Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-264/2015 ~ М-154/2015 от 24.02.2015

Дело № 2-264/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2015 года                                                                                                    г.Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Мучициной Н.О.,

при секретаре Андреевой И.И.,

с участием: представителя истца Андреева О.А. - Богарского И.С., действующего по доверенности от **.**.2015, сроком на *** год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева О.А. в лице представителя по доверенности Богарского И.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Андреев О.А. в лице представителя по доверенности Богарского И.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании за ним права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Остров-* Псковской области, д. ***, кв. ***, в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указано, что истец Андреев О.А. является нанимателем жилого помещения - однокомнатной квартиры № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области, предоставленной Островской квартирно-эксплуатационной частью района МО РФ для проживания последнему, в период прохождения им военной службы по контракту в войсковой части ***, на состав семьи из 2-х человек, включая ее жену - А.О.И., на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005. Поскольку в заключенном с истцом Андреевым О.А. договоре найма служебного жилого помещения срок, на который предоставляется служебное жилое помещение, и характер взаимоотношений нанимателя и наймодателя, в связи с которым предоставлено указанное жилое помещение, не определены, то истец полагает, что фактически с ним был заключен договор социального найма. В указанном жилом помещении истец Андреев О.А. зарегистрирован и проживает по настоящее время. Иных лиц в спорном жилом помещении не зарегистрировано, его жена снялась с регистрационного учета. С целью реализации предоставленного Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» права на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения представитель истца Андреева О.А. - Богарский И.С. направил соответствующее заявление в адрес ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Согласно поступившему ответу из данного Учреждения, истцу было рекомендовано обратиться с разрешением вопроса о приватизации жилого помещения в Департамент имущественных отношений МО РФ или его территориальное отделение. Обращение по аналогичному вопросу в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осталось без ответа. Отсутствие ответа на обращение истец считает фактическим отказом в реализации предусмотренного Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» права на бесплатную приватизацию занимаемого им на условиях социального найма жилого помещения. Ранее в приватизации жилья истец участия не принимал, иного жилья в пользовании или на праве собственности не имеет. **.**.2007 истец Андреев О.А. военно-врачебной комиссией был признан негодным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, и исключен из списков личного состава воинской части. В связи с отсутствием трудовых отношений с собственником спорного жилого помещения и исключением г.Острова-* из перечня закрытых военных городков, истец считает, что фактически занимает данное жилое помещение на условиях социального найма, с момента расторжения контракта требований о его освобождении никто не предъявлял, однако, последний не может реализовать свое право на бесплатную приватизацию по независящим от него причинам, в связи с чем, ссылаясь на положения Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» представитель истца просит исковые требования удовлетворить.

Истец Андреев О.А., будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель истца Андреева О.А. - Богарский И.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что занимаемая истцом квартира, ранее находилась в оперативном управлении Островской КЭЧ района, в настоящее время балансодержателем жилья является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Истец своевременно вносит квартплату в ОАО «Славянка», производит текущий ремонт, обеспечивает сохранность жилья. Ранее в приватизации истец участия не принимал, иного жилья в пользовании или на праве собственности не имеет, жильем по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался, спорная квартира является для него единственным постоянным местом жительства. Считает, что поскольку г.Остров-* Псковской области исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, доказательства присвоения спорному жилому помещению статуса служебного жилья отсутствуют, требований к истцу об освобождении жилья никто не предъявлял, то последний фактически занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма. В связи с чем, просит признать за Андреевым О.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Остров-* Псковской области, д. ***, кв. ***, в порядке приватизации. Ссылку представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирновой Я.А. на определение Верховного Суда РФ от **.**.2015 № ** находит несостоятельной, так как указанные в определении суда обстоятельства различны с обстоятельствами настоящего дела. Кроме того, Правила и порядок отнесения помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, вступили в действие 14.02.2006, т.е. после заключения с истцом договора найма служебного жилого помещения.

Представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирнова Я.А. в возражении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исключить Учреждение из числа соответчиков как ненадлежащего ответчика, в удовлетворении иска полагала необходимым отказать по тем основаниям, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу как служебное на период трудовых отношений на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005, который истцом в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Решение о предоставлении истцу жилого помещения, в отношении которого заявлен спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Кроме того, со ссылкой на абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указала, что спорное жилое помещение не могло быть предоставлено истцу на условиях социального найма, так как на момент его предоставления г.Остров-* имел статус закрытого военного городка. Помимо этого, при разрешении данного дела просила учесть, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит, что также нашло отражение в определении Верховного Суда РФ от **.**.2015 № **.

