Дело №2-1490/2021( УИД:44RS0001-01-2021-000418-03)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при помощнике судьи Гулькиной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Костромской области об исчислении стажа в льготном исчислении,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Свердловский районный суд <адрес> с иском к УМВД России по <адрес> о перерасчете стажа службы.
В обоснование заявленных требований указал( с учётом поступивших уточнений), что он проходил службу в ОВД РФ и был уволен с должности - инспектора группы для выезда на дородно- транспортные происшествия дежурной части отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> (А-714669), последний день службы <дата> Согласно выписки из приказа начальника УМВД РФ по КО № л/с от <дата> стаж службы истца составил в календарном исчислении - 24 года 05 месяцев 04 дня ; в льготном исчислении - стажа нет. Однако с расчетом ответчика истец не согласен, т.к. стаж в период его службы с <дата> по <дата> должен быть исчислен в льготном исчислении как 1 год за 1 год 06 месяцев работы.. В этот период истец занимал должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по КО. Приказом МВД РФ от <дата> № утвержден Перечень подразделений и должностей, которым предоставляется право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. Прежняя его должность - инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по КО, в периоды прохождения службы в вышеназванный период в органах внутренних дел входит в Перечень должностей службы, которым предоставляется право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. Занимаемая им должность поименована в Перечне № (в редакции приказа МВД РФ от <дата> №). Доказательствами того, что он исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является должностная инструкция, утвержденная <дата> командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> ФИО2, свидетельствующая о факте непосредственного осуществления истцом, как сотрудником ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>, функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, утверждение командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> данной должностной инструкции и указание в ней на непосредственное подчинение (в том числе командиру отдельного батальона ДПС ГИБДД), относящегося к строевым подразделением ОГИБДД по <адрес>, свидетельствует о том, что занимаемая истцом должность - инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по КО входила в спорный период, в предусмотренное Перечнем подразделение - Отдельный батальон ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> и была включена в состав Контрольного поста полиции (милиции), находящегося в ведении ГИБДД. В связи с чем, по мнению истца, периоды его службы незаконно зачтены в его выслугу лет в календарном исчислении. Со ссылкой на нормы п. «а» ст.ст. 1,18,51 Закона РФ от <дата> N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», просит суд обязать Управление МВД России по <адрес> произвести перерасчет стажа службы ФИО1 за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца за период с <дата> по <дата>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в период с <дата> по май 2010 г. он исполнял обязанности инспектора дорожно- патрульной службы и осуществлял составление протоколов, следил за дорожным движением и общественным порядком, осуществлял доставку задержанных, то есть осуществлял все функции инспектора дорожно-патрульной службы. О нарушении своего права он узнал только в январе 2021 года и сразу же обратился в суд. Если оспариваемый период будет включен в его стаж в льготном исчислении, то размер его пенсии возрастёт.
Представитель УМВД России по <адрес> ФИО3(действующая по доверенности) требования не признала. Полагает, что занимаемая истцом должность не предусмотрена списком, права на льготное исчисление стажа в указываемый им период, истец не имеет.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заледени, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Нормами Закона РФ от <дата> № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата> № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» регулируются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии пп. «г» п. 3 Постановления от <дата> № в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации предусмотрено засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - с <дата> по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в воинских частях специального назначения, подразделениях особого и специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации - с <дата> по перечню воинских частей, подразделений, должностей и на условиях, определяемых директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации;
в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с <дата> по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД Российской Федерации от <дата> № утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 1 Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом МВД России от <дата> №, указаны подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.
В числе должностей указан инспектор дорожно-патрульной службы.
В силу пункта 2 Примечания к данному Перечню лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных данным Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ вышеназванных норм права свидетельствует о том, что право на исчисление выслуги лет на льготных условиях у сотрудника органа внутренних дел возникает при наличии совокупности таких условий как отнесение должности в вышеуказанный перечень и исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> проходил службу в органах внутренних дел. На основании приказа от <дата> № л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел с должности: инспектор группы для выезда на дорожно- транспортные происшествия дежурной части штаба отдельного батальон дорожно- патрульной службы ГИБДД УМВД России по <адрес> по пункту 11 части 2 статьи 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Последний день работы - <дата>, выслуга на день увольнения в календарном исчислении составила 24 года 05 мес. 04 дня., в льготном исчислении- нет.
На основании Приказа УВД <адрес> от <дата> № л\с в период с <дата> по <дата> истец замещал должность: инспектор дорожно- патрульной службы( для выезда на ДТП) дежурной части отдельного батальона дорожно- патрульной службы ГИБДД непосредственно подчинённого УВД <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела копией расчета выслуги лет на пенсию, представленным суду в материалы дела ответчиком.
Согласно Расчету выслуги лет период службы ФИО1 в оспариваемый период в должности инспектора дорожно- патрульной службы( для выезда на ДТП) дежурной части отдельного батальона дорожно- патрульной службы ГИБДД УМВД России по <адрес>,зачтен в выслугу лет в календарном исчислении.
