Дело №
УИД 59RS0№-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 17 июня 2020 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Безрукавниковой Е.А.,
с участием истца Егоровой О.Л.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамска Пермского края (межрайонное) – Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Соликамск Пермского края гражданское дело по иску Егоровой Ольги Леонидовны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным,
у с т а н о в и л:
Егорова О.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамск Пермского края (межрайонное) об обязании ответчика включить в трудовой специальный стаж 8 лет 3 месяца в качестве телефонистки механического цеха шахты им. Ленина п/о «Кизелуголь» для назначении досрочной пенсии по старости и установлении досрочной пенсии по старости с 18.07.2019 года.
В обоснование иска указала, что 18.07.2019 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата> № истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж не засчитан период работы с <дата> по <дата> шахта им. Ленина п/о Кизелуголь по добыче угля, механический цех, телефонистка, так как по представленным документам не представляется возможным установить характер и условия работы. Считает, что решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) нарушает ее права и законные интересы при назначении пенсионного обеспечения. Профессия телефонистки механического цеха шахты им. Ленина п/о «Кизелуголь» входит в Список № 2 профессий, утвержденный Постановлением Кабинетов Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. От 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
С учетом уточненных исковых требований просит признать решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) № от <дата> незаконным, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в качестве телефонистки механического цеха шахты им. Ленина п/о «Кизелуголь» с 22.12.1986 года по 31.05.1995 года; возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) назначить Егоровой О.Л. досрочную трудовую пенсию с 18.07.2019 года.
В судебном заседании истец Егорова О.Л. на уточненном иске настаивала по доводам, изложенным в заявлении. Также пояснила, что работала в спорные периоды на шахте им. Ленина на телефонной станции в качестве телефонистки. На шахте была установлена полноценная самостоятельная телефонная станция со своей АТС на 400 номеров, местная коммутаторная связь и кросс с круглосуточным режимом работы. Местная коммутаторная связь состояла из трех коммутаторов по 100 номеров на каждом и добавочно на каждом номере от двух до четырех-пяти абонентов, то есть более 600 номеров на трех коммутаторах, которую вручную обслуживали телефонистки, работая с телефонной микрогарнитурой. Микрогарнитура подключалась к сети коммутатора и одевалась на голову телефонистки. Микрогарнитура состояла из наголовника на ухо, мини микрофона. У каждой телефонистки была своя гарнитура, свой рабочий номер. Работа телефонистки заключалась в предоставлении услуг связи: прием звонков, соединение и вызов абонентов. На каждом коммутаторе было 30 пар входящих и исходящих паро шнуров, номера абонентов набирались вручную на номеронабирателе. Работали круглосуточно в четыре смены, обслуживали шахту им. Ленина: управление, поверхность, подземные участки, а также поселки им. Фрунзе, Технический, Ленинку, Рудзавод, все социально-значимые объекты поселков, жителей поселков, у которых имелись номера телефонов. При чрезвычайных ситуациях телефонистки работали по списку № 1, оповещая экстренные службы.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края – Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявила, что с иском не согласна, поскольку истцом не было представлено документов, по которым возможно установить характер и условия работы Егоровой О.Л., дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Егоровой О.Л., суд пришел к следующему.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Согласно п. 2 ч. ст. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. № 12 от 06.03.2019 г.) досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года утвержден Список № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в разделе XXIX которого поименованы телефонисты местной телефонной связи городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше.
Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 года утвержден Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размера, в разделе XXIX которого поименованы телефонисты междугородных телефонных станций, переговорных пунктов с круглосуточным действием и городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше.
Судом установлено, что истец в период с <дата> работала в шахте им. Ленина п/о «Кизелуголь» по добыче угля, с <дата> переведена учеником телефонистки механического цеха, с <дата> переведена телефонисткой механического цеха, с <дата> переведена телефонисткой 1 класса в механический цех, <дата> п/о «Кизелуголь» преобразовано акционерное общество открытого типа по добыче угля «Кизелуголь». <дата> уволена по собственному желанию. Данные обстоятельства подтверждаются архивными справками (л.д. 21,28,29), копией трудовой книжки (л.д. 7-8).
Согласно ответу Кизеловского производственного объединения по добыче угля (Кизелуголь) от <дата> установлено, что на основании приказа министра угольной промышленности ФИО5 № от <дата> создан узел производственно-технологической связи.
На основании информации, предоставленной ОАО «Кизелуголь» от <дата> установлено, что в 1973 году для оснащения УПТС ОАО «Кизелуголь» были приобретены коммутаторы М-60, которые в 1998 году были демонтированы, как морально устаревшие.
