.
Решение
именем Российской Федерации
Стрежевой Томской области 28 ноября 2013 года
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
Председательствующего судьи Родионовой Н.В.,
при секретаре Шкорлухановой А.Г.,
с участием
представителя истца от лица прокурора г. Стрежевой Томской области
помощника прокурора Семенюк Е.В.,
представителя Администрации городского округа Стрежевой Павловой Е.В.,
действующий на основании доверенности № 97 от 26.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Стрежевой Томской области в интересах З.А.А. к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил:
Прокурор г. Стрежевой Томской области обратился в интересах З.А.А. в суд с иском к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя требования следующим образом.
З.А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 06.03.2013 З.А.А. включён Администрацией городского округа Стрежевой Томской области в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
После окончания обучения З.А.А. до настоящего времени не является нанимателем жилого помещения по договору найма жилого помещения, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, не является собственником жилого помещения.
По сведениям, предоставленным Стрежевским межрайонным отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области, право собственности З.А.А. на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011№ 75 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 20 кв.м. для одного проживающего гражданина.
Прокурор г. Стрежевой Томской области, просит суд обязать Администрацию городского округа Стрежевой, предоставить З.А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 20 кв.м. общей площади за счет средств областного бюджета, не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истица от лица Прокурора г. Стрежевой Томской области помощник прокурора Семенюк Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание материальный истец З.А.А. извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Руководствуясь с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца.
Представитель ответчика Администрации городского округа Стрежевой Павлова Е.В. исковые требования прокурора г.Стрежевой Томской области в интересах З.А.А. к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения признала в полном объёме, о чем представила письменное заявление, приобщенное к делу и пояснила в судебном заседании. Признание иска принято судом
В судебное заседание третье лицо Администрация Томской области, извещенная о времени и месте судебного заседания, не судилась.
В письменном отзыве, указывает на отказ в иске по следующим основаниям.
П. 5 постановления Администрации Томской области № 562а от 29.12.2012 «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений» специализированные жилые помещения, предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, включенным в список муниципальных районов, городских округов, в порядке очерёдности исходя из времени включения в соответствующий список.
В материалах дела, отсутствует сведения, указывающие под каким номером в настоящее время З.А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получения жилого помещения на территории Томской области, а предоставление по решению суда внеочередного жилого помещения З.А.А., влечет нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списках на получение жилья, ранее З.А.А.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя, в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу положений Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции РФ), признаваемое международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ 38-П от 23 июня 1995 года, а также в соответствии с Международным Пактом «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 года, признающим право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, временное отсутствие гражданина не может служить основанием для лишения его права пользования жилым помещением.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Томкой области установлен Законом Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области".
В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 1-3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007г. 188-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее Закон ТО № 188-ОЗ) органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны:
осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом;
предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти Томской области документы и иную необходимую информацию, связанные с осуществлением ими государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти Томской области по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом;
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области";
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Согласно п. 3,6 Порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, утверждённого постановлением Администрации Томской области № 562а от 29.12.2012 предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченные органы поселений, городских округов), после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот.
Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011№ 75 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 20 кв.м. для одного проживающего гражданина.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы г. Стрежевой Томской области № 23 к от 14.04.2000 З.В.Н. назначена опекуном несовершеннолетнего З.А.А., поскольку родители несовершеннолетнего мать С.В.Б. не создает условий для нормального проживания ребёнка, злоупотребляет спиртными напитками, нигде не работает, местонахождение отца З.А.Ю. не установлено (л.д. 19).
Заочным решением Стрежевского городского суда Томской области от 13.05.2002 С.В.Б. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения передав ребёнка на воспитание З.В.Н.(л.д.20-21).
Решением Стрежевского городского суда Томской области от 01.11.2002 заявление Городского управления образования удовлетворено. З.А.Ю., 20.02.1971 года рождения признан безвестно отсутствующим (л.д.22-23).
По сведениям, предоставленным Стрежевским отделом Управления Росреестра по Томской области 26.02.2013 № 00/000/2013-2304 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости (л.д.24).
По сведениям, предоставленным ООО «СТЭС» от 18.02.2012 № 2973 З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по месту жительства по адресу: Томская область, г. Стрежевой, <адрес>. Совместно с ним зарегистрирована бабушка З.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10).
19.02.2013 З.А.А. обратился в Администрацию городского округа Стрежевой с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области (л.д. 12).
Согласно уведомлению Администрации городского округа Стрежевой от 07.03.2013 на заседании жилищной комиссии по жилищным вопросам 06.03.2013 рассмотрено заявление З.А.А. и принято решение включить в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 13).
Согласно договору обмена квартир от 24.10.1997, техническому паспорту на жилую квартиру приватизированного жилищного фонда от 25.08.1993 З.В.Н. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: Томская область, г. Стрежевой, <адрес> (л.д.14-18).
Постановлением администрации городского округа Стрежевой № 733ж от 07.03.2013 З.А.А. включён в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Среди граждан указанной категории номер очерёдности З.А.А. - №4.
В судебном заседании установлено, что права З.А.А. на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушены, а анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что иск прокурора в интересах З.А.А. подлежит удовлетворению.
По мнению суда, доводы третьего лица, приведенные в отзыве на иск, являются необоснованными и несостоятельными.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора города Стрежевой Томской области в интересах З.А.А. к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Стрежевой Томской области за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Томской области предоставить З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Стрежевой» в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 20 квадратных метров общей площадью, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Родионова Н.В.