Анализируя доводы ответчика о том, что данный период не может быть включён в стаж в льготном исчислении на том основании, что указанная должность не входит в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденный приказом МВД России от <дата> №, суд принимает во внимание:
Вышеназванным Перечнем предусмотрено осуществление службы в специализированном полку (батальоне, роте, взводе, в том числе отдельных, отделении, группе) дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Ответчиком не оспаривается, что в оспариваемый период истец осуществлял свою деятельность в Отдельном батальоне патрульно- постовой службы милиции, непосредственно подчинённом УВД по <адрес>. Занимаемая истцом должность была включена в Штатные расписания батальона, действовавшие до 2009 года.
Согласно Штатному расписанию отдельного батальона патрульно- постовой службы милиции, непосредственно подчинённого УВД по <адрес>, утверждённому приказом УВД по <адрес> от <дата> №, действовавшему в оспариваемый период, в дежурной части батальона не указано на наличие должности инспектора дорожно- патрульной службы(для выезда на ДТП).
В тоже время, должности инспекторов патрульно- постовой службы предусмотрены в мобильном взводе 1 роты, в мобильном взводе 2 роты.
Доказательств тому обстоятельству, что после исключения из состава дежурной части отдельного батальона должности инспектора дорожно- патрульной службы(для выезда на ДТП), истец переводился для работы согласно занимаемой им должности в другое подразделение УВД, ответчиком суду не представлено. Данное обстоятельство также отрицается истцом.
Анализ Штатного расписания, утверждённого приказом начальника Управления МВД России по <адрес> от <дата> № свидетельствует, что в отдельном батальоне ДПС ГИБДД(в штат дежурной части) опять была включена должность инспектора дорожно- патрульной службы (для выезда на дорожно- транспортные происшествия). Следует отметить, что данное штатное расписание содержит разъяснение, что в скобках указано не наименование должности, а направление деятельности или наименование структурного подразделения.
Вышеназванные обстоятельства, позволяют сделать вывод о том, что истец в период с <дата> по <дата>, несмотря на наименование его должности, осуществлял свои служебные обязанности в качестве инспектора дорожно- патрульной службы в составе отдельного батальона патрульно- постовой службы милиции, непосредственно подчинённого УВД по <адрес>.
По мнению суда, в ходе судебного заседания нашло своё полное подтверждение то обстоятельство, что в спорный период истец осуществлял функции по контролю за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пояснениям истца ФИО1 в судебном заседании кроме выездов на дорожно-транспортные происшествия, он составлял протоколы об административных правонарушениях, следил за дорожным движением и общественным порядком, осуществлял доставку задержанных. Несение службы было на «линии», т.е. на дороге. Место дислокации экипажа, в который он входил, указывал дежурный.
Указанные обстоятельства подтвердил опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 который пояснил, что работал вместе с истцом в составе одного экипажа в период с 2009г. по 2011г.( за исключением времени нахождения в отпусках либо в другой период). За ФИО4 был закреплён автомобиль, которым он управлял, а ФИО1 - инспектор дорожно- патрульной службы. Вместе они осуществляли оформление дорожно- транспортных происшествий, составление протоколов об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности, осуществляли надзор за безопасностью дорожного движения. Свои обязанности они осуществляли на улицах <адрес>. Место нахождения экипажа определялось дежурным отдельного батальона либо старшим дежурным. После поступления от дежурного сообщения о дорожно- транспортном происшествии, они выезжали туда и оформляли необходимые материалы.
Должностная инструкция инспектора, инспектора( для выезда на дорожно- транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно- патрульной службы ГИБДД УВД по <адрес>, за период 2009-2010 г.г. отсутствует, суду ответчиком не представлена. Как пояснила представитель УМВД России по <адрес> в судебном заседании, такая инструкция обнаружена не была.
Как следует из Должностной инструкции, утвержденной командиром ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> майором полиции ФИО2 <дата>, инспектор ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по <адрес> имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, производить административное задержание (п. 3.6).
Согласно положениям пункта 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному Приказом МВД России от <дата> N 185, исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Согласно пункту 31 Административного регламента… исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Общие требования к исполнению административных процедур (действий).
Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу (пункт 32).
Из системного толкования всех вышеназванных положений следует, что в рассматриваемом случае критерием для определения права на льготное исчисление срока службы сотрудника органа внутренних дел является осуществление определенной государственной функции, а не дословное наименование должности. Занимаемая истцом должность в спорные периоды «инспектор дорожно-патрульной службы» поименована в Перечне, утвержденном Приказом МВД России от <дата> №, а дополнение к ней в скобках - «для выезда на ДТП» лишь конкретизирует основное направление его деятельности, как инспектора ДПС(о чём в последующем и было указано при утверждении Штатного расписания в 2011 году). Данное основное направление деятельности истца, не может свидетельствовать о том, что им не выполнялись функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, что соответствует тем условиям, с которыми закон связывает право на льготное исчисление стажа.
В силу вышеизложенного, работа истца в спорные периоды подлежит включению в срок льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права гражданина на социальное обеспечение.
При указанных обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. Решение суда об удовлетворении требований является основанием для перерасчета назначенной истцу пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел России по <адрес> об исчислении стажа в льготном исчислении- удовлетворить.
Обязать Управление министерства внутренних дел России по <адрес> произвести пересчет службы ФИО1 за выслугу лет за периоды с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательной форме: <дата>
Судья: Л.А. Нефёдова