Дело № 2-145/2013 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2013 года
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Вольтер Г.В.,
при секретаре Коневой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е. Н., Смирнова Д. О. к ФГКУ «ХХХ» МО РФ, Министерству Обороны РФ, ФГКУ «ХХХ» МО РФ о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Смирнова Е.Н. и Смирнов Д.О. обратились в суд с иском к отделу № 5 г. Калининград «ФГКУ «ХХХ» МО РФ, которым просили признать договор найма служебного помещения, расположенного по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. ХХХ, дом Х, кв.Х, недействительным и обязать начальника отдела № 5 г. Калининград «ФГУ «ХХХ» МО РФ заключить со Смирновой Е.Н. договор социального найма на жилое помещение, расположенного по адресу: Калининградская область, ХХХ район, пос. ХХХ, дом Х, кв.Х.
В качестве соответчиков судом были привлечены ФГКУ «ХХХ» МО РФ, Министерство Обороны РФ, ФГКУ «ХХХ» МО РФ.
В последующем истцы уточнили свои исковые требования, просят признать за ними право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Калининградская область, ХХХ, пос. ХХХ, дом Х, кв.Х, в порядке приватизации по 1/2 доле в праве собственности за каждым.
В обоснование своих требований Смирнова Е.Н. и Смирнов Д.О. указали, что Смирнова Е.Н. является вдовой умершего пенсионера МО РФ ХХХ, который Х июня 200Х года получил жилое помещение, расположенное в ЗГВ п. ХХХ, дом Х, кв. Х на семью: жена Смирнова Е.Н., сын Смирнов Д.О. В данном жилом помещении согласно поквартирной карточке ХХХ имел регистрацию с Х октября 198Х года, Смирнова Е.Н. с Х ноября 199Х года, ХХХ с Х ноября 199Х года. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» п. ХХХ исключен из перечня закрытых военных городков. В договоре найма служебного помещения № ХХХ от Х января 201Х года в предмете договора указано, что данное жилое помещение находится в государственной собственности, при этом дата и номер свидетельства о государственной регистрации не указан. Ей (Смирновой Е.Н.) и её сыну Смирнову Д.О. спорное жилое помещение было предоставлено в связи со смертью основного нанимателя. Считает, что с момента открытия военного городка изменился и статус спорного жилого помещения. Жилое помещение, расположенное по адресу: пос. ХХХ, дом Х, кв. Х, в настоящее время не относится к специализированному жилищному фонду. Из сообщения от Х февраля 201Х года № Х начальника отдела № 5 ФГУ «ХХХ» МО РФ, им стало известно, что для решения вопроса о приватизации спорного жилого помещения необходимо обратиться в ФГКУ «ХХХ МО РФ». Согласно сообщению от Х февраля 201Х года № Х заместителя начальника ФГКУ «ХХХ» МО РФ у данного управления согласно Уставу нет полномочий на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений и им предложено обратиться в суд.
В судебном заседании Смирнова Е.Н. и её представитель по доверенности Матвеев В.Л. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Смирнова Е.Н. пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено её мужу, который являлся военнослужащим. Ранее в этом жилом помещении проживали родители её мужа и после их смерти квартиру передали мужу. Ему был выдан служебный ордер. После смерти мужа возникла необходимость в перезаключении договора найма жилого помещения. Начальником 5 отдела г. Калининград ФГКУ «ХХХ» МО РФ с ней был заключен договор найма служебного помещения, хотя на момент заключения указанного договора она не являлась военнослужащей и службу по контракту не проходила.
Матвеев В.Л. пояснил, что факт нахождения жилого помещения на территории закрытого военного городка еще не свидетельствует о том, что жилое помещение является служебным. Спорное жилое помещение предоставлялось еще родителям мужа истицы. После их смерти жилое помещение передали мужу истицы как служебное, так как он являлся военнослужащим. Согласно п. 31 приказа Министра обороны № 285 от 10 ноября 1975 года заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением Исполкома Совета депутатов трудящихся. В отношении спорного жилого помещения такого решения нет и говорить о том, что спорное жилое помещение является служебным нельзя. Статус закрытого с военного городка снят, соответственно снят статус служебного и со спорного жилого помещения.
Смирнов Д.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представители ответчиков, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
Заслушав пояснения истицы и её представителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положением ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 6, 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
По смыслу преамбулы и статей 1,2 указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Вместе с тем, статьей 4 вышеназванного закона установлены ограничения на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ордеру № Х, выданному Х июня 200Х года, квартира №Х в доме Х в закрытом военном городке ХХХ была предоставлена военнослужащему ХХХ на состав семьи из 3-х человек.
ХХХ умер Х декабря 201Х года, что подтверждается свидетельством о смерти I- РЕ № ХХХ.
Таким образом, в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы с Х ноября 199Х года Смирнова Е.Н. и с Х ноября 199Х года Смирнов Д.О.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, право собственности на жилое помещение – кв.Х в доме Х пос. ХХХ не зарегистрировано.
Согласно справке Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в учетно – технической документации Филиала сведения о принадлежности на праве собственности объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Калининградская область, ХХХ район, пос. ХХХ, дом Х, кв.Х отсутствуют.
Аналогичные сведения содержатся в ответе на судебный запрос Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Как следует из сообщения отдела № 5 г. Калининград ФГУ «ХХХ» МО РФ от Х марта 201Х года жилое помещение, расположенное по адресу: Калининградская область, ХХХ район, пос. ХХХ, дом Х, кв. Х, относится к фонду Министерства обороны РФ.
Согласно приложению к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 13 января 2009 года № 5-р, все имущество, находящееся в военном городке пос. ХХХ, ранее было закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.
Администрация МО «ХХХ сельское поселение» указала, что военный городок № 2 п. ХХХ до настоящего времени Министерством обороны РФ не передан в муниципальную собственность. Жилое помещение по адресу: п. ХХХ, дом Х кв.Х в реестре муниципальной собственности МО «ХХХ сельское поселение» не значится.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение относится к фонду Министерства обороны РФ, является собственностью Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
В силу п. 1 Приказа Министерства обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ – ФГУ (ФГКУ) Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
В соответствии с положением ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Приказом министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года с 20 декабря 2010 года было реорганизовано ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.
Аналогичные сведения содержаться в представленной суду выписке из ЕГРЮЛ на данную организацию, согласно которой ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» МО РФ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ (ФГКУ) «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение закреплено за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».
Согласно сведениям Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ в соответствии с положением о Министерстве Обороны РФ, утвержденным Указом президента РФ от 16.08.2004 года №1082, постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных ему организаций в собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность. Министерству Обороны РФ и подведомственных ему организациям не представлены полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам в порядке приватизации.
Отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает истцов возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого иметь имущество в собственности.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем признания права.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер.
В соответствии со ст. ст. 101 и 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.
Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, с прохождением службы (ст. 93 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве служебных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве служебного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одно из исключений установлено Федеральным законом №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», согласно статье 15 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу данной статьи наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
После принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Судом установлено, что с 198Х года муж истицы ХХХ был постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении, истица Смирнова Е.Н. зарегистрирована в спорном жилом помещении постоянно с Х ноября 199Х года, Смирнов Д.О.- с Х ноября 199Х года.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги, копией лицевого счета, поквартирной карточкой.
ХХХ умер Х января 201Х года.
Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470–р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752–р военный городок пос. ХХХ, ХХХ района, Калининградской области исключен из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд.
Смирнова Е.Н. военнослужащей не являлась и не является, военную службу по контракту не проходила, что подтверждается трудовой книжкой истицы. С 201Х года по настоящее время наймодатель либо собственник жилого помещения требований об освобождении служебного жилья не предъявлял.
Договор найма служебного жилого помещения №Х от Х января 201Х года был заключен с истицей, которая не имела трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, не проходила службу, не была назначена на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо избрана на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления, что противоречит положениям ст. 93 ЖК РФ.
Допустимых и достаточных доказательств представления жилого помещения по адресу: пос. ХХХ, дом Х, кв. Х семье Смирновой Е.Н. в качестве служебного, стороной ответчика суду не представлено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела, тогда как в соответствии с положением ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
О том, что гражданское дело по иску Смирновой Е.Н. и Смирнова Д.О. находится в производстве Багратионовского районного суда, ответчикам стало известно в январе 201Х года.
Довод истцов Смирновой Е.Н. и Смирнова Д.О. о том, что они не использовали свое право на приватизацию жилого помещения, подтверждается следующими документами.
Так, согласно поквартирной карточке, в спорной квартире по адресу: Калининградская область, ХХХ район, пос. ХХХ, дом Х, кв. Х зарегистрированы с Х ноября 199Х года Смирнова Е.Н., с Х ноября 199Х года Смирнов Д.О.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о правах Смирновой Е.Н. и Смирнова Д.О. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Из представленного суду технического паспорта на жилое помещение по адресу пос. ХХХ, д.Х, кв. Х по состоянию на Х января 201Х года следует, что данная квартира имеет общую площадь Х кв.м. жилую площадь Х кв.м.
Учитывая, что истцы ранее в приватизации жилья не участвовали, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду (находится в собственности МО РФ), квартира не является служебной, не признана аварийной, не находится в закрытом военном городке, то есть не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд находит возможным удовлетворить заявленные истцами требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Смирновой Е.Н. и Смирновым Д. О. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Калининградская область, ХХХ район, п. ХХХ, дом Х, кв. Х, общей площадью Х кв.м. по 1/2 доле в праве собственности за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2013 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: Вольтер Г.В.
Секретарь: Конева В.И.
РЕШЕНИЕ ВСУТПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 17.05.2013 Г.
Судья: Вольтер Г.В.