РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2015 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мостового В.А. о признании незаконным бездействия мэрии г.о.Тольятти по не обеспечению свободного доступа к месту захоронения,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, обратившись в суд, указал, что Мостовой В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти с заявлением о нарушении своих прав действиями лиц, массово устанавливающих ограждения на кладбище, расположенном по адресу г.<адрес> в результате чего был затруднен доступ к месту захоронения родственников заявителя. ДД.ММ.ГГГГ Мостовому В.А. направлен ответ, в котором указано на нехватку свободной земли для захоронений и о возможности использования для прохода к месту захоронения существующих в секторе дорожек. Заявитель просит признать незаконным отказ органа местного самоуправления в устранении причин, препятствующих праву доступа к захоронению по адресу г.<адрес> очередь № 1, сектор 4, могила № 1039, обязать Департамент городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти принять меры к обеспечению свободного доступа к указанному захоронению, обозначить и выделить не занятую захоронениями площадь под пешеходную дорожку к месту захоронения родственников заявителя.
Представитель мэрии г.о.Тольятти в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом (телефонограммой и посредством факсимильной связи), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
С учетом изложенной правовой нормы, сокращенных процессуальных сроков рассмотрения заявлений, поданных в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителя мэрии г.о.Тольятти.
Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мостовой В.А. обратился в Департамент городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти с заявлением о нарушении своих прав действиями лиц, массово устанавливающих ограждения на кладбище, расположенном по адресу г.<адрес> (в частности, ФИО5, ответственного за захоронение 938), в результате чего был затруднен доступ к месту захоронения родственников заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Департамента городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти Мостовому В.А. направлен ответ, в котором указано на нехватку свободной земли для захоронений и о возможности использования для прохода к месту захоронения существующих в секторе дорожек.
Указанный ответ заявитель считает нарушающим его права и законные интересы и свидетельствующим о бездействии органа местного самоуправления.
Между тем с указанными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В силу ст. 9 закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
В соответствии с пунктом 1 ст. 10 закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Статьей 12 закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как видно из оспариваемого ответа, органом местного самоуправления по поводу заявления Мостового В.А. проводилась проверка, в том числе с выездом на местность. В ответе указано на наличие существующих в секторе дорожек для прохода к месту захоронения родственников заявителя, что полностью соответствует фотоматериалам, представленным Мостовым В.А. в гражданское дело.
Срок рассмотрения заявления Мостового В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года) соответствует требованиям ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кроме того, из объяснений Мостового В.А. и текста его заявления в адрес органа местного самоуправления следует, что доступ к месту захоронения родственников заявителя затруднен ввиду установки ограды ФИО5, проживающим по адресу г.о.Тольятти, <адрес> ответственным за захоронение №
При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым отметить наличие у заявителя возможности требовать устранения предполагаемого нарушения его прав и законных интересов в рамках соответствующего иска.
Таким образом, доводы заявителя о незаконном бездействии органа местного самоуправления материалами дела не подтверждаются, какие-либо права и законные интересы заявителя оспариваемым ответом органа местного самоуправления не нарушены, следовательно, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Мостового <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2015 года.
Председательствующий: