Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-497/2018 ~ М-447/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-497/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2018 года                            г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Седлецкого А.В.,

при секретаре Колыбиной С.В.,

с участием истца Акимова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акимова В.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», Министерству социальной защиты Республики Карелия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Акимов В.В. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением по тем основаниям, что он с ДД.ММ.ГГГГ считается оставшимся без попечения родителей. Длительное время он обучался в "<данные изъяты> ", обучался в <адрес> техникуме . Закрепленное за ним жилье по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания. Его очередь в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером . Собственного жилья у него нет. Просит обязать АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, в качестве третьего лица - администрация муниципального образования "Летнереченское сельское поселение".

Истец Акимов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве его отца Акимов В.В., умер.

Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в представленном отзыве указали о том, что с исковыми требованиями истца не согласны. Истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные лица имеют право на получение жилья по договорам социального найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. Нуждающиеся в жилье дети-сироты и лица из их числа включаются в списки, которые ведутся субъектами федерации, ими занимается Министерство социальной защиты Республики Карелия. Финансирование бюджета в целях осуществления закупки на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Акимов В.В. состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья под номером - . МО "<адрес>" в 2018 году на приобретение жилья выделено 5049,00 тыс.руб. субвенций. Приказом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ установлено задание <адрес> муниципальному району предоставить жилье семерым лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.57 ЖК РФ, предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Кроме того, полагают, что по смыслу Федерального закона № 15-ФЗ от 29.12.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесено к государственному полномочию, реализация которого должна быть сосредоточена в компетенции государственных органов власти субъекта РФ. Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа по смыслу указанного выше закона, должен формироваться в государственной собственности субъекта РФ. Содержание и управление данным фондом возлагается на субъекты РФ и относится к их расходным обязательствам. Таким образом, жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа должны приобретаться в государственную собственность субъекта РФ в специализированный фонд для детей-сирот и лиц из их числа.

Представители соответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, из отзыва следует, что Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ . На основании сведений, представленных АМО "Беломорский муниципальный район", в раздел "<адрес>" списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включен Акимов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, строка . В соответствии с положениями частей 20-21 ст.3.1 Закона №921-ЗРК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уведомление АМО "Беломорский муниципальный район" об изменении соответствующих сведений (отчества Акимова В.А. на "В.") в Министерство социальной защиты Республики Карелия не поступало. Законом Республики Карелия от 21.12.2017 №2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция в размере 5794500,00 руб. АМО "Беломорский муниципальный район произведена оплата по 7 муниципальным контрактам на приобретение жилья детям-сиротам на сумму 5041500 руб.

Представители третьего лица - администрации МО "Летнереченское сельское поселение" в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав истца, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, А.С.Г. является матерью истца, отец у Акимова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует, данные обстоятельства подтверждаются копией записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе сведения об отце указан "А.В.В." на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ, а также установлено решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением мать Акимова В.В. - А.С.Г. лишена родительских прав. Кроме того, в судебном заседании истец пояснил, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве его отца Акимов В.В., умер.

Постановлением АМО "Беломорский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Акимовым В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство, попечителем назначена П.Е.М..

Акимов В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией паспорта Акимова В.В.; сведениями, представленными МП ОМВД России по <адрес> району от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной АМО "Летнереченское сельское поселение", выпиской из домовой книги.

Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключением б/н от ДД.ММ.ГГГГ квартира жилого дома по <адрес>, а также в целом жилой дом, признаны непригодными для постоянного проживания, в связи с тем, что территория населенного пункта имеет инженерные сети, жилые помещения квартиры требуют модернизации (подключение к инженерным сетям). Данные мероприятия невыгодны, учитывая большие материальные затраты на данные работы.

Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Акимова В.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №331-П от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором значится Акимов В.В. (строка ), что также подтверждается сторонами по делу.

Из сообщения ГУП РК РГЦ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на Акимова В.В. не располагают, участие в приватизации не принимал, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о правах Акимова В.В. на объекты недвижимого имущества, отсутствуют сведения о собственнике жилого помещения, расположенного по адресу регистрации истца <адрес>

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Жилые помещения предоставляются указанным выше по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.

Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Решению совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья на территории <адрес> района составляет <данные изъяты> кв.метров. Решением Малого Совета <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям <адрес> и <адрес> района, являются квартиры в жилых домах, построенных по проектам, начиная с 1958 года, независимо от планировки, оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, центральным или местным горячим водоснабжением, газовыми, электрическими или дровяными кухонными плитами.

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.

С учетом приведенных выше норм действующего законодательства, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО "Беломорский муниципальный район", правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия, суд не находит.

Доводы ответчика АМО "Беломорский муниципальный район" в письменном отзыве о том, что предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции государственных органов власти субъекта РФ, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.1 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, кроме того, истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у него соответствующего права, суд полагает, что требование Акимова В.В. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Акимова В.В. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету <адрес> муниципального района из бюджета <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Акимову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории <адрес> муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории <адрес> муниципального района.

В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                            А.В. Седлецкий

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2018 года

2-497/2018 ~ М-447/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акимов Владимир Валерьевич
Ответчики
Администрация МО "Беломорский муниципальный район"
Министерство социальной защиты РК
Другие
АМО "Летнереченское сельское поселение"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Седлецкий Алексей Владимирович
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
26.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018Передача материалов судье
01.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
19.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2018Дело оформлено
20.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее