Дело № 2-584/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 09 » октября 2018 год гор. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Юдаевой Ю.В.,
при секретаре Храповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по иску Гивчак Ольги Степановны к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
в Сердобский городской суд с иском о признании права собственности на жилой дом к администрации Пригородного сельсовета обратилась Гивчак О.С. В своём заявлении она указала на то, что является собственником земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, где на основании разрешительных документов в 2005 году ею был построен жилой дом площадью 114,3 кв.м, что подтверждается записями в похозяйственной книге. В настоящее время встал вопрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи, с чем она обратилась в администрацию Сердобского района Пензенской области, где ей было разъяснено, что выдать разрешение не представляется возможным, поскольку истек срок его выдачи. В данном жилом доме истица проживает с 2005 года, открыто и добросовестно осуществляет свои права по его владению, пользованию и распоряжению, в соответствии с его назначением. Осуществляет за свой счет ремонт и эксплуатацию указанного дома согласно правил и норм действующих в РФ. В настоящее время истец не может надлежащим образом оформить свои права на указанный объект недвижимого имущества по независящим от нее причинам. На основании изложенного, истец просит суд признать за ней право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 114,3 кв.м.
Истец Гивчак Ольга Степановна в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, при этом дополнительно пояснила, что земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит ей на основании договора дарения от 2004 года. На данном земельном участке находился сгоревший жилой дом под снос, который был ею снесен и на основании разрешительных документов на данном земельном участке ею был построен новый дом. При этом пояснила, что площадь ее дома составляет 111,7 кв.м. Но поскольку указанное жилое помещение не было введено в эксплуатацию, она в настоящее время не может зарегистрировать за собой право собственности на указанное домовладение в регистрирующем органе.
Представитель ответчика администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В своем письменном заявлении в адрес суда, и.о. Главы администрации ФИО3, исковые требования признала и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, привлеченных к участию в деле.
Выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что требования истца Гивчак О.С. законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другим лицом.
В ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации способами, в том числе путем признания права.
В соответствии с требованиями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи жилого дома на снос от 18.10.2004 года, ФИО4 продала ФИО5 принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, пострадавший от пожара и подлежащий сносу. Согласно п.4 указанного договора ФИО5 обязалась снести дом и освободить земельный участок до 01.11.2004 года. Вышеуказанный земельный участок площадью 1800 кв.м. ранее предоставленный ФИО6 в постоянное (бессрочное) пользование, согласно постановлению Главы администрации местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области № от 06.10.2004 года передан ФИО5 в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства.
08.12.2004 года, согласно договору дарения земельного участка, ФИО5 подарила Гивчак О.С. земельный участок площадью 1800 кв.м., с кадастровым номером 58:25:63 01 02:0098, расположенный по адресу: <адрес>, на землях поселений, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно п.1.2 данного договора земельный участок принадлежит ФИО5 на основании постановления Главы администрации местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» от 06.10.2004 года №, что также подтверждается договором купли - продажи земельного участка от 11.11.2004 года, заключенному между администрацией Пригородного сельсовета и ФИО5, копия которого имеется в материалах дела.
На основании указанного договора дарения земельного участка от 08.12.2004 года, Гивчак О.С. является собственником земельного участка площадью 1800 кв.м, с кадастровым номером 58:25:63 01 02:0098, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.12.2004 года сделана соответствующая запись регистрации № 58-01/25-4/2004-1745.
27.05.2005 года администрацией Пригородного сельсовета было принято постановление № о разрешении Гивчак О.С. на строительство жилого дома размером 10 х 8 м по <адрес>, согласованного с соответствующими службами и выданного районным отделом архитектуры.
На основании указанного выше постановления, 08.08.2005 года был составлен акт выбора земельного участка под строительство жилого дома, на земельном участке площадью 1800 кв.м.; архитектурно- планировочное задание на проектирование индивидуального жилого дома; договор на строительство индивидуального жилого дама по адресу: <адрес>.
Согласно декларации о намерениях, заказчик Гивчак О.С., строительство индивидуального жилого дома из кирпича по <адрес>, на участке площадью 1800 кв.м., производит за счет собственных средств.
Согласно справке администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области от 03.08.2018 года, домовладение, находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности и значится за Гивчак О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Год застройки данного домовладения 2005. Данная справка выдана на основании похозяйственной книги №, лицевой счет №.
Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч.1, 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гивчак О.С. является собственником земельного участка площадью 1800 кв.м., с кадастровым номером 58:25:63 01 02:0098, по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка от 08.12.2004 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.12.2004 года сделана запись регистрации № 58-01/25-4/2004-1745.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
То есть, суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Администрацией Сердобского района Пензенской области 23.08.2018 года в адрес Гивчак О.С. было направлено письмо, согласно которому, на ее заявление № от 22.08.2018 года о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: <адрес>, отдел строительства и архитектуры администрации Сердобского района сообщает, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ ст. 55 является разрешение на индивидуальное жилищное строительство, выданное сроком на десять лет (ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ). На основании чего истечение срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес>, который был составлен 10.08.2018 года Сердобским производственным участком Средне-волжского филиала Пензенского отделения АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», сведения о собственнике указанного домовладения отсутствуют. Общая площадь жилого дома, 2005 года застройки, на день составления технического паспорта составляет – 68,5 кв.м., с мансардой -104,4 кв.м, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 90 от 01.03.2016 общая площадь составляет 111,7 кв.м.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи и регистрации прав на объект, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых прав от 11.09.2018 года №.
Кроме того, в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
При таких данных, с учетом установленных обстоятельств дела, имеющих значение, приведенных выше норм материального права, следуя указанным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования Гивчак О.С. о признании за ней права собственности на жилой дом, расположенный по адрес: <адрес>, являются законными и обоснованными. В судебном заседании было установлено, что Гивчак О.С. в 2005 году на основании разрешительных документов, на принадлежащем ей земельном участке был построен жилой дом по адресу: <адрес>. Спорный дом имеет общую площадь – 68,5 кв.м., с мансардой - 104,4 кв.м., а в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 90 от 01.03.2016 общая площадь составляет 111,7 кв.м. Согласно похозяйственной книге данный дом значится за Гивчак О.С. По этому же адресу Гивчак О.С. имеет в собственности земельный участок площадью 1800 кв.м., с кадастровым номером 58:25:63 01 02:0098, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Права на указанный дом в Управлении Росреестра по Пензенской области не зарегистрированы, а, следовательно, отсутствуют сведения о наличии других лиц, являющихся собственниками данного объекта недвижимого имущества. Из чего следует, что Гивчак О.С. открыто владеет, пользуется жилым домом <адрес>. При этом следует принять во внимание позицию ответчика, который не возражает против удовлетворения иска, не заявляет о нарушениях требований по планировке территории, правил землепользования и застройки.
В силу п. 3 ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истец Гивчак О.С. являясь собственником спорного домовладения, в настоящее время лишена возможности произвести государственную регистрацию права собственности на жилое помещение, что нарушает ее права и законные интересы.
Поскольку истец по независящим от нее причинам не может произвести государственную регистрацию права собственности на жилое помещение, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст.ст. 17 и 28 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что требования истца основаны на законе и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, суд считает, что исковые требования Гивчак Ольги Степановны к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ – 68,5 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░ - 104,4 ░░.░. (░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 90 ░░ 01.03.2016 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 111,7 ░░.░.), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.