фонда оплаты труда, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий год и право администрации ГБУЗ ВО «Собинская РБ» уменьшить или отменить выплаты стимулирующего характера за непрерывный стаж и выслугу лет /л.д.127-128/.
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 25 мая 2017 года № 427 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации Владимирской области от 04.04.2016 года № 277» по Собинской больнице издан приказ № 362 от 21 июня 2017 года «Об увеличении окладов медицинских работников», в соответствии с которым с 1 июля 2017 года произведено увеличение гарантированной части заработной платы медицинских работников ГБУЗ ВО «Собинская РБ» через повышение базовых должностных окладов на 15 процентов /л.д.121/.
Письмом от 1 июня 2017 года в адрес руководителей государственных учреждений здравоохранения Владимирской области департамент здравоохранения администрации Владимирской области разъяснил, что повышение окладов медицинских работников производится в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2017 год и в условиях безусловного выполнения показателей Дорожной карты по заработной плате /л.д.129/.
Дополнительным письмом от 23 июля 2017 года, Департамент здравоохранения администрации Владимирской области предписал, что повышение окладов медицинских работников производится в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2017 год за счет снижения доли выплат стимулирующего характера в структуре заработной платы /л.д.132/.
Приказом ГБУЗ ВО «Собинская РБ» № 363 от 21 июня 2017 года внесено изменение в Положение «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» и в Положение о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО Собинская РБ от 1 января 2017 года /л.д.122/.
Согласно п.п.5.1, 5.2 раздела 5 «Порядок установления выплат стимулирующего характера» указанного Положения в целях стимулирования работников учреждения к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
Пунктом 5.3 раздела 5 указанного Положения было установлено, и это действует в настоящее время, что к выплатам стимулирующего характера относятся - выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; - выплаты за качество выполняемых работ; - выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; -премиальные выплаты по итогам работы. При этом предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, Выплаты стимулирующего характера могут быть изменены или отменены при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ /л.д.95/.
Пунктом 2 Положения о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО Собинская РБ, утвержденным 1 июля 2017 года, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу учреждения /для всех подразделений, кроме отделения скорой медицинской помощи/, указанная надбавка установлена в размере 10 процентов должностного оклада за первые три года работы и 5 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 15 процентов должностного оклада /л.д.133-134/.
Таким образом, размер надбавки за стаж непрерывной работы и выслугу лет для Меркуловой В.В., имеющей стаж непрерывной работы в Собинской РБ более 5 лет, был определен с 1 июля 2017 года в размере 15 процентов оклада.
Согласно п.4 Положения о порядке выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам ГБУЗ ВО Собинская РБ, утвержденным 1 июля 2017 года, оно действует до принятия нового Положения /л.д.134/.
Как следует из объяснений ответчика и представленных копий приказов, на основании постановлений Губернатора Владимирской области от 11.01.2018 года № 4 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277», от 23 мая 2018 года № 385 «О внесении изменений в Приложение к постановлению администрации области от 04.04.2016 года № 277», от 04.07.2019 года № 486 «О внесении изменений в постановление администрации области от 04.04.2016 года № 277», по ГБУЗ ВО были изданы приказы № № 31 и 32 от 15 января 2018 года, которыми увеличены на 10 процентов должностные оклады медицинских работников Собинской РБ в рамках утвержденного фонда оплаты труда на 2018 год, № № № 462 и 463 от 25 июня 2018 года «Об увеличении окладов медицинских работников» и «О внесении изменений положение «Об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», о повышении о повышении должностных окладов на 15 процентов в рамках утвержденного фонда оплаты труда; № № 211 и 212 от 15 августа 2019 года «О повышении размеров базовых окладов работников ГБУЗ ВО «Собинская РБ» и внесении изменений в Положение «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», которыми с 1 августа 2019 года повышены оклады медицинских работников на 10 процентов /л.д. 135-136, 143-145, 149-150/.
Как установлено судом, заработная плата сотрудников ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», формируется исходя из «Дорожной карты», которая утверждается приказом Департамента здравоохранения, и среднемесячной численности работников учреждения, просчитывается экономической службой и ежегодно утверждается на заседании рабочей группы фонда ОМС с учетом все заслуживающих внимания факторов.
Полномочий производить выплаты сверх установленного фонда оплаты труда ГБУЗ ВО «Собинская РБ» не имеет.
Из вышеуказанных приказов следует, что увеличение размера базовых окладов работников Собинской РБ в 2017-2019 годах происходило ежегодно, в рамках утвержденного фонда оплаты труда на соответствующий год, что истцом не оспорено.
При этом, исходя из вышеприведенных указаний департамента здравоохранения администрации Владимирской области, стимулирующие выплаты могли производиться за счет оставшейся части фонда оплаты труда.
Таким образом, при увеличении окладов работникам Собинской РБ, в том числе, Меркуловой В.В., в течение 2017-2019 годов, при утвержденном Собинской РБ фонде оплаты труда основания для увеличения размера надбавок работникам за стаж непрерывной работы у Собинской РБ отсутствовали.
Исходя из действующего к моменту рассмотрения спора Положения о порядке выплат за стаж непрерывной работы и выслугу лет работникам больницы в редакции от 1 июля 2017 года, размер выплат за непрерывный стаж работы для работников учреждения установлен в размере 15 процентов.
В указанном размере данные выплаты истцу производятся, что она не оспаривает, заявляя об их увеличении до 30-40 процентов.
Таким образом, размер надбавки за стаж установлен Меркуловой В.В. с учетом приведенного нормативного регулирования и не может быть установлен в требуемом ею размере.
Выплата работникам больницы надбавки за стаж, выработанный на Крайнем Севере, локальными актами Собинской РБ не предусмотрена; фактически такая доплата истцу никогда не производилась.
В связи с изложенным, суд не усматривает юридических и фактических оснований для удовлетворения исковых требований Меркуловой В.В. о взыскании задолженности по надбавке за стаж работы, обязании производить выплаты за стаж работы в размере 40 процентов.
При отказе в указанных требованиях отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об обязании ответчиков оплатить за нее подоходный налог с заявленной ею суммы надбавки 86 454 рубля 77 копеек.
Кроме того, суд считает, что данные требования не основаны на нормах закона.
Исковые требования Меркуловой В.В., предъявленные к ответчику Прусаковой Т.А., об обязании изучения законов и доведения их до работников Собинской РФ суд признает не обоснованными, поскольку Прусакова Т.А. не является надлежащим ответчиком по делу, не состоит с Меркуловой В.В. в каких-либо правоотношениях.
На основании изложенного, суд считает необходимым в иске отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Меркуловой В.В. к ГБУЗ ВО "Собинская РБ", Прусаковой Т.А. о взыскании задолженности за стаж работы, обязании производить выплаты за стаж работы в размере 40 процентов, взыскании подоходного налога за счет работодателя, обязании изучения законов и доведения их до работников, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года,
Судья: