Дело 2-1794 /2015
Решение
именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.
при секретаре Бакировой З.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
установил:
начиная с 08.08.1984 Антонова С.В. работает в лечебных учреждениях и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. Считая, что она имеет необходимый специальный стаж 30 лет, 22.01.2015 Антонова С.В. обратилась в Управление пенсионного фонда в городе Первоуральске за назначением страховой пенсии по старости согласно п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако решением УПФ в городе Первоуральске от 16.03.2015 № в установлении пенсии Антоновой С.В. отказано. Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, принято 18 лет 02 месяца 22 дня.
Из ряда не принятых периодов истец оспаривает периоды работы:
с 20.08.1997 по 21.06.2000 в медсанчасти ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» в должности лаборанта по анализу крови, так как в ИЛС данный период работодателем указан без кода льготной профессии,
с 01.01.2006 по 08.01.2014 в медсанчасти ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» в должности лабораторного техника-фельдшера, так как наименовании должности не предусмотрено Списком, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также в ИЛС данный период указан без кода льготной профессии,
с 09.01.2014 по 22.01.2015 в медсанчасти ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» в должности лабораторного техника, так как в ИЛС данный период работодателем указан без кода льготной профессии.
Так как в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, Антонова С.В. обратилась в суд с иском.
В ходе судебного заседания Антонова С.В. на заявленных требованиях настаивает, поясняя по существу иска, что после окончания медицинского училища с 08.08.1984 работает фельдшером-лаборантом. Все периоды ее трудовой деятельности связаны с лечебной деятельностью. Она работала лаборантом по анализу крови. Круг ее обязанностей не изменялся длительное время, несмотря на то, что первоначально она была работником медсанчасти ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» впоследствии их перевели в медсанчасть ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ». При этом, ничего в ее должностных обязанностях не изменялось. Отказ Управления пенсионного фонда во включении оспариваемых периодов в льготный стаж считает незаконным, формальным, а также считает, что имеет право на досрочное назначение пенсии с момента обращения в УПФ, то есть с 22.01.2015, так условие, при котором пенсия назначается досрочно, ею выполнено. Она осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Представитель истца Куванникова Н.Г. доводы Антоновой С.В. поддержала в полном объеме, считает, что решение УПФ в городе Первоуральске об отказе Антоновой С.В. в установлении пенсии противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П, согласно которой, правом на досрочную пенсию обладают медицинские работники независимо от организационно - правовой формы юридических лиц, в которых протекала их работа. Доводы ответчика в части отсутствия сведений об уплате работодателем страховых взносов за отдельные периоды работы истца и не предоставление соответствующих сведений персонифицированного учета безосновательны. Обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов и ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов, представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложена на страхователя. Страховщик в свою очередь, в соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городе Первоуральске исковые требования Антоновой С.В. не признала в полном объеме, предоставив отзыв, который приобщен к протоколу судебного заседания (л.д.63-64).
В обоснование доводов представитель ответчика суду пояснила, что основанием к отказу Антоновой С.В. послужило то, что у истца отсутствует на момент обращения необходимый специальный медицинский стаж, который принят ответчиком 18 лет 02 месяца 22 дня. Основанием к отказу одного из оспариваемых периодов является то, что наименование должности медицинского лабораторного техника-фельдшера не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Данный период исключен в соответствии с п.4 (б) Правил утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 на основании выписке из ИЛС застрахованного лица в соответствии с п.1 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. Периоды, указанные в разделе III, могли быть взяты в специальный льготный стаж, если бы был откорректирован индивидуальный лицевой счет застрахованного лица с кодом льготной профессии. УПФ является правоприменительным органом и осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенным законодательством, и не вправе расширительным образом толковать законы и нормативно-правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках предоставленных Правительству РФ полномочий.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» и ОАО «Первоуральский Новотрубный завод».
