Производство № 2-4117/2020
УИД 28RS0004-01-2020-003647-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Грозине С.А.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска – Акимовой Л.В., представителя ответчика администрации г. Благовещенска – Вивдич Е.Н., по доверенности, представителя третьего лица МУ «БГАЖЦ» – Штыковой С.Е., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска в интересах Плехановой Г. Н., в лице законного представителя Плехановой Е. П., к администрации г. Благовещенска об оспаривании постановления об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения с дополнительной жилой площадью по договору социального найма во внеочередномпорядке, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска в интересах Плехановой Г.Н., в лице законного представителя Плехановой Е.П., обратился в Благовещенский городской суд к администрации г. Благовещенска, указав следующее.
Прокурорской проверкой, проведённой по обращению Плехановой Е.П. по вопросам нарушения жилищных прав заявителя и ее детей, а также ее матери Плехановой Г.Н., установлено, что постановлением администрации города Благовещенска от 27.02.2019 № 634 над недееспособной Плехановой Г. Н. установлена опека, опекуном назначена Плеханова Е. П., зарегистрированная и проживающая совместно с Плехановой Г.Н. по адресу: ***
Совместно с Плехановой Г.Н. в названном жилом помещении проживают и несовершеннолетние дети Плехановой Е.П.: Плеханова А. С., *** г.р., Плеханов А. С., *** г.р.
В соответствии со справкой ГБУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница» № 3753 от 06.11.2019, Плеханова Г.Н. страдает хроническим психическим заболеванием (расстройством) в форме ***, которое входит в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
02.12.2019 Плеханова Е.П. обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 4 человека во внеочередном порядке.
Постановлением администрации города Благовещенска от 28.12.2019 № 4533 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Плехановой Е.П. отказано; постановление вынесено на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам № 25 от 25.12.2019, которой принято решение об отказе в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, комиссией по жилищным вопросам администрации города Благовещенска заявление Плехановой Е.П., основанное на обстоятельствах необходимости принятия ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений именно с учетом подтвержденного медицинским заключением Плехановой Г.Н. имеющегося заболевания, при котором последняя имеет право на дополнительную жилую площадь, надлежащим образом не рассмотрено.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города Благовещенска 10.03.2020 мэру города Благовещенска внесено представление, которое рассмотрено, но нарушения не устранены, Плехановой Г.Н. нуждающейся не признана, дополнительная жилая площадь ей не предоставлена.
17.04.2020 в прокуратуру города Благовещенска поступило обращение Плехановой Е.П. с просьбой защитить ее права и права несовершеннолетних детей, а также обратиться в интересах Плехановой Г.Н. в суд.
Действия администрации города Благовещенска нарушают жилищные права недееспособной Плехановой Г.Н. на предоставление ей дополнительной, в связи с наличием тяжелого хронического заболевания, жилой площади; нахождение в одном жилом помещении Плехановой Г.Н. с несовершеннолетними детьми Плехановой А.С., *** г.р., и Плехановым А.С., *** г.р. нарушает их права на благоприятное пребывание в жилом помещении.
На основании изложенного, с учётом заявления об изменении предмета исковых требований, прокурор г. Благовещенска просит суд признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска Амурской области № 4533 от 28.12.2019 об отказе в принятии Плехановой Е. П. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма; признать за Плехановой Г. П. право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Плехановой Г. Н. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв. метров) по договору социального найма жилого помещения с дополнительной жилой площадью не более 15 кв.метров, в связи с наличием заболевания, входящего в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н, дающий инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь.
В суде помощник прокурора г. Благовещенска Акимова Л.В. на доводах и требованиях искового заявления настывала, пояснив, что лицо признано недееспособным, имеет опекуна. У нуждающегося лица имеется заболевание, ее настоящая жилая площадь не соответствует норме. Установлена стоимость находящегося в общей совместной собственности жилого помещения, которая составляет около 1000000 рублей. При проверке на момент внесения представления было установлено, что Плеханова Е.П. обращалась к ответчику с требованием в интересах Плехановой Г.Н.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н. возражала против удовлетворения иска, указав, что прокуратура предъявляет требования в интересах Плехановой Г.Н. Плеханова Е.П. не указала, что является опекуном. В собственности Плехановой Е.П. имеется жилая площадь, что само по себе является поводом для отказа в требованиях о принятии на учёт.
Представитель третьего лица МУ «БГАЖЦ» Штыкова С.Е. полагала необходимым в иске отказать, пояснила, что постановление № 4533 от 28.12.2019 г. об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении – это единственное постановление, которое принималось в отношении семьи Плехановых; является законным и обоснованным.