В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Выслушав представителя истца, участвующего в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, **.**.2015 представитель истца Андреева О.А. - Богарский И.С. направил в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заявление о предоставлении в собственность истца в порядке бесплатной приватизации занимаемого последним жилого помещения - квартиры № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области, однако согласно поступившему ответу из данного Учреждения, истцу было рекомендовано обратиться с разрешением вопроса о приватизации жилого помещения в Департамент имущественных отношений МО РФ или его территориальное отделение. Обращение по аналогичному вопросу от **.**.2015 в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осталось без ответа (л.д. 11-13).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 16.10.2012, далее Закон).

Согласно ст. 1 данного Закона, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 2 Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Данная правовая норма одним из условий реализации права граждан на приватизацию жилого помещения определяет занятие этого жилого помещения по договору найма.

По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Судом установлено, что отношения по пользованию спорным жилым помещением - однокомнатной квартирой № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области возникли у истца на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005, заключенного между Островской квартирно-эксплуатационной частью района и истцом Андреевым О.А. на основании решения № ** от **.**.2005. Совместно с нанимателем в данную квартиру была вселена в качестве члена его семьи - жена А.О.И. Срок, на который предоставляется жилое помещение, в заключенном с истцом Андреевым О.А. договоре найма служебного жилого помещения не определен.

Согласно архивной справке от **.**.2015 и выписке из финансово-лицевого счета № ** от **.**.2015 филиала «Псковский ОАО «***», истец Андреев О.А., *** года рождения, с **.**.2005 и по настоящее время зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении - квартире № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области. Иных лиц по данному адресу не зарегистрировано, ранее в период с **.**.2005 по **.**.2012 была зарегистрирована и проживала его бывшая супруга - А.О.И. (свидетельство о расторжении брака серии *** № **, выданное **.**.2010 Управлением ЗАГС Островского района Псковской области, актовая запись № ** от **.**.2010) (л.д. 15-16, 21).

С момента вселения истец Андреев О.А. и члены его семьи, использовали квартиру № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области - по назначению для своего проживания, своевременно вносили плату за пользование, оплачивали коммунальные услуги, что подтверждается справкой филиала «Псковский» ОАО «***» об отсутствии задолженности за жилищные и коммунальные услуги № ** от **.**.2015.

В соответствии с приказом МО РФ № 1871 от 17.12.2010 года Островская квартирно-эксплуатационная часть района реорганизована путем присоединения к ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

В связи с реорганизацией ФГУ «Островская КЭЧ района» занимаемая истцом квартира, в составе прочего имущества, была передана на баланс ФГУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года № 422-р было создано ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем изменения типа существующего ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Согласно статье 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Усматривается, что жилой дом № ** в г.Острове-*, включая спорное жилое помещение (квартиру № **), являлся частью жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, следовательно, приватизация в силу Закона была невозможна.

Однако, распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р город Остров-* Псковской области исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ №752-р от 01 июня 2000 года.

Указанное свидетельствует о том, что жилой дом № ** потерял статус дома, являющегося жилищным фондом закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, в связи с чем, запрет на приватизацию квартир, содержащихся в указанном объекте недвижимости, перестал действовать.

Таким образом, суд считает установленным, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и граждане, занимающие жилые помещения, находящиеся ранее на территории закрытого военного городка, приобрели право на их приватизацию.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, причем в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

Как указывает Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 22.10.2014) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.

Правила и порядок отнесения помещений к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. Данные Правила действуют с 14.02.2006.

В соответствии с указанными Правилами включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12 Правил).

Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно п. 15 использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ, данными в п. 41 постановления N 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ», нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для признания недействительным договора найма специализированного жилого помещения.

В свою очередь, в порядке ст. 56, 60 ГПК РФ ответчики не представили суду допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число «служебных» в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу без законных оснований, стороной ответчика также не представлено. Расположение спорного жилого дома на территории военного городка не свидетельствовало о том, что жилое помещение относилось к служебным.

Помимо этого, не смотря на то, что найм служебного жилого помещения по своей правовой природе является срочным правом владения и пользования жилым помещением, в заключенном с истцом Андреевым О.А. договоре найма служебного жилого помещения срок, на который предоставляется служебное жилое помещение, не определен.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение не могло быть предоставлено Андрееву О.А. в качестве служебного жилья, и фактически было предоставлено на условиях социального найма, поскольку об этом свидетельствует само содержание договора.

При этом, следует учесть, что требований к истцу Андрееву О.А. о выселении его из спорного жилого помещения из-за отсутствия у последнего трудового договора и служебных отношений с Министерством обороны РФ, с момента расторжения контракта, никем не предъявлялись.

Сведений о том, что занимаемое истцом Андреевым О.А. жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется. Квартира под арестом, запретом или иным обременением не состоит.

Также суду не представлено данных о том, что при реорганизации Островской квартирно-эксплуатационной части района разрешались вопросы определения статуса принадлежащих ей жилых помещений, в том числе спорной квартиры, о том, что данному жилью в установленном законом порядке присваивался статус служебного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время ЖК РФ.

Таким образом, изложенное позволяет суду прийти к выводу, что между сторонами возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе, фактически истец занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилье может быть объектом приватизации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 22.10.2014) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В силу подпункта «а» пункта 2 указанного Постановления Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

Аналогичные нормы также содержатся в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (ред. от 20.01.2015), в соответствии с пунктом 1 которого именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Как следует из Приказа Министерства обороны РФ от 18.11.2010 года № 1550, распределение жилых помещений, заключение и расторжение договора социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением военнослужащих и граждан РФ, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (п.2.1 Приказа).

В силу пунктов 1, 2 Приказа Министерства обороны №1455 от 03.11.2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ как уполномоченный орган МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения. Согласно п. 3 данного приказа специализированные организации МО РФ принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному или постоянному месту жительства.

Указанным федеральным государственным казенным учреждениям вышеназванными нормативными актами представлены полномочия по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность граждан по договорам приватизации.

Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства обороны РФ от 27.08.2010 года №1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» на территории Псковской области функции по даче согласия на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Содержание данной правовой нормы указывает на то, что реорганизация Островской квартирно-эксплуатационной части района путем присоединения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не могло повлечь за собой приобретение правопреемником государственного учреждения права частной собственности (собственности юридических лиц) на жилье, находившееся у него на праве оперативного управления.

Материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилого помещения по адресу: Псковская область, город Остров-*, д. ***, кв. ***.

Спорная квартира, в которой проживает истец, находится на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, муниципальным имуществом не является, в связи с чем не учитывается в реестре муниципальной собственности Островского района, и в реестре федерального имущества, учитываемого на территории Псковской области, не значится.

В соответствии со ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статьи 7 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справке Управления жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика) (отдел приватизации) № ** от **.**.2015, истец Андреев О.А., *** года рождения, в г.Острове и Островском районе Псковской области в приватизации не участвовал и приватизированного жилья не имеет (л.д. 17).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел от **.**.2015 истцу Андрееву О.А. на праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № ** от **.**.2007 принадлежала 1/2 доля квартиры № ** в доме № ** по ул. *** в г.Острове Псковской области, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***. Дата государственной регистрации прекращения права - **.**.2007 (л.д. 18).

Из справки ГП Псковской области «БТИ» от **.**.2015 следует, что в собственности Андреева О.А. по состоянию на **.**.1998 квартир, комнат, жилых домов и иных жилых и нежилых объектов по г.Пскову и Псковской области не зарегистрировано (л.д. 19).

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.

Из анализа приведенных норм права следует, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Как установлено судом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения жилым помещением, расположенным по адресу: Псковская область, город Остров-*, дом № **, квартира № **, является Министерство обороны РФ, правообладателем на праве оперативного управления является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, однако каких-либо прав последним на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано. Функции по даче согласия на территории Псковской области на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Бездействие ответчиков в виде уклонения от надлежащего рассмотрения обращений истца по передаче ему в собственность в порядке бесплатной приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения, суд относит к независящим от Андреева О.А. причинам, которые создают для него препятствие в реализации предоставленного статьей 35 Конституции Российской Федерации и Законом №1541-1 права на однократное приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, что является нарушением положений ст. 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона.

Согласно статьи 8 Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Соответственно, если гражданин по независимым от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что статус спорной квартиры как служебной не подтвержден, истец Андреев О.А. ранее в приватизации жилья участия не принимал, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Ссылку представителя ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирновой Я.А. на определение Верховного Суда РФ от **.**.2015 № ** суд находит несостоятельной, поскольку указанное определение не может иметь преюдициального значения для настоящего гражданского дела, ввиду того, что судебный прецедент в Российской Федерации источником права не является, а заявленный спор разрешается исходя из конкретных фактических обстоятельств дела и заявленных правовых оснований. Однако даже при сравнимых обстоятельствах, формально схожие заявленные требования, могут иметь различный правовой результат исходя из формулировки заявленных требований и их доказанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Андреева О.А. в лице представителя по доверенности Богарского И.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Андреевым О.А., *** года рождения, уроженцем ***, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Псковская область, город Остров-*, дом № **, квартира № **, в порядке приватизации.

Установленное настоящим решением право собственности подлежит обязательной государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено **.**. 2015 года.

Судья Островского

городского суда:                                            Н.О. Мучицина

Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.

2-264/2015 ~ М-154/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреев Олег Александрович
Ответчики
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Министерство обороны РФ
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ
Другие
Богарский Игорь Сергеевич
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Мучицина Н.О.
Дело на странице суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
24.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2015Передача материалов судье
26.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее