Дело № 2-497/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2018 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Колыбиной С.В.,
с участием истца Акимова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акимова В.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», Министерству социальной защиты Республики Карелия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Акимов В.В. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением по тем основаниям, что он с ДД.ММ.ГГГГ считается оставшимся без попечения родителей. Длительное время он обучался в "<данные изъяты> №", обучался в <адрес> техникуме №. Закрепленное за ним жилье по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания. Его очередь в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером №. Собственного жилья у него нет. Просит обязать АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, в качестве третьего лица - администрация муниципального образования "Летнереченское сельское поселение".
Истец Акимов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве его отца Акимов В.В., умер.
Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в представленном отзыве указали о том, что с исковыми требованиями истца не согласны. Истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные лица имеют право на получение жилья по договорам социального найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. Нуждающиеся в жилье дети-сироты и лица из их числа включаются в списки, которые ведутся субъектами федерации, ими занимается Министерство социальной защиты Республики Карелия. Финансирование бюджета в целях осуществления закупки на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Акимов В.В. состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья под номером - №. МО "<адрес>" в 2018 году на приобретение жилья выделено 5049,00 тыс.руб. субвенций. Приказом Министерства социальной защиты РК № от ДД.ММ.ГГГГ установлено задание <адрес> муниципальному району предоставить жилье семерым лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.57 ЖК РФ, предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Кроме того, полагают, что по смыслу Федерального закона № 15-ФЗ от 29.12.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесено к государственному полномочию, реализация которого должна быть сосредоточена в компетенции государственных органов власти субъекта РФ. Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа по смыслу указанного выше закона, должен формироваться в государственной собственности субъекта РФ. Содержание и управление данным фондом возлагается на субъекты РФ и относится к их расходным обязательствам. Таким образом, жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа должны приобретаться в государственную собственность субъекта РФ в специализированный фонд для детей-сирот и лиц из их числа.
Представители соответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, из отзыва следует, что Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании сведений, представленных АМО "Беломорский муниципальный район", в раздел "<адрес>" списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включен Акимов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, строка №. В соответствии с положениями частей 20-21 ст.3.1 Закона №921-ЗРК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уведомление АМО "Беломорский муниципальный район" об изменении соответствующих сведений (отчества Акимова В.А. на "В.") в Министерство социальной защиты Республики Карелия не поступало. Законом Республики Карелия от 21.12.2017 №2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция в размере 5794500,00 руб. АМО "Беломорский муниципальный район произведена оплата по 7 муниципальным контрактам на приобретение жилья детям-сиротам на сумму 5041500 руб.
Представители третьего лица - администрации МО "Летнереченское сельское поселение" в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав истца, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, А.С.Г. является матерью истца, отец у Акимова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует, данные обстоятельства подтверждаются копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе сведения об отце указан "А.В.В." на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ, а также установлено решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением мать Акимова В.В. - А.С.Г. лишена родительских прав. Кроме того, в судебном заседании истец пояснил, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве его отца Акимов В.В., умер.
Постановлением АМО "Беломорский муниципальный район" № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Акимовым В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство, попечителем назначена П.Е.М..
Акимов В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией паспорта Акимова В.В.; сведениями, представленными МП ОМВД России по <адрес> району от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной АМО "Летнереченское сельское поселение", выпиской из домовой книги.
Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключением б/н от ДД.ММ.ГГГГ квартира № жилого дома № по <адрес>, а также в целом жилой дом, признаны непригодными для постоянного проживания, в связи с тем, что территория населенного пункта имеет инженерные сети, жилые помещения квартиры требуют модернизации (подключение к инженерным сетям). Данные мероприятия невыгодны, учитывая большие материальные затраты на данные работы.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Акимова В.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №331-П от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором значится Акимов В.В. (строка №), что также подтверждается сторонами по делу.
Из сообщения ГУП РК РГЦ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на Акимова В.В. не располагают, участие в приватизации не принимал, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о правах Акимова В.В. на объекты недвижимого имущества, отсутствуют сведения о собственнике жилого помещения, расположенного по адресу регистрации истца <адрес>
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Жилые помещения предоставляются указанным выше по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению совета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья на территории <адрес> района составляет <данные изъяты> кв.метров. Решением Малого Совета <адрес> района № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям <адрес> и <адрес> района, являются квартиры в жилых домах, построенных по проектам, начиная с 1958 года, независимо от планировки, оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, центральным или местным горячим водоснабжением, газовыми, электрическими или дровяными кухонными плитами.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО "Беломорский муниципальный район", правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия, суд не находит.
Доводы ответчика АМО "Беломорский муниципальный район" в письменном отзыве о том, что предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции государственных органов власти субъекта РФ, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.1 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, кроме того, истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у него соответствующего права, суд полагает, что требование Акимова В.В. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Акимова В.В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету <адрес> муниципального района из бюджета <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Акимову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории <адрес> муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории <адрес> муниципального района.
В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2018 года