УИД- 10RS0001-01-2021-000402-28
Дело № 2а-236/2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Журавлеву М.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее – Инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Журавлеву М.А. (далее – административный ответчик) о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату налога по следующим основаниям. Журавлев М.А. является плательщиком транспортного налога, т.к. имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль Линкольн <данные изъяты>, дата возникновения собственности – 07.11.2013, дата прекращения права собственности – 01.11.2019. Сумма транспортного налога за 2019г. составила 37500 руб. (150х300л.с.х10/12). Также Журавлев М.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности жилое помещение - квартиру по адресу: ... стоимостью 503553 руб., дата возникновения собственности – 25.09.2013. Сумма налога на имущество за 2019 год составляет 317 руб., остаток задолженности с учётом оплаты - 29 руб. В соответствии со ст.75 НК РФ на неуплаченные суммы транспортного налога начислены пени в размере 37,19 руб. за период с 02.12.2020 по 08.12.2020. Просят взыскать с Журавлева М.А. задолженность по налогам в сумме 37539,19 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, уведомлены о рассмотрении дела должным образом.
Административный ответчик Журавлев М.А. в судебном заседании не участвовал, уведомлен о рассмотрении дела должным образом, представил возражения, согласно которым указывает, что транспортное средство, на которое исчислен налог за 2019 год, продано им на основании договора купли-продажи от 10.08.2015, однако по причине того, что покупатель не зарегистрировал данный автомобиль в установленный срок, транспортное средство снято с учета лишь 26.04.2019.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия в ответ на возражения административного ответчика, в своем отзыве указал, что сумма налога исчисляется налоговым органом на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, наличие обязанности по уплате налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения действий по регистрации автомобиля лежат на налогоплательщике. Поскольку транспортное средство, согласно сведениям ОГИБДД, снято с учета лишь 01.11.2019, считают заявленные требования законными и обоснованными.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п.1 ст. 359 НК РФ).
Согласно ст. 6 Закона РК от 30.12.1999г. №384-ЗРК «О республиканских налогах (ставках налога) и сборах» для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил налоговая ставка составляет 150 руб. за лошадиную силу.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На основании ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении: жилых домов, квартир, частей квартир, комнат устанавливаются в размере, не превышающем 0,1 процента.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено и подтверждается сведениями, представленными ОГИБДД ОМВД России по Беломорскому району от 17.05.2021, что у Журавлева М.А. в 2019 году (до 26.04.2019) имелся в собственности легковой автомобиль <данные изъяты>. 26.04.2019 автомобиль снят с учёта в связи с продажей. Данные сведения также подтверждаются копией справки начальника ОГИБДД от 09.07.2020.
При таких обстоятельствах, время владения транспортным средством Журавлева М.А. в 2019 году составляет 4 месяца (с января по апрель).
В соответствии с ч.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц снятия с регистрации транспортного средства.
Вместе с тем Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия Журавлеву М.А. был исчислен транспортный налог за 2019г. за период владения 10 месяцев (с января по октябрь) в сумме 37500 руб. (150х300л.с.х10/12).
В связи с изложенным представленный административным истцом расчет следует признать неверным. Транспортный налог за 2019г. подлежит уплате Журавлевым М.А. в размере 15000 руб. (150х300х4/12).
Также в собственности Журавлева М.А. имеется недвижимое имущество – квартира по адресу: ..., с кадастровым №, стоимостью 503553 руб. (по состоянию на 2019г.), дата возникновения собственности – 25.09.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.05.2021.
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают транспортный налог в срок в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ.
Инспекция направляла ответчику налоговое уведомление от 03.08.2020 о необходимости уплаты налога в сумме 37817руб. (37500+317) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, а именно до 01.12.2020. Ответчик на основании указанных уведомлений не уплатил налоги в установленный срок.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 указанного кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму транспортного налога начислены пени в размере 37,19 руб. за период со 02.12.2020 по 08.12.2020, рассчитанные исходя из задолженности в размере 37500 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с тем, что налогоплательщиком в установленный срок транспортный налог и налог на имущество уплачен не был, налоговый орган направил Журавлеву М.А. требование №21274 от 09.12.2020 об уплате транспортного налога в размере 37500 руб. и пени в размере 37,19 руб., налога на имущество в размере 29 руб. в срок до 12.01.2021. Данным требованием налогоплательщику при наличии разногласий предложено провести сверку расчетов. Указано, что в случае неуплаты налога и пени в установленные сроки налоговый орган примет меры по взысканию в судебном порядке задолженности.
Поскольку сумма задолженности в установленный срок оплачена не была, то за принудительным взысканием указанной задолженности налоговый орган мог обратиться в течение шести месяцев с 12.01.2021, то есть до 12.07.2021.
В пределах указанного срока последовало обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а именно 26.03.2021.
29.03.2021 мировым судьей судебного участка Беломорского района в вынесении судебного приказа о взыскании с Журавлева М.А. задолженности по транспортному налогу за 2019г. в размере 37500 руб. и пени в размере 37,19 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в размере 29 руб. отказано в связи с поступившими от должника возражениями до вынесения судебного приказа.
Согласно п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных документов, исковое заявление предъявлено в суд после отказа в вынесении судебного приказа в 6-ти месячный срок, а именно 12.05.2021.
Вместе с тем, принимая во внимание, что транспортный налог подлежит уплате Журавлевым М.А. частично в размере 15000 руб. за 4 месяца владения транспортным средством, начисленные пени также подлежат перерасчету и составят 14,87 руб. (15000х4,25%х7/300).
Расчет налога на имущество в размере 29 руб. судом проверен, признан верным.
Указанные в административном иске суммы подлежащих взысканию транспортного, имущественного налога и пени с Журавлева М.А. заявлены в пределах направленного ему налогового требования.
Принимая во внимание, что факт и размер задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пени подтверждается исследованными материалами дела, каких-либо доказательств, подтверждающих факт уплаты налога и пени, либо наличие обстоятельств, освобождающих административного ответчика от уплаты налогов, пеней в полном объеме, либо доказательств отсутствия объектов налогообложения в судебное заседание не представлено, суд, с учётом представленных административным ответчиком возражений, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Доводы административного ответчика в части того, что автомобиль выбыл из его владения согласно договору купли-продажи от 10.08.2015, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД (статьи 357, 358 НК РФ), а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, т.е. фактического пользования.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Журавлева М.А., не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 601,75 руб. в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 286-293 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия к Журавлеву М.А. о взыскании задолженности транспортному налогу, налогу на имущество и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Журавлева М.А., зарегистрированного по адресу: ..., в доход бюджета 15043 (пятнадцать тысяч сорок три) руб. 87 коп., в том числе:
- задолженность по транспортному налогу с физических лиц – 15000 руб. 00 коп., которую перечислить на счет №;
- задолженность по налогу на имущество физических лиц – 29 руб. 00 коп., которую перечислить на счет УФК №;
- пени по транспортному налогу – 14 руб. 87 коп., которые перечислить на счет №.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Журавлева М.А. в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район» государственную пошлину в сумме 601 руб. 75 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2021 года.