.
Дело № 2-230/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск
Пензенской области «19» ноября 2012 года
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре Синотовой Т.П.,
с участием прокурора Савёлова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в зале районного суда
гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Спасского района <адрес>, выразившееся в неразмещении на своем официальном сайте проектов нормативных правовых актов администрации, и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства администрацией Спасского района в сфере противодействия коррупции, выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга лиц. Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты. Согласно п.3 ст.3 того же закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с п.3 ч.1 ст.3, ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств. В соответствии с п.22 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации Спасского района, утвержденного постановлением № ДД.ММ.ГГГГ, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов администрации района. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесению в администрацию района, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней. Сайт администрации находится по адресу: www.spassk.pnzreg.ru. В ходе проверки установлено, что на указанном сайте проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не размещаются. В результате такого бездействия администрации района неопределенный круг лиц - институты гражданского общества и граждане - лишены возможности проведения такой экспертизы и дачи по ним своих заключений в установленном законом порядке. На основании ст.ст.45, 254 ГПК РФ просит суд признать незаконным бездействие администрации Спасского района и обязать размещать на своём официальном сайте проекты нормативных правовых актов.
В судебном заседании помощник прокурора Савёлов М.А. заявление поддержал по изложенным в нём основаниям. Дополнил, что на протяжении двух лет администрация Спасского района не размещает проекты своих нормативных правовых актов. После проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки проекты нормативных правовых актов также не размещаются. Поэтому просит суд заявление прокурора признать обоснованным и удовлетворить.
Представитель администрации Спасского района ФИО2 (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением прокурора согласен, суду объяснил, что администрация имеет свой официальный сайт, на котором до настоящего времени проекты нормативных правовых актов администрации не размещаются. Обязуются данные нарушения в ближайшее время устранить.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Правовую основу противодействия коррупции в соответствии со статьей 2 указанного Закона составляют, в том числе муниципальные правовые акты, а к числу принципов противодействия коррупции статьей 3 п.3 отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно ст.2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
Согласно пункту 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах в сети Интернет с целью обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
В соответствии с п.22 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации Спасского района, утвержденного постановлением администрации Спасского района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов администрации района. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации Спасского района в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесению в администрацию района, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней.
Официальный сайт администрации Спасского района находится по адресу: www.spassk.pnzreg.ru.
Судом установлено, что на официальном сайте администрации района проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не размещаются на протяжении двух лет, то есть с момента вступления в законную силу вышеуказанного Порядка (с ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени.
Исходя из изложенного, суд считает, что вышеуказанное бездействие администрации нарушают права неопределенного круга лиц, а именно институты гражданского общества и граждане в установленном законом порядке лишены возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации и дачи по ним заключений, что может способствовать коррупционным проявлениям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявление прокурора направлено на защиту и восстановление прав неопределенного круга лиц.
Доводы прокурора, изложенные в заявленном требовании, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
В связи с чем госпошлина с администрации взысканию не подлежит.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ www.spassk.pnzreg.ru ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ - ░/░ - ░.░.░░░░░░░░░░