Дело № 2-3821/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска в интересах Доброго Е. В. к администрации г. Благовещенска о понуждении предоставить жилое помещение на территории г. Благовещенска по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что Добрый Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации города Благовещенска от 20 марта 2017 года № 758 Добрый Е.В. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированного жилого помещения.
По смыслу частей 1, 3 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основанием возникновения права не внеочередное получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ, освобождение из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Учитывая, что Добрый Е.В. закончил обучение в учебном заведении, у него, как нуждающегося в жилом помещении, по достижении 18-летнего возраста возникло право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
До настоящего времени Добрый Е.В. не обеспечен соответствующим жилым помещением, чем нарушается его право на жилище администрацией города Благовещенска.
На основании изложенного просит суд обязать администрацию города Благовещенска предоставить Доброму Е. В. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Благовещенска Потапова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
В судебное заседание не явились истец, представители администрации города Благовещенска, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, о причинах неявки суду не сообщившие. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель администрации города Благовещенска в письменном отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен законодательством субъекта Российской Федерации.
Из положений статьи 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.
Добрый Е.В. в настоящее время включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, поскольку в муниципальную собственность в рамках реализации постановления Правительства Амурской области от 16 ноября 2012 года № 660 «Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 – 2015 годы» не переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом – Амурской областью, предоставить жилое помещение истцу в настоящее время не представляется возможным.
По состоянию на 1 января 2018 года в список лиц указанной категории, ожидающих предоставление жилья на территории города Благовещенска, включено 413 человек.
При этом у администрации города Благовещенска в настоящее время имеются неисполненные обязательства перед иными детьми - сиротами по 243 судебным актам.
Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до муниципального образования города Благовещенска, не покрывают потребность администрации города Благовещенска на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, что в настоящее время препятствует истцу реализовать свое право на получение жилого помещения по договору специализированного найма.
Администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления истцу жилого помещения. При этом следует отметить, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам в требуемом объеме.
Жилищные права истца не нарушены, администрацией города Благовещенска ему будет предоставлено жилое помещении в соответствии с существующим порядком и сформированным списком детей-сирот и лиц из их числа в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления, после приобретения жилья. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Добрый Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По достижении совершеннолетия Добрый Е.В. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рамках Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Администрацией города Благовещенска было отказано Доброму Е.В. в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений и средств для их приобретения.
В рамках настоящего гражданского дела прокурор города Благовещенска ставит вопрос о предоставлении Доброму Е.В. жилого помещения по договору специализированного найма как лицу, поставленному на учет органом местного самоуправления по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено.
Разрешая указанные требования, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
Поскольку Добрый Е.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет.
Основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов:
окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования;
окончание прохождения военной службы по призыву;
окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации обстоятельств.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, из которого следует, что основанием возникновения права на предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются юридические факты, определенные жилищным законодательством, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением администрации города Благовещенска № 758 от 20 марта 2017 года Добрый Е.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
В июне 2016 года Добрый Е.В. закончил обучение в МБОУ «Школа № 27» города Благовещенска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 28/101/903/2018-5294 по состоянию на 10 апреля 2018 года Добрый Е.В. недвижимого имущества в собственности не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Доброго Е.В. как нуждающегося в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста возникло, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у администрации города Благовещенска возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.
При этом суд считает необходимым отметить, что недостаточное финансирование расходов для обеспечения детей – сирот жилыми помещениями, наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, при наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, не являются основаниями для отказа в предоставлении последнему жилья в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.
Следовательно, требования прокурора города Благовещенска о возложении на администрацию города Благовещенска обязанности предоставить Доброму Е.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска удовлетворить.
Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Доброму Е. В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 23.04.2018 г.
Судья Д.В. Кастрюков