Дело № 2-3053/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2015 года Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре
В составе: председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре – Данюковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова О. АнатО.ча к Муниципальному образованию городской округ «(адрес)» о признании постоянно проживающим и пострадавшим от наводнения, третьи лица Министерство финансов (адрес), Русакова О. В.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о признании постоянно проживающим и пострадавшим от наводнения, ссылаясь на следующие основания. В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, выхода из берегов реки Амур, на территории муниципального образования городской округ «(адрес)», а именно, дом по адресу (адрес), где проживает истец: Анисимов О. АнатО.ч, оказался затопленным. Вместе с тем, Анисимов О. АнатО.ч не был зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства, в связи с чем лишен возможности получить меру соц. поддержки за утраченный дом. Материальная помощь 10 тыс. из федерального бюджета и 10 тыс. из регионального бюджета им получены, а также 100 тыс. за утрату имущества первой необходимости. Нанимателем указанного дома являлась сожительница истца Русакова О. В.. В соответствии с п.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Установление юридического факта постоянного проживания истца по указанному адресу на период наводнений в августе - сентябре 2013 г. имеет юридическое значение и необходимо для получения мер социальной поддержки за утраченный дом. Заключением межведомственной комиссии от 08.11.2013г. (№) (адрес) жилого дома не пригодна для проживания и не подлежит восстановлению. Поскольку истец пострадал в связи с наводнением, которое, согласно ч.2 ст. 29 Федерального Конституционного закона от (дата) № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и 4.1. ст. 18 Федерального закона от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», относится к чрезвычайной ситуации, полагает, что имеет право на меру социальной поддержки за утраченный дом, как пострадавший от наводнения. Кроме того, данный факт могут подтвердить свидетели. Просит суд признать Анисимова О. АнатО.ча постоянно проживающим в жилом помещении по адресу: (адрес), в период наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 (адрес) Анисимова О. АнатО.ча пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» в августе-сентябре 2013 года.
В судебном заседании Анисимов О.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Суду пояснил, что он числится зарегистрированным в (адрес) по адресу: (адрес). Указанное жилище он и его мать занимали на основании договора социального найма. Однако дом сгорел. Примерно с 1991 года по 2009 год он проживал совместно с Русаковой О. В. по адресу ее проживания по (адрес) корпус 3 (адрес), в (адрес), как муж и жена. Затем проживал то у брата, то у сестры по разным адресам. На период наводнения он также проживал в совхозе «Хорпинский». Ему была выплачена материальная помощь, как лицу, пострадавшему в результате наводнения, как проживающему по адресу: (адрес). Какую конкретно он желает получить меру социальной поддержки, пояснить не смог, полагает, что так как он длительное время проживал с Русковой О.В., учитывая, что ей дали новое жилье, полагает, что ему также должны дать какое-нибудь жилье, поскольку у него другого жилья нет.
Представитель ответчика Администрации (адрес) о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке. Представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Русакова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что Анисимов О.А. зарегистрирован по месту жительства по (адрес), в (адрес). С 1991 года по 2009 год они проживали совместно по ее месту жительства и регистрации: (адрес) корпус 3 (адрес), в (адрес). Поскольку совместная жизнь не сложилась, Анисимов О.А. стал проживать, то у брата, то в гараже. На период наводнения он проживал где-то в совхозе «Хорпинский». У нее не проживал.
Представитель третьего лица Министерства финансов (адрес), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены в установленном законом порядке.
Свидетель Мельник В.А. суду пояснил, что проживает в совхозе «Хорпинский» (адрес). Ему известно, что Анисимов О.А. проживал по (адрес). ему также известно, что Анисимов О.А. и Русакова О.В. проживали совместно. В настоящее время они вместе не живут, до какого времени проживали вместе не может сказать. Знает, что некоторое время Анисимов О.А. проживал то у брата, то у сестры. Указать место проживания Анисимова О.А. на момент наводнения, не смог.
Свидетель Бормотов С.Ю. суду пояснил, ему знакомы О. и О. Анисимовы. Знает их как супругов, так как они длительное время жили вместе. Они жили по всему совхозу «Хорпинский», то по одному адресу, то по другому. На момент наводнения видел Анисимова О.А. по месту жительства брата последнего. Знает, что Анисимов О.А. также проживал со своей матерью по (адрес).
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения истца, третьего лица, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Анисимов О.А. зарегистрирован по адресу: (адрес), в (адрес).
В период с 1991 года по 2009 год Анисимов О.А. состоял в фактических брачных отношениях с Русаковой О.В., в указанный период они проживали по адресу: (адрес), в (адрес). После прекращения брачных отношений, Анисимов О.А. по указанному адресу не проживал.
Судом также установлено, что Анисимов О.А. получил материальную помощь в качестве пострадавшего, как лицо зарегистрированное и проживавшее по адресу: (адрес).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «л» части 1 статьи 11 Федерального закона РФ от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением (адрес) от (дата) № 569-рп «О введении чрезвычайной ситуации на территории (адрес)» с 12-00 часов (дата) на территории (адрес), в том числе в границах городского округа «(адрес)», введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Постановлением (адрес) от (дата) № 259-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками» установлено, что единовременная материальная помощь, а также компенсация за утрату имущества, указанные в пункте 1 настоящего постановления, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 указанного Постановления органам местного самоуправления муниципальных образований городских округов «(адрес)», «(адрес)», Амурского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов рекомендовано обеспечить выплату помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, в размерах, указанных в пункте 1 настоящего постановления; представлять в управление гражданской защиты населения (адрес) списки граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией, для оказания помощи.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии (№) от (дата) жилое помещение по (адрес), признано непригодным для проживания в результате паводкового наводнения.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от (дата) №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от (дата) (№) «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и (адрес)в, Амурской и Магаданской областей, (адрес)» в связи с крупномасштабным наводнением на территории (адрес), в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации, постановлено Правительству Российской Федерации до (дата) принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата) № 1592-р в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от (дата) (№) принято решение о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований в размере до 10,647 млрд. рублей, из них: (адрес) - до 3546540 тыс. рублей, в том числе: до 234040 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 337900 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 1664600 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества; до 850000 тыс. рублей - на проведение аварийно-спасательных работ; до 460000 тыс. рублей - на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан.
Постановлением (адрес) № 406-пр от (дата) «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории (адрес)» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевой бюджете на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории (адрес). Указанными Правилами установлено, что в список граждан для оказания финансовой помощи включаются граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, повреждённом на момент чрезвычайной ситуации.
В соответствии с постановлением (адрес) от (дата) № 282-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождающихся паводками» граждане, пострадавшие в связи с чрезвычайной ситуацией, имеют право на получение следующих выплат: 1) единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); 2) единовременной материальной помощи за счет средств поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от (дата) № 693, в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); 3) финансовой помощи в связи с утратой имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично, за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от (дата) № 693, в размере 100 тыс. (сто тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека.
Указанная единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домах в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением (адрес) от (дата) № 286-пр «О внесении изменений в постановлением (адрес) от (дата) № 282-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождающихся паводками» внесены изменения в распределение субсидий из краевого бюджета, предоставляемых местным бюджетам для оказания единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками в границах территорий муниципальных образований края, на которых введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением (адрес) от (дата) № 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории (адрес)", утвержденное постановлением (адрес) от (дата) № 282-пр.
Таким образом, для включения в списки граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией для оказания вышеуказанных выплат необходимо, чтобы гражданин имел гражданство Российской Федерации, постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства в населенном пункте, подвергшемся наводнению, пострадал в результате чрезвычайной ситуации, утратил полностью или частично имущество первой необходимости.
Согласно Закону РФ от (дата) (№) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноко престарелых, дом интернат для инвалидов, ветеранов и другие), в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. з. ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением (адрес) от (дата) № 569-рп «О введении чрезвычайной ситуации на территории (адрес)» с 12-00 часов (дата) на территории (адрес), в том числе в границах городского округа «(адрес)», введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от (дата) №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от (дата) (№) «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и (адрес)в, Амурской и Магаданской областей, (адрес)» в связи с крупномасштабным наводнением на территории (адрес), в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации, постановлено Правительству Российской Федерации до (дата) принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) «О федеральной целевой программе жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от (дата) №923) предоставление мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 (адрес) указанных мер будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов. Порядок предоставления указанных межбюджетных трансфертов приведен в приложении N 11.1.». Согласно п.6 указанного приложения, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Согласно п.1.2 Приложения 15, к Постановлению (адрес) от (дата) №205-пр «Об утверждении государственной целевой программы (адрес) «Развитие жилищного строительства в (адрес)» (с изменениями, внесенными на основании Постановления (адрес) от (дата) №347-пр) установлено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - 1.2. Право на получение мер поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российском Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, в том числе наниматели утраченных жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения (далее - наниматели утраченного жилого помещения краевого фонда), и (или) члены их семьи.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Анисимов О.А. нанимателем жилого помещения по (адрес) не являлся, членом семьи нанимателя также не являлся, на момент объявления чрезвычайной ситуации постоянно не проживал по указанному адресу. Доказательств проживания по указанному адресу суду не представлено. Кроме того, как пояснил истец, материальная помощь в связи с тем, что Анисимов О.А. является пострадавшим, была ему выплачена, как лицу зарегистрированному по (адрес).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для установления факта проживания Анисимова О.А. по адресу: (адрес) не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «(░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░ ░. ░., – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░.░.