Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-85/2014 ~ М-18/2014 от 09.01.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 24 января 2014 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.,

при секретаре Ситкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-85/2014 по иску Федосеева Сергея Вячеславовича к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Федосеев С.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» (далее – МБОУ ДОД «ДЮСШ») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с **.**.**** в сумме 11425,50 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что он работает в МБОУ ДОД «ДЮСШ» <данные изъяты> За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, ему начисляется и выплачивается заработная плата, которая включает в себя: оклад (тарифная ставка) в размере 2497,00 рублей; доплата за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (за работу в ночную смену) в размере 40% тарифной ставки за фактически отработанное время. Также ему начисляется, и выплачиваются: районный коэффициент к заработной плате в размере 40%; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях в размере 50%; стимулирующие выплаты. Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда. Нормами главы 50 Трудового кодекса РФ установлены особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые направлены на обеспечение государственных гарантий повышенной, по сравнению со всеми остальными категориями работников, оплаты труда. Так согласно статье 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Указанная норма Закона не была изменена законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, неблагоприятные факторы, связанные с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. В противном случае повышающий характер данной компенсации не имеет социально-правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. Соблюдение требований статей 148 и 315 ТК РФ для работников, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда (МРОТ), а не включается в нее. Это означат, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в Иркутской области, также стимулирующие выплаты. Таким образом, размер его вознаграждения за труд, несмотря на прямой запрет на дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает полагающиеся ему компенсационные выплаты за работу в суровых климатических условиях в равный МРОТ размер вознаграждения за труд. С **.**.**** Федеральным законом от **.**.**** № 232-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 рублей в месяц. Следовательно, общий размер его начисленной заработной платы с учетом 40% районного коэффициента и 50% надбавки должен составлять 9889,50 рублей в месяц. Таким образом, ответчик за период с **.**.**** по **.**.**** недоначислил и не выплатил ему заработную плату в размере 11245,50 рублей, нарушив тем самым ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан выплачивать ему заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором.

Истец Федосеев С.В. в судебное заседание не явился, указав в исковом заявлении просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ» в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя МБОУ ДОД «ДЮСШ», указав о не согласии с исковыми требованиями Федосеева С.В.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации Муниципального образования «Братский район» на основании доверенности Тихомирова А.С., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения на исковые требования, согласно которым исковые требования Федосеева С.В. не признала исходя из следующего.

На основании ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» № 232-ФЗ от 03.12.2012г. с 01.01.2013г. на всей территории РФ устанавливается минимальный размер оплаты труда в сумме 5205 рублей в месяц.

Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на настоящий момент не дает определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее ст. 129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районный коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер «оплаты труда работника» должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4611 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком.

Кроме того, статьей 45 ТК РФ дается определение такого вида акта регулирования трудовых отношений, как – соглашение. Под соглашением в данной статье понимается - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Одним из его видов является Региональное соглашение. В свою очередь данное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Так, в целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области (далее - Правительство), Иркутское областное объединение организаций профессиональных союзов, представляющих работников (далее - Профсоюзы), Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", представляющее работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили "Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год».

Данным соглашением минимальный размер оплаты труда работников был установлен в значительно большем размере, чем на федеральном уровне.

Также, субъекты соглашения воспользовались правом, вытекающим из определения соглашения в соответствии с ст. 45 ТК РФ, и установили, что в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Также было установлено что, Соглашение распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 30.01.2012г. № 19-ПП «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», с 01 января 2012 года работникам государственных учреждений Иркутской области, расположенных в муниципальном образовании города Братска и муниципальном образовании "Братский район", сумма фактически начисленной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки нормы рабочего времени ниже 6081 рубля, установлена доплата в размере образовавшейся разницы. Данное постановление действует до заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области.

Работа по заключению регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2012-2013г.г. на данный момент проводится.

