Дело № ххх
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о прекращении производства по делу
п.г.т. Холм-Жирковский 03 ноября 2015 года
Сафоновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - федерального судьи Баринова В.П.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Крупеневой Е.В.,
представителя ответчика Кузнецова В.С.,
при секретаре Широковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Игоревское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности произвести выплату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по <адрес> за период с 2013 года по 2 квартал 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Игоревское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности произвести выплату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по <адрес> за период с 2013 года по 2 квартал 2015 года, сославшись на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по информации, представленной Управлением Росприроднадзора по <адрес>, о предприятиях, не соблюдающих требования природоохранного законодательства в части платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В силу ст. 1 Федерального закона от дд.мм.гггг № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное действие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных, юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг № ххх утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Приказом Ростехнадзора от дд.мм.гггг № ххх «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что расчет представляется плательщиком не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим отчетным кварталом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от. 2010 № ххх функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с дд.мм.гггг передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
В ходе проверки установлено, что МУП «Игоревское коммунальное хозяйство», оказывая в процессе своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, вопреки перечисленным требованиям законодательства не сдает расчеты и не вносит платежи за негативное воздействие на окружающую среду с 2014 года.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации № ххх «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Крупенева Е.В. заявила ходатайство о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением выявленных нарушений.
Представитель ответчика – МУП «Игоревское коммунальное хозяйство» Кузнецов В.С. - в судебное заседание явился, представив документальное подтверждение устранения выявленных нарушений, против принятия отказа прокурора от иска и прекращения производства по делу не возражает.
Рассмотрев ходатайство прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Истец вправе отказаться от иска на любой стадии судебного процесса до удаления суда в совещательную комнату, в соответствии со ст. 220 ГПК РФ и с соблюдением требований ст. 173 ГПК РФ.
Отказ от иска не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, подтвержден письменным ходатайством, приобщенным к материалам дела.
Судом разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220 - 221, 224 – 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Ходатайство помощника прокурора <адрес> Крупеневой Е.В. удовлетворить.
Принять отказ прокурора <адрес> от иска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Игоревское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности произвести выплату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по <адрес> за период с 2013 года по 2 квартал 2015 года.
Производство по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Игоревское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности произвести выплату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по <адрес> за период с 2013 года по 2 квартал 2015 года, прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение 15 дней со дня его оглашения.
Судья: подпись В.П. Баринов