Дело № 2-2685/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 01 августа 2016 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при секретаре Мухатовой Ю.О.,
с участием:
помощника военного прокурора Волгоградского гарнизона Южного военного округа Морева <данные изъяты>
представителя ответчика Сергеева <данные изъяты> - адвоката Барыкина <данные изъяты> действующего на основании ордера № от 25.07.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Сергееву <данные изъяты> о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У СТ А Н О В И Л:
Заместитель военного прокурора Волгоградского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с исковыми требованиями к Сергееву <данные изъяты> о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой Волгоградского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 22220 законодательства, регулирующего порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в пределах Российской Федерации по адресам воинских учреждений.
Проверкой установлено, что все недвижимое имущество войсковой части 22220, расположенное по адресу: г. <данные изъяты> является собственностью Российской Федерации и закреплено за воинской частью на праве оперативного управления.
Войсковая часть по своему статусу является учреждением Министерства обороны Российской Федерации и находится в его подчинении.
Согласно ответу заместителя начальника УФМС России по Волгоградской области гражданин Сергеев <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту прохождения военной службы: <адрес>, <адрес>
Основанием для регистрации Сергеева <данные изъяты>. по месту прохождения военной службы явилось зачисление его в списки личного состава воинской части.
Однако, с ДД.ММ.ГГГГ Сергеев <данные изъяты> исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> по Советскому, Ворошиловскому и Кировскому районам г.Волгограда.
Таким образом, поскольку Сергеев <данные изъяты>. переведен к новому месту службы, исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов довольствия, тем самым он утратил связь с воинской частью, фактически по адресу: <адрес> не проживает, следовательно, законных оснований находиться на регистрационном учете по указанному адресу не имеет и подлежит снятию с регистрационного учета.
На основании изложенного, просит признать Сергеева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением по адресу войсковой части 22220 (<адрес>, <адрес> снять Сергеева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу войсковой части <адрес>).
Помощник военного прокурора Волгоградского гарнизона Южного военного округа ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что здание войсковой части 22220 является административным. Военнослужащие имеют регистрацию в войсковой части 22220, однако в части не проживают.
Ответчик Сергеев <данные изъяты> судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.
Представитель ответчика Сергеева <данные изъяты>. – адвокат Барыкин <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц УФМС России по Волгоградской области, войсковой части 22220, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
Выслушав помощника военного прокурора Волгоградского гарнизона Южного военного округа ФИО4, представителя ответчика Барыкина <данные изъяты> исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абз. 2 ч. 1).
Согласно ч. 3 указанной статьи, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Исходя из приведенных положений Закона, военнослужащий до получения им жилого помещения по установленным нормам, в случае предоставления ему служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения маневренного фонда или общежития приобретает право пользования им при фактическом вселении в него, выполнении обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг. Регистрация военнослужащего по адресу воинской части предусмотрена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод при отсутствии у него жилого помещения, является исключением из общего правила и не связана с правом пользования каким-либо жилым помещением.
Из материалов дела видно, что с 04.03.2010 года Сергеев <данные изъяты>. зарегистрирован по месту прохождения военной службы при войсковой части 22220, расположенной в п.М.Горького <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются также ответом заместителя начальника УФМС России по Волгоградской области (л.д.8-10), а также ответом отдела адресно-справочной работы УФМС России по Волгоградской области, согласно которым гражданин Кондров <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Приказом командира войсковой части 22220 ДД.ММ.ГГГГ № капитан Сергеев <данные изъяты> исключен из списков личного состава воинской части 22220, всех видов обеспечения и направлен на воинсий учет в отдел военного комиссариата Волгоградской области по Советскому, Ворошиловскому и Кировскому районам г.Волгограда (л.д. 7).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом также установлено, что какое-либо жилое помещение Сергееву <данные изъяты>. в войсковой части 22220 не предоставлялось ввиду отсутствия жилых помещений для предоставления военнослужащим и членам их семей у войсковой части. До настоящего времени ответчик остается зарегистрированным по адресу дислокации войсковой части.
Ответчик зарегистрирован в помещении, не имеющего статуса жилого помещения, а являющегося административным зданием. Регистрация его как военнослужащего по месту нахождения войсковой части была обусловлена отсутствием у военнослужащего жилого помещения и в силу приведенных выше требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" и по существу была ограничена периодом предоставления военнослужащему жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищное законодательство, как определено в ст. 4 ЖК Российской Федерации, регулирует отношения, в том числе, по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда.
Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Исходя из вышеприведенных положений, жилищные правоотношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями.
В данном случае, как следует из материалов дела, жилищные правоотношения между войсковой частью и ответчиком не возникли, регистрация Кондрова <данные изъяты> по месту дислокации войсковой части не повлекла для него возникновения каких-либо жилищных прав, которые могут быть прекращены по решению суда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании Сергеева <данные изъяты> утратившим право пользования ввиду непредоставления ему какого-либо жилого помещения и отсутствия объекта права. Сам по себе факт регистрации Сергеева <данные изъяты> по месту жительства по адресу дислокации воинской части прав и законных интересов истца не нарушает.
Регистрация сохраняется до обеспечения военнослужащим жилым помещением в рамках ФЗ "О статусе военнослужащих" и не может быть аннулирована в рамках заявленных истцом требований о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением.
Регистрация может быть им сохранена до обеспечения жилым помещением в установленном порядке, что в отношении ответчика не исполнено.
Суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о снятии ответчика с регистрационного учета по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5241-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При таких обстоятельствах, следует признать, что регистрация по конкретному месту жительства не может породить жилищное правоотношение, участниками которого являются законный владелец жилого помещения и лицо, зарегистрированное в нем.
Следовательно, снятие с регистрационного учета не может защитить гражданские права, а значит, подобное требование является ненадлежащим способом защиты.
При таком положении истцом неверно избран способ защиты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>), ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░