Дело № 2-686/2019
УИД <номер>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермакова В.Ю. и Ермакова Ю.А. к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка,
установил:
Ермаковы В.Ю., Ю.А. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что истцам на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит земельный участок площадью 0,08 га с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
В марте 2019 года кадастровым инженером Чаркиным Р.Л. по заказу истцов были проведены кадастровые работы по определению местоположения границ и площади земельного участка, в результате которых было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1 229 кв.м.
В ходе согласования местоположения границ земельного участка выяснилось, что его границы является спорными со смежными земельными участками в точках, указанных в межевом плане.
Вместе с тем, границы принадлежащего истцам земельного участка закреплены на местности забором, установлены с 1986 года, с момента предоставления истцам жилого помещения.
На основании изложенного истцы просят установить местоположение границ земельного участка площадью 1 229 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истцы Ермаков В.Ю. и Ермаков Ю.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Ермаков В.Ю. представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью Ермакова Ю.А. Учитывая, что доказательств в подтверждение данного обстоятельства не представлено, суд не усматривает оснований для его удовлетворения и отложения судебного разбирательства.
Также в судебное заседание не явились: представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили; представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Волковского сельсовета Благовещенского района Амурской области – представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ермакову В.Ю. и Ермакову Ю.А. принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 800 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Согласно межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Земельный вопрос» Чаркиным Р.Л., в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, в результате выполнения кадастровых работ установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1 229 кв.м. Земельный участок существует в фактических границах более 15 лет, огорожен забором и ограничен дорогой общего пользования с восточной и западной стороны, углы участка закреплены столбами, что является объектами искусственного происхождения и позволяет определить его местоположение на местности. На земельном участке расположен жилой дом блокированного типа, имеющий отдельные выходы на приусадебный земельный участок и на земли общего пользования для каждой квартиры, который не учтён в ЕГРН.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация Благовещенского района Амурской области отказала истцам в согласовании межевого плана на том основании, что при сопоставлении представленных истцами сведений о характерных точках границы уточняемого земельного участка выявлено пересечение уточняемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, учтённых в ЕГРН в системе координат 1991 года. Кроме того, указано на непредставление истцами правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 1 229 кв.м.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровых дел объектов недвижимости усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет площадь 1 260 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, принадлежит К.Л.И. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН в системе координат 1991 года на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ООО «Архитектурно-планировочное бюро» Т.Е.В.
Земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет площадь 1 057 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности З.Т.Н. и К.М.И. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН в системе координат 1991 года на основании описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ)Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 названной статьи).
Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п.п. 4); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (п.п. 6).
Из ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) являются его основными сведениями.
В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Учитывая, что при рассмотрении заявления истцом о согласовании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления было выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка и границ учтённых в ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами <номер> (что также подтверждается выкопировкой из дежурной кадастровой карты Благовещенского района), суд приходит к выводу о том, что истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в данном случае имеет место спор о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, без разрешения которого невозможно установление местоположения границ принадлежащего истцам земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования Ермакова В.Ю. и Ермакова Ю.А. об установлении местоположения границ земельного участка земельного участка площадью 1 229 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Ермакова В.Ю. и Ермакова Ю.А. к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 21 октября 2019 года.
Председательствующий судья Н.Г. Залунина