Из пояснений истца следует, что в спорный период времени с <дата> по <дата> год она действительно работала на шахте им. Ленина на телефонной станции в качестве телефонистки. С <дата> была переведена учеником телефонистки на основании Приказа № от <дата>. С <дата> переведена телефонисткой 2 класса на основании свидетельства №, протокола № от <дата>, приказа № от <дата>. <дата> присвоен 1 класс на основании свидетельства №, протокола № от <дата>, приказа № от <дата>. На шахте была установлена полноценная самостоятельная телефонная станция со своей АТС на 400 номеров, местная коммутаторная связь и кросс с круглосуточным режимом работы. Местная коммутаторная связь состояла из трех коммутаторов по 100 номеров на каждом и добавочно на каждом номере от двух до четырех-пяти абонентов, то есть более 600 номеров на трех коммутаторах, которую вручную обслуживали телефонистки, работая с телефонной микрогарнитурой. Микрогарнитура подключалась к сети коммутатора и одевалась на голову телефонистки. Микрогарнитура состояла из наголовника на ухо, мини микрофона. У каждой телефонистки была своя гарнитура, свой рабочий номер. Работа телефонистки заключалась в предоставлении услуг связи: прием звонков, соединение и вызов абонентов. На каждом коммутаторе было 30 пар входящих и исходящих паро шнуров, номера абонентов набирались вручную на номеронабирателе. Работали круглосуточно в четыре смены, обслуживали шахту им. Ленина: управление, поверхность, подземные участки, а также поселки им. Фрунзе, Технический, Ленинку, Рудзавод, все социально-значимые объекты поселков, жителей поселков, у которых имелись номера телефонов. При чрезвычайных ситуациях телефонистки работали по списку № 1, оповещая экстренные службы.
В Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 20.02.1984 года № 58/3-102, в разделе Связь приведены квалификационные характеристики телефониста местной телефонной связи 1,2 классов, а именно, 2 класс- обслуживание телефонных станций (коммутаторов) емкостью до 200 номеров или коммутаторов, имеющих до 20 соединительных линий, 1 класс- обслуживание телефонных станций (коммутаторов) емкостью свыше 200 номеров или коммутаторов, имеющих свыше 20 соединительных линий.
Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что истец в период с <дата> работала в должности телефонистки 2 класса, а с <дата> по <дата> в должности телефонистки 1 класса с круглосуточным действием, то спорный период ее работы с <дата> до <дата> в качестве телефонистки 2,1 классов подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях в связи с особыми условиями труда при пониженном пенсионном возрасте, в соответствии со Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 года.
Суд считает, что истец доказала, что в указанный спорный период времени она работала постоянно с микротелефонной гарнитурой. Кроме того, коммутаторы представляют собой устройство в телефонии, применяемое для соединения (коммутации) абонентских, соединительных и междугородных телефонных линий. Ручной телефонный коммутатор состоит из так называемых линейных комплектов, приборов шнуровых пар и приборов рабочего места телефонистки. Количество линейных комплектов определяется числом включаемых в телефонный коммутатор линий, количество шнуровых пар — средним числом предоставляемых одновременно разговоров. На рабочем месте находятся приборы, обеспечивающие переговоры телефонистки с абонентами (в том числе головной телефон и угольный микрофон), и источник вызывного тока для посылки сигналов вызова в линию.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимее для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, суд считает, что период работы истца в качестве телефониста местной телефонной станции с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях, назначаемую ранее общего пенсионного возраста за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, по Спискам № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министра СССР от 22 августа 1956 года и Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Поскольку должность ученика телефониста вышеназванными Списками не поименована, то в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с <дата> по <дата> в специальный стаж для назначения пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда, следует отказать.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание характер выполняемых истцом работ, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку при включении в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 3 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вышеуказанных периодов ее работы, - у нее имелся на момент обращения в пенсионные органы необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 3 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», истец достигла требуемого возраста, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 18 июля 2019 года.
При установленных обстоятельствах нельзя признать законным решение ответчика об отказе во включении спорных периодов в специальный трудовой стаж истца и об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Суд полагает, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, суд считает, что необходимым признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата> № досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) № № от <дата> об отказе в назначении Егоровой Ольге Леонидовне досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) включить Егоровой Ольге Леонидовне, <дата> года рождения, в специальный стаж работы, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с <дата> по <дата>.
Назначить Егоровой Ольге Леонидовне досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (19.06.2020 года).
Судья Е.В. Пантилеева