Представители третьих лиц: Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, МУ «БГАЖЦ», Министерства финансов РФ, в лице УФК по Амурской области, - в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представили. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании п.п. 1-4 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьисобственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом положения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ содержат основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с упомянутой ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
По справке МСЭ-2011 № 3668641 от 12.08.2013 года, Плеханова Г. Н., *** года рождения, является инвалидом первой группы, по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Также суд полагает установленными по делу обстоятельства того, что согласно протоколу заседания врачебной комиссии ВК, ПК ВК № 387/2 от 17.03.2020 года, выданной ГБУЗ АО «Городская поликлиника № 2», выписке из постановления ВК № 3753 от 06.11.2019 ГАУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница», Плеханова Г.Н. имеет заболевание диагноз ***; в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеющийся у пациента диагноз не входит в указанный перечень.
Между тем, названный диагноз *** входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н.
Также материалами дела подтверждается, что Плеханова Г.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ***, которое по выписке из ЕГРН от 26.06.2020 и договору № 30610 от 28.07.2000, принадлежит на праве общей совместной собственности Плехановой Е.П., Плехановой Г.Н., Плеханову А.П.
Как следует из содержания оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 28.12.2019 № 4533, именно Плехановой Е.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как представившей документы, которые не подтверждают, что размер дохода приходящегося на каждого члена семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже величины порогового значения, установленного органом местного самоуправления, а также как не представившей предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
При этом комиссией по жилищным вопросам администрации г. Благовещенска, как видно из протокола заседания № 25 от 25.12.2019, принято во внимание, что заявителем не подтверждены представленными документами обстоятельства малоимущности заявителя и членов её семьи, необходимые для их постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Так, пунктом 2 статьи 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся, в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно Закону Амурской области от 23.11.2012 № 119-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина производится органом местного самоуправления на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или о доходе одиноко проживающего гражданина, указанных в представляемых гражданином документах и документах, полученных в рамках межведомственного взаимодействия. При расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в состав семьи не включаются: совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода в расчетном периоде (за исключением граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не получающих стипендии; граждан, официально признанных безработными по законодательству Российской Федерации, а также граждан, осуществляющих уход за детьми до трех лет, за тремя и более детьми до 14 лет, детьми-инвалидами до 18 лет или родственниками - инвалидами I группы). Перечень видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, установлен приложением N 1 к настоящему Закону. Доходы, сведения о которых представлены заявителями, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1-4 ст. 3 Закона от 23.11.2012 № 119-ОЗ).
Также, ч. 1,2 ст. 4 Закона от 23.11.2012 № 119-ОЗ предусматривают, что при определении стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма учитывается стоимость имущества, включенного в перечень видов имущества, установленный приложением N 2 к настоящему Закону.
Стоимость жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, определяется органом местного самоуправления путем умножения средней рыночной стоимости квадратного метра жилья, установленной нормативным правовым актом органа местного самоуправления, на общую площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов семьи.
В силу ч. 1-2 ст. 6 Закона от 23.11.2012 № 119-ОЗ граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.
Величина порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и величина порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда.
Признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества гражданина с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества.
Решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления и иных документов, представленных гражданином и полученных в рамках межведомственного взаимодействия, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Комиссией по жилищным вопросам учтены сведения по справке о размере страховой пенсии по старости, выплате неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, ежемесячной денежной выплаты Плехановой Г.Н. за год, всего - 246529,76 руб., сведения по справке о выплаченных суммах ЕСВ на ЖКУ за период с 01.12.2018 по 30.11.2019, всего -3713,17рубля, сведения по справке ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о начислении пособий Плехановой Е.П., за период с 01.12.2018 по 30.11.2019, всего - 17041,44 руб., сведения об иных зачислениях по вкладу Плехановой Е.П., кроме пособий, выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, за 12 месяцев всего – 573423,15 руб.
Исчисленный и принятый во внимание комиссией по приведенным правилам Закона от 23.11.2012 № 119-ОЗ доход заявителя (без учета не представленных документов на Плеханову Г.Н., Плеханову А.С., Плеханова А.С.) за год составил – 840707 руб. 52 коп., что превышает величину порогового значения за год для заявителя и членов ее семьи в соответствии с действующим законодательством - 819900,00 рублей.
Суд приходит, что при расчёте дохода заявителя комиссия руководствовалась Перечнем видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (приложением N 1 к Закону Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 119-ОЗ), в силу пп. 1, 3, 5 пункта 1 которого прирасчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма учитываются следующие виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме: 1) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка; 3) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; 5) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Также комиссией принято во внимание, что по выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего на праве общей совместной собственности Плехановой Е.П., Плехановой Г.Н., Плеханову А.П., по состоянию на 12.12.2019 составила 1382918 руб. 99 коп. Поэтому стоимости имущества Плехановой Е.П., находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, превышает величину порогового значения стоимости имущества, установленной в размере ста тысяч рублей (пункт 2 решения Благовещенской городской Думы от 31.01.2013 № 53/01).
Этот вывод комиссии соответствует положениям Перечня видов имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (Приложение N 2 к Закону Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 119-ОЗ), пунктом 1 которого установлено, что в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма уполномоченным органом местного самоуправления учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, в т.ч. жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты, гаража, машиноместа, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
По мнению суда, оспариваемое постановление администрации г. Благовещенска от 28.12.2019 № 4533 принято с соблюдением обязательных требований закона, устанавливающих порядок признания Плехановой Е.П. и членов её семьи малоимущими, а также нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учётом тех обстоятельств, что такие обстоятельства заявителем подтверждены не были.
Не представлено в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих эти выводы комиссии по жилищным вопросам администрации г. Благовещенска, и при рассмотрении настоящего спора судом.
Доводы искового заявления о неправомерности принятия постановления администрации г. Благовещенска от 28.12.2019 № 4533 без учёта наличия у Плехановой Г.Н. заболевания с диагнозом *** суд полагает основанными на неправильном применении норм материального права.
Как указано выше диагноз *** входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н.
При этом, в силу пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, как указано выше, значимыми обстоятельствами для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является наличие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Также суд полагает установленными по делу обстоятельства того, что по протоколу заседания врачебной комиссии ВК, ПК ВК № 387/2 от 17.03.2020 года (ГБУЗ АО «Городская поликлиника № 2»), из выписки из постановления ВК № 3753 от 06.11.2019 ГАУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница», видно, что диагноз *** имеющегося у Плеханова Г.Н. заболевания не включён в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н.
Поэтому постановление администрации г. Благовещенска от 28.12.2019 № 4533 является законным и обоснованным, в удовлетворении требования о его признании незаконным следует отказать.
Требования прокурора г. Благовещенска о признании за Плехановой Г.Н. самостоятельного права на предоставление жилого помещения с дополнительной жилой площадью по договору социального найма во внеочередном порядке, возложении обязанности на ответчика предоставить такое жилое помещение, суд также полагает не подлежащими удовлетворению.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 3 части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 18 января 2007 года № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» усматривается, что социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет в органах местного самоуправления после 1 января 2005 года:
а) инвалидам I и II групп, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья; те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обязательным условием для реализации названных мер социальной защиты инвалидов применительно к их праву на обеспечение жильем является, по смыслу приведённых положений ЖК РФ, их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с соблюдением упомянутой процедуры признания инвалида малоимущим.
Стороной истца не подтверждено обращение когда-либо Плехановой Г.Н., а равно её законным представителем – опекуном Плехановой Е.П. в администрацию г. Благовещенска с заявлением о принятии Плехановой Г.Н. на такой учёт.
Как следует из ч. 3 ст. 54 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Поэтому удовлетворение судом требования при рассмотрении настоящего спора о признании за истцом права на предоставление ей жилого помещения, в т.ч. с дополнительной жилой площадью, по договору социального найма, во внеочередном порядке, будет свидетельствовать о неправомерном вторжении суда в компетенцию органа местного самоуправления, уполномоченного законом на рассмотрение соответствующего вопроса после принятия истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, после признания малоимущей.
Такое вторжении в компетенцию органа местного самоуправления противоречило бы положениям Конституции РФ, устанавливающим, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, а также могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств (части 2 и 3 статья 132 Конституции РФ).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16);для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Более того, принимая во внимание сведения об имущественном положении Плехановой Г.Н., в т.ч. о её доходах (справка о размере страховой пенсии по старости, выплате неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, ежемесячной денежной выплаты Плехановой Г.Н. за год, всего в сумме 246529,76 руб., справка о выплаченных суммах ЕСВ на ЖКУ за период с 01.12.2018 по 30.11.2019, в сумме 3713,17рубля), о принадлежащем ей и Плехановой Е.П., Плеханову А.П. на праве общей совместной собственности имуществе (***), подлежащем налогообложению, имеющем, согласно выписке из ЕГРН, кадастровую стоимость 1382918 руб. 99 коп., т.е. с учётом выпадающего на долю истца размера, в случае раздела, превышающего величину порогового значения стоимости имущества, установленной в размере ста тысяч рублей (пункт 2 решения Благовещенской городской Думы от 31.01.2013 № 53/01), суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств малоимущности истца Плехановой Г.Н.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные нормы права, а также то обстоятельство, что Плеханова Г.Н. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, не признана и не подлежит признанию малоимущей, суд приходит к выводу об отсутствии у неё права на получение жилого помещения.
Плеханова Г.Н. может быть обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением из муниципального жилищного фонда, только после признания малоимущей и принятия в качестве нуждающейся в жилом помещении на соответствующий учёт по установленному Жилищным кодексом РФ основанию.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, по которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При разрешении настоящего спора суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно данной правой позиции, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Что же касается части третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства, сама по себе она также не направлена на ограничение конституционных прав заявителя.
Из изложенного следует вывод о том, что полномочием органа местного самоуправления является предоставление жилых помещений именно малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора города Благовещенска о признании за Плехановой Г.Н. права на предоставление жилого помещения с дополнительной жилой площадью по договору социального найма во внеочередном порядке, возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить такое жилое помещение – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 4533 ░░ 28.12.2019 ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.01.2021 ░░░░