Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8744/2013 ~ М-9047/2013 от 24.09.2013

Дело № 2-8744/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***     город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Насветовой Е.И.,

с участием заявителя Елфимова А.В., представителя администрации города Благовещенска Арефьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елфимова А. В. о признании незаконным решения администрации города Благовещенска об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Елфимов А.В. обратился в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что он является офицером запаса, участником боевых действий в ДРА. В *** встал в очередь для получения жилья в ***. В *** заявитель изменил ранее избранное место жительства и встал в очередь для получения жилья в г. Благовещенске Амурской области. В *** заявителю был предложен денежный сертификат по программе ГЖС, от которого он отказался в пользу предоставления жилого помещения. В *** Елфимова А.В. исключили из очереди. Решением суда на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность восстановить заявителя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда названное судебное решение отменено, в удовлетворении требований Елфимова А.В. отказано.

В *** заявителем было получено постановление администрации *** *** от *** и учетное дело о снятии его с учета на получение жилья согласно заявлению и изъявлением желания изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилья в другом населённом пункте в соответствии с пунктом 22 Правил учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от *** ***.

***г. в администрацию города Благовещенска заявителем было подано заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Благовещенске с составом семьи *** человека. Сдача дома целевым назначением для военнослужащих запаса назначена на декабрь месяц *** Администрацией города было отказано в постановке его на соответствующий учет. Указанный отказ считает незаконным, просит суд признать действия администрации г. Благовещенска Амурской области, связанные с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными; обязать администрацию г. Благовещенска Амурской области восстановить заявителя в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечить жильём.

В судебном заседании заявитель Елфимов А.В. настаивал на заявленных требованиях, указал на незаконность действий администрации города Благовещенска, связанных с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с учетом снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в городе Волгограде и избрании постоянным местом жительства город Благовещенска.

Представитель администрации города Благовещенска Арефьева Е.Г. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что заявитель не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащий. Администрация города Благовещенска не является уполномоченным органом для разрешения данного вопроса.

В судебное заседание не явились представители министерства ЖКХ Амурской области, правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от *** ***, старший лейтенант Елфимов А.В., ***, имеющий выслугу лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении 13 лет 11 месяцев, в льготном исчислении - 21 год 9 месяцев, был уволен с военной службы в запас по статье 59 пункта «б» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил.

Приказом начальника *** *** от *** старший лейтенант Елфимов А.В. исключен из списков личного состава части и всех видов деятельности с *** года. Личное дело направлено в Белогорский ОГВК Амурской области до избрания им места жительства.

*** Елфимов А.В. обратился на имя мэра города Благовещенска с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья с учетом состава семьи - *** ВА, *** АА, *** рождения, *** АА, *** рождения.

Постановлением мэра города Благовещенска *** от *** старший лейтенант запаса Елфимов А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением мэра города Благовещенска *** от *** Елфимов А.В. на основании его личного заявления включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-***.

Постановлением главы администрации города Благовещенска *** от *** Елфимов А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Не согласившись с постановлением главы администрации города Благовещенска *** от *** года, Елфимов А.В. обратился в суд с иском о признании незаконным названного постановления главы администрации города Благовещенска, восстановлении его как военнослужащего, уволенного с военной службы, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением Благовещенского городского суда от *** указанные требования Елфимова А.В. были удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** указанное решение суда было отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Елфимов А.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в городе Волгограде, с заявлением об изменении места жительства и направлении документов учетного дела в город Благовещенск не подавал, изъявив намерение получить жилое помещение в городе Волгограде. В этой связи судебная коллегия пришла к выводу о невозможности сохранения Елфимова А.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в городе Благовещенске.

Из материалов дела также усматривается, что постановлением администрации *** от *** *** на основании заявления об изменении постоянного места жительства Елфимов А.В. был снят с учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В администрацию города Благовещенска из администрации *** также направлено учетное дело Елфимова А.В.

*** Елфимов А.В. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилой площади и уволенного с военной службы в связи с изменением ранее выбранного места жительства. К данному заявлению была приложена выписка из постановления администрации *** от *** ***.

В ответ на данное заявление администрацией города Благовещенска в адрес Елфимова А.В. было направлено сообщение от *** *** об отсутствии оснований для постановки заявителя на учет, поскольку с *** органы местного самоуправления не осуществляют постановку уволенных с военной службы граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Рассматривая законность принятого администрацией города Благовещенска решения по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Исходя из части 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до *** были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу пункта 14 статьи 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 9 названных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В силу пункта 22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Пунктом 28 Правил предусмотрено, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.

Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (пункт 29).

Таким образом, в случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. При этом право на выбор места жительства военнослужащего после его увольнения сохраняется до момента реализации права на обеспечение жилым помещением.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до *** в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от *** *** «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Из имеющихся материалов усматривается, что до настоящего времени истец и члены его семьи зарегистрированы по адресу: ***.

Постановлением мэра *** *** от *** Елфимов А.В. на основании его личного заявления включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-***.

После постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-***, истец ежегодно подавал в администрацию города Благовещенска заявления о выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, с приложением соответствующих документов, о чем свидетельствуют материалы учетного дела Елфимова А.В. Истцом и членами его семьи также было принято обязательство в связи с обеспечением жилым помещением с помощью государственного жилищного сертификата в городе Благовещенск сдать в установленным порядке и освободить жилую площадь по адресу: ***.

*** в адрес Елфимова А.В. было направлено письмо ***, в котором председатель Комитета по управлению имуществом просил истца определиться, где он останется состоять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил представить копию постановления администрации *** о снятии Елфимова А.В. с учета. *** Елфимовым А.В. на имя мэра города Благовещенска было подано заявление о предоставлении ему жилищного сертификата в 2010 году по категории граждан с военной службы и приравненных к ним лиц.

Письмом от *** начальника отдела по учет и распределению жилой площади Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска у Елфимова А.В. были запрошены документы необходимые для получения государственного жилищного сертификата в ***.

Согласно сообщения руководителя департамента по жилищной политике администрации *** от *** по состоянию на *** Елфимов А.В. включен в список граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства, под ***.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что Елфимов А.В. был снят с учета (на который был принят до 2005 года) в качестве нуждающегося в жилом помещении в Волгограде именно в связи с изменением постоянного места жительства и выразил в установленном законом порядке желание реализовать свои жилищные права в городе Благовещенске, суд приходит к выводу о том, что его заявление от *** было ошибочно рассмотрено администрацией города Благовещенска в качестве волеизъявления гражданина о первичной постановке на учет. Между тем, указанные обстоятельства органом местного самоуправления не были приняты во внимание, а поставленный в заявлении от *** вопрос не был рассмотрен по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.

Поскольку оспариваемое решение администрации города Благовещенска, выраженное в сообщении от *** ***, об отказе в постановке Елфимова А. В. с составом семьи *** человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы, в связи с изменением ранее выбранного места жительства подлежит признанию незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию города Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Елфимова А. В. от *** по существу поставленного в нем вопроса.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение администрации города Благовещенска, выраженное в сообщении от *** ***, об отказе в постановке Елфимова А. В. с составом семьи *** человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы, в связи с изменением ранее выбранного места жительства.

Возложить на администрацию города Благовещенска обязанность повторно рассмотреть заявление Елфимова А. В. от *** о постановке на учет с составом семьи *** человека в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы, в связи с изменением ранее выбранного места жительства.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий                                               Никитин В.Г.

2-8744/2013 ~ М-9047/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Елфимов Александр Викторович
Другие
Администрация г Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Никитин Вадим Геннадьевич
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
24.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2013Передача материалов судье
30.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2013Судебное заседание
10.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее