Дело № 2-119/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники 17 января 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи С.А. Мардановой,
с участием истца О.В. Байбаковой., представителя истца Д.Н. Лоптева, действующего на основании доверенности,
третьего лица А.С. Байбакова,
представителя ответчика Д.Н. Горбунова, действующего на основании доверенности,
при секретаре Н.Г. Юсуповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску Байбаковой О.В. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города ....., о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л :
истец Байбакова О.В. обратилась в суд с иском, указывая, что ее семья, состоящая из четырех человек, включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Управлением имущественных и земельных отношений администрации города ..... письмом № от <дата> истцу отказано в выдаче справки о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа в выдаче данной справки указано прекращение права общей совместной собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, общей площадью ..... кв.м, которое расценено ответчиком как умышленное действие, подпадающее под положения статьи 53 ЖК РФ. Указанной статьей предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Однако семья истца каких-либо умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, не совершала. Дом в <адрес> был приобретен ими в <дата> и был неблагоустроен. При его приобретении истец намерена была его восстановить, однако не смогла этого сделать в связи с отсутствием финансовой возможности. Дом был приобретен на кредитные средства и находился в залоге у банка. Поскольку семья истца не смогла исполнять обязательства по кредитному договору, и, не имея возможности восстанавливать дом, поэтому было принято решение о его продаже. Дом был ими продан <дата> по договору купли-продажи М.А. Продажу дома нельзя расценивать как умышленное ухудшение жилищных условий семьей истца, так как данный дом не мог быть использован по своему прямому назначению, не соответствовал требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, был непригоден для постоянного проживания. Денежные средства, полученные от реализации дома, были направлены истцом на погашение кредитных обязательств. Какой-либо материальной выгоды от сделок по купле-продаже дома истец и ее семья не получили, а понесла только убытки. В связи с этим истец считает, что отказ в выдаче справки о нуждаемости ее семьи в улучшении жилищных условий является незаконным, просит суд признать его таковым, возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения ее прав путем выдачи требуемой справки, восстановить семью Байбаковых в очереди на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, мотивировала изложенными в исковом заявлении доводами. Пояснила, что у семьи отсутствовал умысел на ухудшение жилищных условий, с момента принятия семьи на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» до настоящего времени их жилищные условия не изменились. Конкретизировала свои требования о восстановлении семьи для улучшения жилищных условий в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты под прежним номером.
Представитель истца Д.Н. Лоптев исковые требования поддержал.
Третье лицо Байбаков А.С. исковые требования поддержал, подтвердил изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации города ..... Д.Н. Горбунов против удовлетворения иска возражал, полагает, что отказ в выдаче справки о признании семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий является обоснованным и законным, надлежащих доказательств того, что приобретенный и в последующем проданный семьей истца дом был непригоден для проживания, не имеется.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края В.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном отзыве указала на несогласие с иском, полагает, что отказ в выдаче справки о нуждаемости ответчиком обоснован, просит в его удовлетворении отказать.
Суд, выслушав участников судебного заседания, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что семья истца включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты (за счет средств <дата>) по подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Согласно уведомлению от <дата> истец обязана была подтвердить свое согласие на участие в подпрограмме и предоставить предусмотренные законом документы, подтверждающие право семьи быть ее участником, в том числе, представить справку о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях (л.д.33-34).
Согласно письму Управления имущественных и земельных отношений администрации города ..... истцу отказано в выдаче справки о нуждаемости семьи в жилых помещениях (л.д......).
Из данного письма следует, что обеспеченность молодой семьи согласно имеющимся у них в пользовании жилым помещениям составляет ..... кв.м., что менее учетной нормы, установленной для участников Программы. Однако установлено, что в <дата> истец и ее супруг прекратили путем заключения договора купли-продажи право собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, общей площадью ..... кв.м., что расценивается как умышленное действие, подпадающее под положения ст. 53 ЖК РФ. До прекращения права собственности на указанный дом на каждого члена семьи приходилось бы ..... кв.м. площади, что более установленной нормы для участия в Программе. Вернуться к рассмотрению вопроса о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий возможно по истечении пятилетнего срока с момента продажи имущества.
Из представленных истцом доказательств следует, что жилой дом по <адрес> был приобретен по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от <дата>, при этом цена договора составляет ..... руб., из них ..... руб. – стоимость жилого дома, ..... руб. – стоимость земельного участка (л.д......). Имущество приобретено истцом и ее супругом в том числе, за счет заемных средств, предоставленных на основании кредитного договора ОАО АКБ «Урал ФД», в сумме ..... руб., имущество в силу закона находилось в ипотеке у банка (л.д......). Согласно п...... кредитного договора на основании отчета ООО «.....» имущество оценивается сторонами в ..... руб., из них ..... руб. – стоимость дома, ..... руб. – стоимость земельного участка.
Согласно п...... договора купли-продажи от <дата>, на момент заключения договора в продаваемом жилом доме нет недостатков, снижающих его потребительские качества, санитарно-техническое электрооборудование в порядке и комплекте.
Между тем, согласно заключению специалиста от <дата>, составленному ИП П.В., жилой дом в <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным законодательством РФ в части СанПиН 2.1.2.2645-10, а именно, в бревнах наружных стен имеются трещины, пораженные гнилью, сквозные щели между бревнами, имеется нарушение жесткости наружных стен и перекос сруба, как следствие снижение пространственной жесткости несущих конструкций (наружных стен) в целом; внутренние деревянные перегородки, перекрытия имеют множественные поражения гнилью, крыша также поражена гнилью, имеет прогибы стропильных ног, кровля массово разрушается, шифер частично отсутствует, водоснабжение и водоотведение отсутствуют, система электроснабжения полностью неисправна, центральное отопление отсутствует, печное отопление неисправно (л.д.13-17).
Согласно договору купли-продажи от <дата> жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес> были проданы истцом и ее супругом за ..... руб., из них, ..... руб. – жилой дом, ..... руб. – земельный участок (л.д......).
Согласно заключению специалиста от <дата>, составленному ИП П.В., имущество находится в том же состоянии, что изложено выше (л.д......).
Допрошенные в судебном заседании свидетели П.Г., Ц.Ю., М.А. подтвердили, что дом по <адрес>, как на момент его приобретения Байбаковыми, так и на момент его продажи через год находился в состоянии, не пригодном для проживания. Свидетель М.А. показал, что изначально, приобретая дом, был намерен его снести, поскольку его ремонт был нецелесообразен, что он в настоящее время и сделал.
Из пояснений представителя ответчика следует, что семья Байбаковых в связи с не предоставлением необходимых документов была исключена из списка участков Программы – претендентов на получение социальной выплаты, ее номер на момент исключения – №.
Согласно представленной суду расписке от <дата>, истцом были предоставлены в срок все предусмотренные документы, за исключением справки о нуждаемости в жилых помещениях.
Частью 1 статьи 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно части 1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей").
Условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а также основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, предусмотрены, соответственно, пунктами 6 и 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
Так, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 18 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 года № 738-О-О, выразил свою позицию, согласно которой, учитывая право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 года N 18-П, от 19.06.2002 года N 11-П, от 23.04.2004 года N 8-П, Определения от 04.12.2003 года N 415-О, от 15.02.2005 года N 17-О, от 27.12.2005 года N 502-О и др.).
Постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2014 года № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1322-п определен Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (далее –Порядок).
Одним из условий участия в Программе является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилье является обеспечение общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Порядка признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем, исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что действия семьи истца по приобретению и последующей продаже жилого дома по <адрес> не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку как на момент постановки молодой семьи на учет для участия в Программе, так и на момент отказа ответчика в предоставлении справки о нуждаемости жилищные условия семьи истца не изменились. Достоверно установлено и не опровергнуто ответчиком надлежащими доказательствами, что имущество было реализовано истцом только с целью ухудшения своих жилищных условий с намерением участия в Программе. Напротив, представленными доказательствами подтверждается, что истцом и ее супругом была предпринята попытка улучшения своих жилищных условий путем приобретения жилого дома, однако по объективным причинам, в отсутствие каких-либо умышленных действий со стороны истца, в связи с невозможностью восстановить приобретенное имущество они пришли к необходимости его продажи, при этом денежные средства, полученные от продажи, были направлены на погашение долга перед банком по кредитному договору, заключенному именно для приобретения этого имущества.
Таким образом, намеренного умышленного ухудшения своих жилищных условий в действиях истца не установлено, а потому отказ в выдаче справки о нуждаемости семьи истца в жилом помещении нельзя признать законным и обоснованным. Соответственно на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав истца путем выдачи соответствующей справки.
Согласно пункту 4.14.11 Порядка, если потенциальная участница Подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из требований, определенных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.
Судом установлено, что в связи с не предоставлением истцом всех предусмотренных Порядком документов семья была исключена из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Исключение из указанного списка не зависело от воли истца, а являлось следствием неправомерных действий ответчика по отказу в предоставлении необходимых документов.
Согласно пунктам 4.8 – 4.11 Порядка в рамках реализации Подпрограммы органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство списки молодых семей на получение социальной выплаты в планируемом году (далее - предварительные списки) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Министерство на основании предварительных списков, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета Пермского края и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
На основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году утверждается приказом Министерства в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - основной список) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
Внесение изменений в основной список осуществляется Министерством на основании уведомлений о внесении изменений в основной список, поступивших от органов местного самоуправления. Министерство ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, рассматривает представленные уведомления и вносит соответствующие изменения в основной список.
При отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчика исключения семьи истца из списка молодых семей на получение социальной выплаты не произошло. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости восстановления прав истца путем восстановления ее семьи в списке молодых семей – участников Программы на получение социальной выплаты под прежним №.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Байбаковой О.В. полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники Пермского края в выдаче справки о признании семьи Байбаковой О.В. и Байбакова А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, оформленный письмом № от <дата> незаконным.
Возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники Пермского края обязанность по выдаче семье Байбаковой О.В. документа о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе «Жилище», подпрограмма «Обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы».
Восстановить семью Байбаковой О.В. в списке молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы» Федеральной целевой программы «Жилище», на получение социальной выплаты под прежним №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья - подпись С.А. Марданова
Копия верна, судья