Постановлением мэра Братского района от 17.02.2012г. № 37, с 01.01.2012г. работникам муниципального образования «Братский район», сумма фактически начисленной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 6081 рубля, устанавливается доплата в размере образовавшейся разницы.

Таким образом, с учетом прямого допущения возможности заключения регионального соглашения, установленного на федеральном уровне в федеральном законе, которым в свою очередь является Трудовой кодекс РФ, считают начисление заработной платы работнику произведенным в полном соответствии с действующим законодательством, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Суд установил, что Федосеев С.В. в спорный период состоял и состоит в настоящее время в трудовых отношениях с ответчиком МБОУ ДОД «ДЮСШ» в должности сторожа с должностным окладом в 2497 рублей, что подтверждается копией трудового договора, копией приказа о приеме на работу, копией трудовой книжки истца, справкой о занимаемой должности и о размере заработной платы истца, расчетными листками и никем не оспаривается.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» является юридическим лицом, находится по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица и Уставом учреждения.

В соответствии с разделом 1 Устава учредителем МБОУ ДОД «ДЮСШ» является администрация МО «Братский район». Полномочия собственника имущества МБОУ ДОД «ДЮСШ» осуществляет МО «Братский район».

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно ст. 135, части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N 82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в размере 5205 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания.

Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которую распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного довод представителя третьего лица, возражавшего против исковых требований на том основании, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год от 08 июня 2011 года установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области, в который включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), суд находит не состоятельным, поскольку условия Регионального соглашения о включении в размер минимальной заработной платы в Иркутской области компенсационных и стимулирующих выплат противоречат действующему трудовому законодательству.

По аналогичным основаниям несостоятельными являются ссылки представителя третьего лица, в обоснование своей позиции, на постановление Правительства Иркутской области от 30.01.2012г. № 19-ПП О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» и на постановление мэра Братского района от 17.02.2012г. № 37.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, не может быть менее 9889,50 рублей – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента и процентной (северной надбавки) из расчета: МРОТ (5205 рублей) + районный коэффициент (1,4) + северная надбавка (50%) = 9889,50 рублей.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при полностью отработанной норме рабочего времени заработная плата истца не может быть менее 9889,50 рублей, суд не соглашается с расчетом истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной ему заработной платы за периодс **.**.****

Из финансовой справки о размере заработной платы истца следует, что Федосеев С.В. в **.**.**** отработал норму рабочего времени, работодателем ему начислена заработная плата в размере 6081 руб.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом, за **.**.**** составляет: 9889,50 – 6081 = 3808,50 руб.

В **.**.**** Федосеев С.В. отработал норму рабочего времени, работодателем ему начислена заработная плата в размере 6081 руб.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом, за **.**.**** составляет: 9889,50 – 6081 = 3808,50 руб.

В **.**.**** Федосеев С.В. отработал норму рабочего времени, работодателем ему начислена заработная плата в размере 6081 руб.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом, за **.**.**** составляет: 9889,50 – 6081 = 3808,50 руб.

Всего задолженность ответчика перед истцом Федосеевым С.В. за период с **.**.**** составляет 11425,50 рублей (3808,50 + 3808,50 + 3808,50). Таким образом, в пользу истца Федосеева С.В. с ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ» следует взыскать задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 11425,50 рублей.

В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, с ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ» подлежит взысканию в местный бюджет госпошлина в размере 457,02 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федосеева Сергея Вячеславовичаудовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» в пользу Федосеева Сергея Вячеславовичанедоначисленную и невыплаченную заработную плату за период **.**.**** в сумме 11425 (одиннадцать тысяч четыреста двадцать пять) рублей 50 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» в местный бюджет государственную пошлину в размере 457,02 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Т.А.Паршина

2-85/2014 ~ М-18/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федосеев Сергей Вячеславович
Ответчики
МБОУ ДОД "ДЮСШ"
Другие
Администрация МО "Братский район"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Паршина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
09.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2014Передача материалов судье
10.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2014Дело оформлено
09.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее