Дело № 2-2491/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2013 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего судьи Петроченко Ю.А.
при секретаре Баглае М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленского района Смоленской области о признании недействующим, как несоответствующим федеральному законодательству Решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим, как несоответствующим федеральному законодательству Решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, указав, что Советом депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принято решение от __..__..__ № «Об утверждении платы на подключение к газораспределительной системе <адрес>». Решение обнародовано путем размещения его на досках объявлений на территории поселения.
Прокурор полагает, что указанный нормативный правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям:
в соответствии с ч.10 ст.48 ГрК РФ порядок определения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 13.02.2006 N83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила № 83), пунктом 1 которых предусмотрено, что настоящие правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с п. 17 Правил № 83 плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Введением указанной статьи законодательно закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по установлению тарифов за подключение объектов капитального строительства к сетям газоснабжения.
На момент принятия решения Совет депутатов Михновского сельского поселения имел полномочия по установлению тарифа на подключение к газораспределительной сети.
Между тем, принятое Решение противоречит требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После получения запроса о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии с п.9 Правил № 83, обязана в течение 14 рабочих дней определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Порядок определения размера платы за подключение объекта
капитального строительства к входящим в систему коммунальной
инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим
тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод,
установлен также в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Правил заключения и
исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной
инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 данных Правил плата за подключение не взимается.
Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.
В нарушение указанных требований законодательства в Решении утверждена плата за подключение к газораспределительной системе, в то время как однозначной информации о необходимости развития системы газоснабжения населенных пунктов, указанных в Решении (создание или реконструкцию сетей газоснабжения) не имеется.
В программу газификации Смоленской области, утвержденную Постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 604 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Газификация Смоленской области" на 2012 - 2015 годы", не включены работы по реконструкции объектов газоснабжения населенных пунктов, для жителей которых Решением установлена плата на подключение к газораспределительной сети.
Кроме того, при принятии Решения не был соблюден порядок его принятия.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В нарушение указанных требований законодательства Решение в официальном печатном органе не опубликовано.
Нарушение правил введения нормативных правовых актов в действие является основанием для удовлетворения судом заявления об оспаривании нормативного правового акта (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Оспариваемое Решение возлагает на граждан, проживающих в <адрес>, изъявивших желание подключиться к газораспределительной системе указанных населенных пунктов обязанность производить оплату за подключение при отсутствии законных оснований на взимание указанной платы, до граждан в установленном законом порядке не доведено содержание указанного нормативного правового акта, чем существенно нарушены права неопределенного круга лиц.
О нарушении прав граждан прокурору стало известно по завершению проверки соблюдения органами местного самоуправления Михновского сельского поселения законодательства при принятии нормативных правовых актов, на основании которых для дачи согласия на подключение к газораспределительной системе населенных пунктов <адрес> заявители-граждане обязаны вносить плату МУЭП «Михновское», установленную Советом депутатов Михновского сельского поселения. Проверка завершена __..__..__.
Прокурор просит признать недействующим Решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «Об утверждении платы на подключение к газораспределительной системе <адрес>» как не соответствующее федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор Ратобыльская Т.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что плату за подключение к газораспределительной системе с граждан взимает МУЭП «Михновское», но фактически – это плата за разрешение на подключение, так как доказательств о необходимости увеличения объёма поставки газа отсутствуют.
Глава администрации Михновского сельского поселения Смоленского района – Председатель Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Исакова А.Н. в судебном заседании против заявленных требований возражала, пояснив, что Решение об утверждении оплаты за подключение к газораспределительной системе было вывешено на стенде в МУЭП «Михновское», которое посещают все жители <адрес>.
Представитель заинтересованного лица МУЭП «Михновское» – Мифонин В.Н. в судебном заседании пояснил, что МУЭП производит оплату в ОАО «Смоленскоблгаз» за техническое обслуживание и ремонт газораспределительной системы Михновского сельского поселения. Деньги, собранные с граждан за подключение к газопроводу направлялись на финансово-хозяйственную деятельность МУЭП «Михновское», техническое обслуживание и ремонт газораспределительной сети. Заключение специалистов о необходимости увеличения объёма поставки газа не составлялось.
Представитель заинтересованного лица – ОАО «Смоленскоблгаз» в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление прокурора.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просит признать недействующим Решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «Об утверждении платы на подключение к газораспределительной системе <адрес>» как не соответствующее федеральному законодательству, так как в случае отсутствия необходимости увеличения мощности газопроводной сети плата за подключение к ней не взимается, а также вышеуказанное решение Совета депутатов не было опубликовано в официальном печатном органе.
В соответствии со ст. 47 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно ст.35 Устава Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области муниципальные правовые акты могут быть обнародованы путём размещения на информационных стендах в общественных местах (л.д.25).
Из пояснений Главы администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Исаковой А.Н., данных в судебном заседании, следует, что Решение об утверждении оплаты за подключение к газораспределительной системе было вывешено на стенде в МУЭП «Михновское», которое посещают все жители <адрес>. Поэтому суд находит, что вышеуказанное решение было обнародовано в соответствии с законодательством.
В то же время согласно п.11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Таким образом, если для подключения объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требуется создания или реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.
Представитель ОАО «Смоленскоблгаз» в отзыве на заявление прокурора указал, что обществом заключены договоры с администрацией Михновского сельского поселения на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов газоснабжения вышеуказанного сельского поселения. Администрация Михновского сельского поселения является собственником данных газопроводов. В настоящее время газопроводы высокого давления на территории <адрес> не нуждаются в реконструкции с целью увеличения их пропускной способности. Решения о реконструкции газопроводов низкого давления на конкретных улицах необходимо принимать индивидуально, в зависимости от количества подключаемых абонентов (л.д.27).
Поскольку не имеется заключения о необходимости увеличения объёма поставки газа потребителям, находящимся в <адрес>, то отсутствуют законные основания на взимание с граждан платы за подключение к газораспределительной системе.
В связи с чем, суд находит подлежащим удовлетворению заявление прокурора Смоленского района Смоленской области о признании недействующим Решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «Об утверждении платы на подключение к газораспределительной системе <адрес>» как не соответствующее федеральному законодательству.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Смоленского района Смоленской области о признании недействующим Решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области удовлетворить.
Признать недействующим Решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «Об утверждении платы на подключение к газораспределительной системе <адрес>», как не соответствующее федеральному законодательству.
Обязать Совет депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области устранить в полном объёме допущенное нарушение, о чём сообщить в суд в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Председательствующий Ю.А. Петроченко