Руководитель Первоуральского филиала ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» в судебное заседание не явился, предоставив в материалы дела отзыв, который приобщен к материалам дела (л.д.46-47). Считает исковые требования Антоновой С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Антонова С.В. работает в структурном подразделении «Медсанчасть» ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» в Первоуральском филиале в должности лабораторного техника-фельдшера и медицинского лабораторного техника в период с 01.01.2006 по 22.01.2015. Для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в действующей системе пенсионного обеспечения установлены должности, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Установление данного права направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности и связано, прежде всего, с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Ведомственная принадлежность учреждения здравоохранения, организационно-правовая форма не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При предоставлении ЗАО «МЦ ЧТПЗ» сведений индивидуального персонифицированного учета в УПФ было отказано в приеме сведений о коде льготной профессии, так как не совпадало наименование медицинской организации. Антонова С.В. на протяжении всего периода работы в медсанчасти в ЗАО «МЦ ЧТПЗ» Первоуральский филиал фактически выполняла должностные обязанности медицинского лабораторного техника. Дополнительное слово фельдшер круг ее обязанностей не меняло, в связи с чем, считает, что весь период работы в медсанчасти ЗАО «МЦ ЧТПЗ» подлежит включению в специальный медицинский стаж.
Представитель третьего лица ЗАО «Медицинский центр ЧПТЗ» Ларионова Н.Е. суду пояснила, что когда был организован медицинский центр в г. Челябинске, было решено организовать Первоуральский филиал данного медицинского центра на базе Первоуральского новотрубного завода, так как в данный период в ОАО «Первоуральский новотрубный завод» была своя медсанчать ( цех № 30). Медсанчасть находилась на территории завода. В состав медцентра первоначально вошел и санаторий – профилакторий ОАО ПНТЗ. Сотрудники переводом перешли в Первоуральский филиал ЗАО «Медицинский центр ЧПТЗ». Ей известно, что все здания здраврунктов, медсанчасти, а также оборудование были переданы ПНТЗ в аренду медицинскому центру ЧТПЗ. Основной вид деятельности Первоуральского филиала это проведение периодических медицинских осмотров, диагностика, диспансеризация, вакцинация, вся мед деятельность, которые были определены в лицензии. Все направления деятельности, которые были в МСЧ Первоуральский новотрубный завод, остались в Первоуральском филиале ЧТПЗ. Сейчас в Первоуральском филиале ЗАО «Медицнского центра ЧТПЗ» есть поликлиника-медсанчасть, здравпункты, аптечный пункт. На сегодняшний день оказываются все те же самые виды деятельности, изменилась только правовая структура. Изменилось наименование некоторых профессий согласно номенклатурному перечню, если раньше ее профессия была врач-невропатолог, сейчас она врач невролог, если раньше она была фельдшер-лаборант, что теперь по номенклатуре медицинский лабораторный техник. Также за этим следит лицензионная комиссия, когда подаем документы для лицензирования деятельности, раньше было раз в пять лет, сейчас бессрочно, есть нормативные документы по лицензированию где прописано как должна звучать должность того ли иного медицинского работника. В номенклатуре произошли значительные изменения, а в трудовой книжке запись не была внесена. Так медицинский лабораторный техник не может выполнять работу, если у него не будет фельдшерского образования. По этой причине в отделе кадров при наименовании должности скобках указали фельдшер. По диплому фельдшер, а потом уже лаборант. Раньше наименование должности было фельдшер-лаборант. Должностные обязанности не изменились – проведение лабораторных диагностик. В 2006 г. Первоуральским филиалом было получено на медсанчасть, здравпункты санэпидзаключение, так как лицензирование проходит по каждому лечебному учреждению (подразделению) по месту оказания услуги. На работодателя возложена обязанность отражать код льготной профессии на лицевой счет работника, но почему это не делает кадровая служба, она пояснить не может. Есть противоречия кадровой службы по Свердловской области и в Челябинской области. Последняя лицензия на осуществление лечебной деятельности была получена в 2014 г., до этого - в 2009, 2004 г.г. В Первоуральском филиале вид деятельности только медицина.
Представитель ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» Зубарева Ю.В., действующая по доверенности от 19.05.2015, доводы Антоновой С.В. считает обоснованными, изложив их в отзыве, который приобщен к материалам дела. Согласно Списку, в нем предусмотрена должность «лаборант», которая тождественно должности «лаборант (по анализу крови)», которую занимала истец. Данный факт подтверждается ее должностной инструкцией, утвержденной 17.04.1998 в соответствии с которой целью деятельности лаборанта по анализу крови является выполнение работы по забору крови у работников общества, направленных на обследование, с целью установления диагноза заболевания; участия в выполнении лабораторных исследований по анализу крови. Приказом Минздрава России от 25.12.1997 № 380 должность лаборанта по анализу крови была переименована «медицинский лабораторный техник».
В материалы дела представлена должностная инструкция, подтверждающая документально осуществление истцом медицинской деятельности. Не указание кода льготной профессии не может служить основанием к отказу во включение в специальный медицинский стаж оспариваемые периоды и соответственно назначение пенсии досрочно.
В ходе судебного заседания в соответствии со ст.39 ГПК РФ истец Антонова С.В. увеличила свои требования, просит включить в специальный медицинский стаж период с 25.05.2004 по 18.06.2004 в должности медицинского лабораторного техника в медсанчасти Новотрубного завода, так как в этот период она находилась на учебе в связи с повышением квалификации, что подтверждается сертификатом и свидетельством о прохождении квалификации.
Выслушав пояснения ситца, представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования Антоновой С.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В качестве обязательного условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости медицинским работникам Закон называет «осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения».
Статьями 30, 31, 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлены лишь виды социально-полезной деятельности, которые дают право на назначение пенсии на льготных условиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма устанавливает общее правило распределения бремени доказывания, которое применяется, если иное не предусмотрено федеральным законом
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В подтверждение изложенной правовой позиции подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (действует с 01.01.2015 г.) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" содержится правовая позиция, согласно которой при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении были предусмотрены
1. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности и
2. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой" среди должностей среднего медицинского персонала поименована должность "фельдшер - лаборант", п. 3 раздела "Наименование учреждений" поименована медико-санитарная часть.
Списком от 29.10.2002 г. N 781 разделом "наименование учреждений" также предусмотрена "медико-санитарная часть".
В спорный период истец Антонова С.В. осуществляла трудовую деятельность в должности лаборанта-фельдшера, указание работодателем в наименовании ее должности " по анализу крови " подтверждает лишь то обстоятельство, что она как лаборант проводила исследования крови.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среди должностей среднего медицинского персонала поименована должность «медицинский лабораторный техник», в п. 4 раздела "Наименование учреждений" поименована медико-санитарная часть.
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что в спорные периоды занимаемые истцом должности были поименованы работодателем неправильно, поскольку фактически истец выполняла функциональные обязанности фельдшер-лаборанта, лаборанта, медицинского лабораторного техника, должности которых поименованы действующим Списком учреждений и должностей, работы в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Медсанчасть ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» и медсанчасть ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» оказывали, а также населению г. Первоуральска медицинскую помощь работникам предприятия.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
На это указано и в ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного заседания истец Антонова С.В. первоначально работала в медсанчасти предприятия. При изменении организационно-правовой формы сохранился прежний характер профессиональной деятельности работников.
В материалы дела представлены:
От ОАО «Первоуральский Новотрубный завод»:
Справка ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» о периоде работы с 20.05.1997 по 21.06.2000 – лаборантом, с 22.06.2000 по 30.12.2005 – медицинский лаборантом техником, согласно которым выполняла работу при нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Периодов, не дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не было, за исключением периодов, указанных в сведении индивидуального (персонифицированного) учета.
Личная карточка по учету кадров формы Т-2.
На основании распоряжения от 17.08.2015 № 274-Л в целях приведения наименовании профессии в соответствие с характером выполняемых работ на основании анализа должностных обязанностей, перечисленных в должностной инструкции лаборанта (по анализу крови) ДИ-030-019-98 и в Положении о лаборанте клинико-диагностической лаборатории в трудовую книжку Антоновой С.В. внесено изменение о правильной записи в соответствии с которым Антонова С.В. принята по переводу из МУ «Городская больница № 2» в медико-санитарную часть лаборантом с 20.05.1997.
Справка о переименовании третьего лица ОАО «ПНТЗ».
Справка о периоде работы Антоновой С.В. в ОАО «ПНТЗ».
Индивидуальные сведения о трудовом стаже Антоновой С.В. предоставленные ОАО «ПНТЗ», в которых период работы с 19.05.1997 по 30.06.2000 указан, как льготный стаж (выслуга) код профессии 3П81ГД, в связи с проведенной в период рассмотрения дела в суде, корректировкой ИЛС истца.
Должностная инструкция лаборанта (по анализу крови) от 17.04.1998, которая исправлена на основании приказа от 17.04.2000 на должность медицинский лабораторный техник (л.д.36-38).
Лицензии, согласно которым разрешается осуществление медицинской деятельности ОАО «ПНТЗ» от 06.07.1998 на срок до 06.07.2001 (л.д.54), от 28.06.2001 на срок до 28.06.2004 (л.д.53),
Протоколы к лицензии, согласно которым предусмотрены следующие виды медицинской деятельности: первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, диагностика, амбулаторно-поликлиническая помощь, экспертная медицинская деятельности (л.д.55-56).
Сертификат № 007539 от 08.11.2001 МСЧ ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» сроком до 28.06.2004, а также сводный протокол № 1 от 08.11.2001 к сертификату выданному МСЧ ОАО «ПНТЗ» на осуществление медицинской деятельности и подразделения (здравпункта) (л.д.58-60)
Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 17.02.1999 № 52-П о приведении наименований должностей медицинского персонала со средним образованием в клинико-диагностических лабораториях Свердловской области в соответствии с приказом Минздрава России от 25.12.1997 № 300 (л.д.108),
Служебная записка по ОАО «ПНТЗ» о переименовании должностей в связи с неточностью лаборант по анализу крови на наименовании медицинский лабораторный техник (л.д.107)
От ЗАО « Медицинский центр ЧТПЗ» в материалы дела представлены:
Приказ о приеме на работу с 01.01.2006 Антоновой С.В. в МСЧ медицинским лабораторным техником фельдшер.
Должностная инструкция фельдшера лаборанта ЗАО «МЦ ЧТПЗ».
Должностная инструкция медицинского лабораторного техника (л.д.30-31), с которой ознакомлена Антонова С.В. 02.02.2013.
Карта № 50 специальной оценки условий труда медицинский лабораторный техник, код профессии 24043 ЗАО «МЦ ЧТПЗ» филиал в городе Первоуральске (л.д.128-130) с которой ознакомлена Антонова С.В.
Карта аттестации рабочих мест по условиям труда № 26 фельдшер (медицинский лаборант) код профессии 27328 ЗАО «МЦ ЧТПЗ» МСЧ (л.д.131-134).
Протокол оценки рабочего места (л.д.135-137).
Согласно выписке из протокола заседания Совета директоров ОАО ЧТПЗ от 08.07.2003, седьмым вопросом повестки дня указан вопрос о создании ЗАО «Медицинский центр ОАО ЧТПЗ», по которому принято решение о создании ЗАО «Медицинский центр ОАО ЧТПЗ».
Структура ЗАО «МЦ ЧТПЗ», которая утверждена в 2005 году и из которой можно видеть, что в городе Первоуральске имеется филиал ЗАО «МЦ ЧТПЗ», в котором присутствуют медико-санитарная часть, которой руководит главный врач. МСЧ имеет поликлинику, здравпункты и аптеку.
В материалы дела представлен Устав ЗАО «МЦ ЧТПЗ». Ст. 4 данного Устава закреплено, что предметом деятельности общества является удовлетворение потребности населения в квалифицированной и специализированной медицинской помощи, определены цели общества - охрана здоровья путем оказания диагностической, лечебной, консультативной помощи населению. Среди видов медицинской деятельности указаны диагностические исследования, амбулаторно-поликлиническая помощь по профилям, экспертная медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность.
Представлена лицензия на медицинскую деятельность ЗАО «МЦ ЧТПЗ».
Положение о Первоуральском филиале ЗАО «МЦ ЧТПЗ».
Свидетельство государственной регистрации ЗАО «МЦ ЧТПЗ», как юридического лица.
Штатное расписание Первоуральского филиала медико-санитарной части.
В материалы дела представлен договор аренды № 1 от 30.12.2005, заключенный ОАО «Первоуральский Новотрубный завод», именуемый в дальнейшем арендодатель, в лице управляющей организации – ЗАО «Группа ЧТПЗ» с одной стороны и ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ», именуемое в дальнейшем арендатор, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование имущество: не жилые помещения здравпунктов и профцентров и иные помещения, расположенные в производственных и административные здания на территории производственных площадок ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» (в приложении № 1 указаны здравпункты, профцентр поликлиники, аптека, гараж), а также здание санатория-профилактория расположенное по адресу город Первоуральск, улица Папанинцев, 30.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды настоящий договор заключается в целях обеспечения оказания ЗАО «Медицинский центр ЧТПЗ» медицинских услуг работникам ОАО «Первоуральский Новотрубный завод» и иным лицам.
