Дело № 2-267/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С.Новобирилюссы 30 сентября 2013 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Арбузовой Н.Н.,
С участием помощника прокурора Бирилюсского района Гюнтер Л.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бирилюсского района об оспаривании бездействия администрации Маталасского сельсовета и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бирилюсского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маталасского сельсовета об оспаривании её бездействия, в котором указал, что при проведении прокуратурой Бирилюсского района проверки исполнения природоохранного законодательства в части оборота отходов производства и потребления на территории Бирилюсского района 18 сентября 2013 года в границах Маталасского сельсовета за домом № 40 по ул.Школьная с.Маталассы Бирилюсского района Красноярского края обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в виде бытового мусора на площади 13 м^2. Сведения о лице, эксплуатирующем объект размещения отходов, установлены не были. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Бездействуя в части образовавшейся несанкционированной свалки ТБО, исполнительный орган местного самоуправления поселения не исполняет требования природоохранного законодательства, что влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, жизни и здоровья населения (неопределенного круга лиц). Просит признать бездействие исполнительного органа местного самоуправления незаконным, возложить на него обязанность ликвидировать несанкционированную свалку путем вывоза мусора на специализированный полигон твердых бытовых отходов в срок до 01 ноября 2013 года.
В судебном заседании помощник прокурора Бирилюсского района Гюнтер Л.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснила, что за домом № 40 по ул.Школьная в с.Маталассы длительное время размещается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в виде мусора от жилищ, она создает угрозу экологической безопасности неопределенного круга лиц, поскольку загрязняет и захламляет окружающую среду, является источником распространения заразных заболеваний.
Представитель органа, чье бездействие оспаривается, в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела администрация Маталасского сельсовета была уведомлена надлежащим образом, о причинах своей неявки суд в известность не поставила.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя органа, чье бездействие оспаривается.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Уставу Маталасского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, Маталасский сельсовет является муниципальным образованием, находящимся в границах Бирилюсского района (статья 2), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора а также осуществление муниципального земельного контроля и надзора относятся к вопросам местного значения ( п.п.17, 19 ст.7). Исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления является администрации Маталасского сельсовета ( ст.28).
Как видно из акта от 18 сентября 2013 года (л.д.7), фототаблиц (л.д.8-10) в ходе проведенной в этот день проверки соблюдения требований природоохранного законодательства было установлено, что на земельном участке примерной площадью 13 кв.м., расположенном за домом № 40 по ул.Школьная с.Маталассы расположена свалка твердых бытовых отходов.
В соответствии со ст.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 7 того же закона к вопросам местного значения городских и сельских поселений относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст.8 того же закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация и вывоз бытовых отходов и мусора.
Таким образом, администрация Маталасского сельсовета как исполнительный орган местного самоуправления поселения призвана и полномочна в соответствии с законодательством РФ решать весь круг вопросов по охране окружающей среды, в том числе круг вопросов по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.
Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п.2 ст.51 того же закона, сброс отходов на почву запрещается.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Из акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, составленного с участием заместителя главы администрации Маталасского сельсовета установлено, что земельный участок, на котором имеется свалка, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. Регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов не имеется, контроль за составом поступающих отходов не обеспечивается. Хозяйственная зона для размещения производственно-бытового здания для персонала отсутствует. Ограждение и освещение отсутствуют.
Доказательств тому обстоятельству, что органом, чье бездействие оспаривается, принимались меры по надлежащему исполнению своих функций, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов в части образовавшейся свалки ТБО, суду не представлено. Согласно справке администрации Маталасского сельсовета, свалка размещена на территории муниципального образования Маталасский сельсовет.
Таким образом, администрация Маталасского сельсовета бездействовала, не предпринимая мер к ликвидации несанкционированной свалки. Поэтому требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации Маталасского сельсовета и возложении на неё обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, подлежит удовлетворению.
При определении сроков исполнения судебного решения суд, с учетом срока вступления решения суда в законную силу, соглашается с уточненной помощником прокурора Бирилюсского района Гюнтер Л.В. в судебном заседании датой до 01 декабря 2013 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Бирилюсского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Маталасского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Маталасского сельсовета.
Администрации Маталасского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в срок до 01 декабря 2013 года ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную за домом № 40 по ул.Школьная с.Маталассы Бирилюсского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: