Производство № 2-6439/2020
УИД 28RS0004-01-2020-008423-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Г.В. Фандеевой
при секретаре В.С. Быконя,
с участием истца Козловой В.С., представителя истца Воронова А.Г., представителя ответчика Вивдич Е.Н., представителя третьего лица МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" Штыковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой В. С. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным и отмене постановления, восстановлении в состав участников программы,
установил:
Козлова В.С. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что 04.03.2009 года её семья (состав семьи 3 человека) была признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2009-2010 год. 21.08.2009 года семья включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С момента постановки на учет по 14.05.2020 года социальная выплата по указанной программе истцу не производилась. При этом, 14.05.2020 года было принято постановление № 1420 об исключении истца и членов её семьи из числа участников программы в связи с тем, что в 2003 году истец уже реализовала свое право по данной программе.
Считает, что данное постановление является незаконным поскольку на момент принятия решения о включении её семьи на участие в подпрограмме они отвечали всем предъявляемым программой требованиям и её право на получение выплаты подтверждалось документально на протяжении длительного времени. В свою очередь, выплата не была произведена ввиду отсутствия необходимых бюджетных средств.
Кроме того, не согласна с исключением из числа участников подпрограммы также по факту достижения членом семьи возраста старше 35 лет, так как датой её рождения является *** года, и на дату письма (26.05.2020 года) ей было 34 года, а другие члены семьи – дети.
На основании изложенного просит признать постановление администрации г. Благовещенска № 1420 от 14.05.2020 года об исключении из участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и отменить; восстановить Козлову В.С., *** года рождения и её семью в составе 3 человек в состав участников основного мероприятия Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
В судебном заседании истец и её представитель на заявленных требованиях настаивали в полном объеме, привели доводы иска, дополнительно указали, что у истца имеется 1/3 доли в праве собственности на квартиру, которая приобреталась родителями с учетом средств, выданных отцу по жилищному сертификату как военнослужащему. Однако, истец была несовершеннолетней и не могла отказаться от включения её в программу и получения выплат по сертификату с учетом неё. Более того, с 2009 года истец и её семья приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в состав участников по получению социальной выплаты, и наличие имеющейся доли не послужило препятствием для включения её семьи в подпрограмму. При этом, наличие у истца доли в праве на квартиру, приобретенную родителями, не скрывалось. Кроме того, истцу пришло письмо в котором указано, что исключением из состава участников мероприятия по причине превышения возраста 35 лет, однако на момент получения письма, которое еще и не было подписано, истцу не исполнилось 35 лет. Постановление об исключении семьи истца из состава участников подпрограммы является незаконным. В соответствии с Конституцией РФ положение граждан не должно ухудшаться. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, пояснила, что постановлением № 498 от 21.08.2009 года молодая семья Козловой В.С. включена в число граждан участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Постановлением № 1420 от 14.05.2020 года Козлова В.С. исключена из состава участников мероприятия и снята с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. При принятии на учет не был учтен тот факт, что за Козловой В.С. на основании договора купли-продажи квартиры, оплачиваемой посредством государственного жилищного сертификата от 14.03.2003 года, зарегистрировано право долевой собственности на квартиру по адресу: ***, которое было приобретено за счет федеральных средств. Согласно постановлению № 1050 от 17.12.2010 года право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье один раз, одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты. Постановление об исключении из состава участников подпрограммы является законным. Государственный жилищный сертификат выдавался отцу истца, который был использован для приобретения квартиры в ***. Выплата по сертификату была рассчитана с учетом истца. Без учета истца выплата составила бы меньшую сумму. Основанием для снятия с учета послужило именно ранее реализованное право на получение социальной выплаты. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика, дополнила, что были сделаны запросы в Министерство ЖКХ РФ. В письме они ответили, что выплата не может быть предоставлена, так как истцом право уже было реализовано ранее. Семья истца исключена из подпрограммы законно. Просила в иске отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности неявки не представил. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил приступить к рассмотрению дела при данной явке.
Выслушав позиции сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 4 марта 2009 года решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска Козлова В.С. с составом семьи 3 человека признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением администрации г. Благовещенска № 498 от 21.08.2009 года Козлова В.С. включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В последующем Козловой В.С. подавались заявления в уполномоченный орган с целью подтверждения своего волеизъявления на получение социальной выплаты в планируемом году, вплоть до 2020 года.
14 мая 2020 года постановлением администрации г. Благовещенска № 1420 молодая семья Козловой В.С. исключена из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещения в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно пояснениям представителя ответчика основанием для снятия семьи Козловой В.С. с учета послужило ранее реализованное право на получение социальной выплаты.
Не согласившись с названным постановлением администрации города Благовещенска, истец обратилась с настоящим иском в суд. Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 27 мая 2010 года № 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из статьи 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. п. «в» и «ж» ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Так в ходе рассмотрения дела установлено, что в собственности Козловой В.С. с 2003 года находится 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ***. Остальными собственниками являлись родители – Козлов С.И., Козлова А.Н. После смерти Козлова С.И. в собственности Козловой В.С. находится 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру.
В свою очередь, приобретение кв. *** по договору купли-продажи от 14.03.2003 года осуществлено, в том числе, посредством государственного жилищного сертификата, выданного Козлову С.И. (отцу истца). Данные обстоятельства при рассмотрении дела истцом подтверждались.
Согласно п. 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
К одному из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, предусмотренных п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования, относится ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 647-О, взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат
В данном случае, суд принимает во внимание, что государственный жилищный сертификат выдавался Козлову С.И. и членам семьи, его размер определялся с учетом истца Козловой В.С.. При этом, приобретение квартиры *** по ул. *** происходило, в том числе, с привлечением средств по государственному жилищному сертификату, что само по себе говорит об использовании федеральных средств, право на использование которых законодателем предоставляется семье лишь единожды. А поскольку Козлова В.С. являлась членом семьи Козлова И.С. и по настоящее время является собственником значительной доли (1/2 после смерти отца) в праве общей долевой собственности на приобретенную с привлечением федеральных средств квартиру, суд приходит к выводу, что один из членов молодой семьи Козловых – Козлова В.С. получила финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. В связи с чем, в период действия редакции Порядка, как в момент включения в программу - в 2009 году, так и в момент исключения из числа участников мероприятия - май 2020 года, семья Козловых не имела права являться участником программы для получения социальной выплаты, как молодая семья, и не имела права состоять в списках претендентов.
То обстоятельство, что истец являлась несовершеннолетней на момент предоставления родителям социальной выплаты и самостоятельно не могла распоряжаться своими правами, не имеет юридического значения, поскольку право Козловой В.С. на получение социальной выплаты было реализовано путем ее получения для приобретения квартиры, доля в праве на которую до настоящего времени находится в её собственности.
В связи с чем, действия муниципального образования по исключению семьи Козловых из числа участников мероприятия на получение социальной выплаты, является правомерным, а включение в 2009 году семьи Козловых на участие в программе является неправильным.
Приведенные обстоятельства указывают на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца по признанию постановления администрации г. Благовещенска №1420 от 14.05.2020 года об исключении Козловой В.С. из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и его отмене; восстановлению её семьи в состав участников названного мероприятия.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Козловой В. С. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным и отмене постановления за № 1420 от 14 мая 2020 года, восстановлении в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Фандеева Г.В.
Решение в окончательной форме составлено 10 декабря 2020 года.