Совокупность всех исследованных по делу доказательств позволяет сделать суду вывод о том, что при изменении организационно-правовой формы работодателя сохранился прежний характер профессиональной деятельности работника – истца по делу Антоновой С.В.
Федеральный закон от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" на всей территории Российской Федерации вступил в силу с 01 января 1997 года.
В соответствии со статьей 11 указанного плательщики страховых взносов были обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета ежеквартально о каждом работающем у него застрахованном лице в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.
Контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования в соответствии со статьей 16 этого Закона возлагался на органы Пенсионного фонда РФ, застрахованные лица не были вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, не располагали реальными возможностями обеспечить как уплату работодателем недоимки по страховым взносам, так и представление индивидуальных (персонифицированных) сведений.
Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особом характере работы не лишает истца права на включение указанных периодов в специальный стаж и права на пенсионное обеспечение.
Ответчиком не представлено бесспорных доказательств отсутствия у истца требуемого для назначения досрочной пенсии специального стажа.
Совокупность представленных истцом Антоновой С.В., ее представителем Куванниковой Н.Г., а также третьими лицами доказательств подтверждает правомерность и обоснованность заявленных им требований о наличии у истца, как лица, осуществлявшего медицинскую деятельность, независимо от возраста, права на досрочное пенсионное обеспечение на момент обращения с соответствующим заявлением пенсионный орган.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утратившего силу с 1 февраля 2002 года.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, порядок повышения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, урегулирован Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 №314, которым утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Данным положением определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.5 Положения квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.
Пенсионным законодательством в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается не форма документального оформления факта работы, а длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, сопряженной с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье вредных физических, химических, биологических и иных факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В обоснование доводов истцом представлена трудовая книжка, которой подтверждается трудовой стаж, уточняющая справка работодателя о прохождении курсов повышения квалификации.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает возможным требования истца удовлетворить, включить в специальный льготный медицинский стаж Антоновой С.В. периоды:
Из 2 раздела с 20.05.1997 по 21.06.2000, что в календарном исчислении составляет 3 года 1 месяц 2 дня, исключив при этом периоды с 01.07.1997 по 19.07.1997 (в календарном исчислении 19 дней), с 01.08.1997 по 02.08.1997 (2 дня), с 01.09.1997 по 05.09.1997 (5 дней), всего 26 дней соответственно включению подлежит период 03 года 06 дней.
Второй период второго раздела курсы повышения квалификации с 25.05.2004 по 18.06.2004 (25 дней).
Третий период второго раздела, где неверно указана профессии техник-фельдшер, с 01.01.2006 по 08.01.2014 (календарно 08 лет 08 дней).
Период 2 из раздела 3 с 09.01.2014 по 22.01.2015 (календарно 01 год 14 дней).
В общей сложности в ходе судебного заседания в специальный льготный стаж судом принят период 12 лет 01 месяц 23 дня.
Учитывая принятый ответчиком стаж 18 лет 02 месяца 22 дня, специальный медицинский стаж Антоновой С.В. составит 30 лет 04 месяца 15 дней, что дает основания говорить о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения в УПФ, то есть с 22.01.2015.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Антоновой С.В. в установлении пенсии от 16.03.2015 № признать незаконным в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Антоновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Антоновой Светлане Викторовне в установлении пенсии от 16.03.2015 № признать незаконным в оспариваемой части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области:
- принять Антоновой Светлане Викторовне к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи осуществлявшим лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды:
с 20.05.1997 по 30.06.1997, с 20.07.1997 по 31.07.1997, с 03.08.1997 по 31.08.1997, 06.09.1997 по 21.06.2000, с 25.05.2004 по 18.06.2004, с 01.01.2006 по 08.01.2014, с 09.01.2014 по 22.01.2015;
- назначить Антоновой Светлане Викторовне страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи осуществлявшим лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть с 22.01.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2015 года.
Председательствующий: Е.В.Карапетян