Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-232/2018 ~ М-243/2018 от 03.09.2018

дело № 2а-232/2018

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2018 года                                             село Богатое

Судья Богатовского районного суда Самарской области Бугаева В.Н., при секретаре Купаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Киселёва А.П., Киселевой К.А. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о признании незаконными действия органа местного самоуправления по отказу в признании малоимущими,

УСТАНОВИЛ:

Киселёв А.П., Киселева К.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о признании незаконными действия органа местного самоуправления (Администрации муниципального района Богатовский Самарской области) по отказу признать малоимущими и понуждении повторно рассмотреть заявление о признании Киселёва А.П. и Киселевой К.А. малоимущими. В обоснование заявленных требований указали, что с целью реализации права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке согласно ч.2 ст.57 ЖК Российской Федерации в октябре 2017 обратились в Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области с заявлением о признании малоимущими с предоставлением необходимых документов, однако 18.12.2017 было отказано в признании малоимущими ввиду отсутствие сведений о доходах до 01.03.2017 Киселевой К.А. Повторно обратились с заявлением в апреле 2018 года, однако письмом от 10.05.2018 было повторно отказано по основанию не предоставления полных сведений о доходах. Полагают, что действия Администрации муниципального района Богатовский Самарской области направлены на не рассмотрение указанного заявления, поскольку административный ответчик не предоставлял письменный перечень необходимых документов, а при выявлении недостатков не предоставлял возможность предоставить дополнительно для рассмотрения документы; дважды при обращении с указанными заявлениями с аналогичным пакетом документов административный ответчик отказывал по разным основаниям; в письменных ответах на заявления не усматривается ответ по существу заявленных требований.

В судебном заседании Киселёв А.П. и его представитель поддержали административное исковое заявление в полном объеме. Уточнили, что просят признать незаконными действия органа местного самоуправления (Администрации муниципального района Богатовский Самарской области) по отказу признать малоимущими на основании заявления от 12.04.2018 и понуждении повторно рассмотреть заявление от 12.04.2018 о признании Киселёва А.П. и Киселевой К.А. малоимущими. Ходатайствуют о восстановлении пропущенного срока на обжалование действий органа местного самоуправления, ссылаясь, что с момента когда стало известно об отказе в рассмотрении заявления обратились в суд за защитой нарушенного права, но в гражданском порядке, однако данная категория спора предусматривает обращение в суд в порядке КАС Российской Федерации.

Киселева К.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Соколов Д.В. пояснил, что письменные возражения на административное исковое заявление поддерживает в полном объеме. Условия и порядок признания граждан малоимущими устанавливается Законом Самарской области от 05.07.2005 №139-ГД «О жилище». Органом местного самоуправления своих положений не разрабатывалось и при принятии решений руководствуются названным Законом №139-ГД. Административные истцы дважды обращались с заявлением о признании их малоимущими в октябре 2017 и апреле 2018. При обращении в апреле 2018 был предоставлен договор подряда от 01.05.2017 на сумму 57000 рублей, однако отсутствовал акт выполненных работ (согласно п.7.1 договора). По условия договора (п.6.1) оплата производиться после подписания акта приема-передачи. Отсутствие Акта не позволяло определить является ли указанная денежная сумма доходом истца. 11.09.2017 в адрес Киселёва А.П. было направлено письмо со ссылкой на законодательство, устанавливающее перечень документов для признания его семьи малоимущей. Письменный ответ от 10.05.2018 на заявление от 12 апреля 2018 года был направлен в адрес заявителя 16.05.2018 и возвращен по истечении срока хранения 20.06.2018 года. Считает, что действия Администрации законны. Административными истцами пропущен срок на обращение в суд установленный ст.219 КАС Российской Федерации. Доводы истцов об уважительности пропуска срока полагает безосновательными и считает, что доказательств уважительности пропуска срока истцами не предоставлено. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК Российской Федерации).

К тому же в целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13 и пунктом 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждены «Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее - Методические рекомендации), которые введены в действие с 1 марта 2005 года Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 №17.

В силу п.5.2 Методических рекомендации, при определении перечня предоставляемых документов рекомендуется в законе субъекта Российской Федерации привести «закрытый» перечень, не допускающий истребования у граждан документов, не предусмотренных данным законом.

Согласно п. 6.5 Методических рекомендации в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, целесообразно указать, что если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды своих доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, им предоставляется право самостоятельно декларировать такие доходы в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Условия и порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Самарской области регулируется Закон Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище» (далее –Закона № 139-ГД).

Согласно ст.3 Закона №139-ГД признание граждан малоимущими осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданами по месту жительства и рассматриваемого органами местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней. Граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий: 1) среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; 2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Порядок определения размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими определен ст.4 Закона № 139-ГД. При расчете среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) органы местного самоуправления учитывают все виды доходов, полученные каждым членом семьи заявителя (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, в том числе отраженные в ч.2 ст.4 Закона №139-ГД.

Из пояснений представителя Администрации муниципального района Богатовский Самарской области органом местного самоуправления не разрабатывалось регламента либо иного акта регламентирующего порядок признания граждан малоимущими.

Доводы административного ответчика, что Киселёву А.П. было разъяснено законодательство, устанавливающее перечень документов для признания его семьи малоимущей согласно письма от 11.09.2017 №1006-П (л.д.16), суд считает безосновательным. Согласно дословного содержания указанного письма Киселёву А.П. было предложено предоставить документы, отражающие полную и достоверную информацию, необходимую для признания граждан малоимущими в соответствии с Законом Самарской области №139-ГД «О Жилище».

Из анализа положений ч.2 ст.4 Закона №139-ГД установлено, что в ней отражены виды доходов, которые подлежат учету при расчете среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина), однако конкретный перечень документов подлежащий предоставлению в орган местного самоуправления в рамках главы 2 «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» положениями Закона №139-ГД не установлен.

Из материалов дела по факту обращения в Киселёва А.П. в орган местного самоуправления установлено:

12.04.2018 Киселёв А.П. обратился в Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области с заявлением о признании его с составом семьи – дочерью Киселевой К.А., малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма с приложением соответствующих документов согласно перечня отраженного в заявлении.

10.05.2018 в адрес Киселёва А.П. направлено письмо №474-П согласно которого ввиду неполноты предоставленных сведений о доходах не может быть признан малоимущим. Представленный к заявлению договор подряда не содержит сведений о получении денежных средств.

В ходе судебного заседания обозревался почтовый конверт направленный в адрес Киселёва А.П. 16.05.2018 (согласно почтового штемпеля) с письмом от 10.05.2018 №474-П и возвращенный в Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области по истечении срока хранения 20.06.2018 (согласно почтового штемпеля).

Из пояснений сторон установлено, что каких-либо предложений с 12.04.2018 по 10.05.2018 в адрес Киселёва А.П. о предоставлении дополнительных документов к заявлению от 12.04.2018 не поступало.

В силу ст.8 п.2 Закона №139-ГД граждане, не имеющие возможности подтвердить документально какие-либо виды своих доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно декларировать такие доходы в заявлении о принятии на учет, при этом ответственность за достоверность указанных сведений несут указанные граждане.

Таким образом, указание в заявлении Киселёвым А.П. о получении им дохода по договору подряда от 01.05.2017 года является самостоятельно задекларированным доходом заявителя и отсутствие в представленных документах акта выполненных работ который не является доказательством оплаты работ по договору подряда, а подтверждает лишь факт приемки выполненной работы заказчиком у исполнителя, не препятствовало органу местного самоуправления рассмотреть заявление Киселёва А.П. по существу.

Статья 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сходные отношения, связанные с порядком и условиями рассмотрений заявлений о постановки на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отражены в главе 3 Закона №139-ГД, которые подлежали применению органом местного самоуправления ввиду отсутствия в указанном Законе №139-ГД конкретного перечня документов подлежащих предоставлению заявителем в рамках главы 2 Закона №139-ГД.

В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, почтовое отправление с письмом от 10.05.2018 №474-П было возвращено в орган местного самоуправления по причине «истечение срока хранения» 20.06.2018, следовательно срок подлежит исчислению с даты возврата неполученной корреспонденции отправителю по истечении срока хранения (пункт 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации).

В то же время в судебном заседании Киселёв А.П. пояснил, что получил нарочно ответ в органе местного самоуправления перед подачей заявления в суд 18.06.2018 года. Представитель административного ответчика не смог указать конкретную дату вручения ответа Киселёву А.П., следовательно за начало исчисления срока суд принимает дату указанную административным истцом 18.06.2018. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 03.09.2018, то есть в пределах трехмесячного срока установленного ст.219 КАС Российской Федерации. Следовательно, доводы административного ответчика на пропуск срока для обращения в суд с заявленными требованиями, безосновательны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Киселёва А.П., Киселевой К.А. о признании незаконными действия органа местного самоуправления по отказу в признании малоимущими, удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации муниципального района Богатовский Самарской области от 10 мая 2018 об отказе в признании Киселёва А.П., Киселевой К.А. малоимущими.

Возложить на Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Киселёва А.П. о признании малоимущим Киселёва А.П. и члена его семьи Киселевой К.А..

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Председательствующий                                                                 В.Н. Бугаева

    Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате                   5 октября 2018 года.

2а-232/2018 ~ М-243/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселева К.А.
Киселев А.П.
Ответчики
Администрация муниципального района Богатовский Самарской области
Суд
Богатовский районный суд Самарской области
Судья
Бугаева В. Н.
Дело на странице суда
bogatovsky--sam.sudrf.ru
03.09.2018Регистрация административного искового заявления
03.09.2018Передача материалов судье
06.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2018Предварительное судебное заседание
01.10.2018Судебное заседание
05.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2019Дело оформлено
31.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее