Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1641/2021 ~ М-853/2021 от 12.03.2021

Дело № 2-1641/2021

70RS0004-01-2021-001204-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2021года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Черных И.А.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурораКировского района г. Томска Мартыновой О.Ю.,

материальных истцов Бородиной Л.А., Бородина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в защиту интересов Бородиной Любови Александровны, Бородина Анатолия Анатольевича, Кривоноговой Ольги Анатольевны, Бородиной Татьяны Анатольевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Кировского района г. Томска, действуя в защиту интересов Бородиной Любови Александровны, Бородина Анатолия Анатольевича, Кривоноговой Ольги Анатольевны, Бородиной Татьяны Анатольевны, обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в которомпросит обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить Бородиной Любови Александровны, Бородина Анатолия Анатольевича, Кривоноговой Ольги Анатольевны, Бородиной Татьяны Анатольевны не очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 28 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В обоснование требования указано, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по обращению граждан, проживающих по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности. Согласно справке ООО УК «Кировская» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: Бородина Л.А, Бородин А.А., Кривоногова О.А.. Бородина Т.А. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в п.6 постановления администрации <адрес> установлен срока для принятия мер к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях в указанном доме – не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени иное жилое помещение в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, истца не предоставлено.

Участвуя в судебном заседании, представитель процессуального истца помощник прокурора Кировского района г. Томска заявленное требование поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Материальные истцыБородина Л.А., Бородин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Материальные истцыКривоногова О.А., БородинаТ.А.в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще и своевременно.

Ответчик - Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения процессуального истца, материальных истцов, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес>, в <адрес>, является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Исполнительным комитетом Кировского района Совета Народных депутатов <адрес> Бородину А.А. выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, и заселен со составом семьи, состоящую из 4 человек.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО УК «Кировская», следует, что наниматель Бородин А.А. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нанимателем в указанном жилом помещении зарегистрированы: Бородина Л.А. (супруга) с ДД.ММ.ГГГГ, Кривоногова О.А. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Бородина Т.А. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 54 Жилищного кодекса РФ установлено право нанимателя в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

По смыслу приведенных положений закона непригодность жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан из такого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № 95 от 26.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска № 1157 от 31.03.2014, постановлением администрации г. Томска от 28.04.2014 № 333 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул.Герцена, д.15апризнан аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктами 6,7 постановления администрации г. Томска от 28.04.2014 № 333на администрацию района возлагалась обязанность совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска в срок не позднее 31.12.2016 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в вышеуказанном доме. После окончательного отселения жильцов дома принять меры к реконструкции дома.

В связи с недостаточным финансированием муниципальных программ и признанием вышеуказанного дома аварийным, мероприятия по расселению многоквартирного дома по ул.Герцена, д.15аг. Томске включены в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2024 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. В соответствии с программой планируемая дата окончательного расселения жилого дома по адресу: г. Томск, ул.Герцена, д.15а– 31.12.2022, что следует из письма администрации г. Томска от 24.02.2021 № 1245, направленного в адрес прокуратуры Кировского района г. Томска.

Однако данные обстоятельства не влияют на исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению истцам другого благоустроенного жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим реконструкции, которое должно быть предоставлено во внеочередном порядке вне зависимости от наступления срока расселения дома, поскольку вывод об опасности проживания в жилом доме по адресу г. Томск, ул.Герцена, д.15абыл сделан специалистами еще в 2012 году. Многоквартирный дом по указанному адресу был признан аварийным 31.03.2014 на основании отчета МУ «Проектно-сметное бюро» по состоянию на 2012 год, согласно которому в результате обследования выявлены деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных строительных конструкций жилого дома. Физический износ здания составляет 66 %. Основные несущие конструкции жилого дома (стены, перекрытия, фундамент) находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния всех основных несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно.

Иного жилого помещения у истцов в собственности не имеется, что подтверждается ответом Восточного Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом степени аварийности дома по ул.Герцена, д.15ав г. Томске, не проведение ответчиком с 2012 года его реконструкции, перенос сроков расселения жильцов дома с 2016 на 2022 год, свидетельствует о нарушении ответчиком прав и законных интересов истцов, что является недопустимым.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно экспликации к поэтажному плану жилого строения по адресу: <адрес>ажилое помещение , представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 28 кв.м.

При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое требование прокурора о предоставлении истцам во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат общей площадью не менее 28кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска в интересахБородиной Любови Александровны, Бородина Анатолия Анатольевича, Кривоноговой Ольги Анатольевны, Бородиной Татьяны Анатольевныудовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Бородиной Любови Александровне, Бородину Анатолию Анатольевичу, Кривоноговой Ольге Анатольевне, Бородиной Татьяне Анатольевневне очереди по договору социального найма, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.06.2021

Судья: Н.Ю. Лобанова

2-1641/2021 ~ М-853/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бородина Любовь Александрповна
Прокурор Кировского района г.Томска в интересах физических лиц
Бородина Татьяна Анатольевна
Кривоногова Ольга Анатольевна
Бородин Анатолий Анатольевич
Ответчики
Администрация Город Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Лобанова Н.Ю.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
12.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Подготовка дела (собеседование)
30.04.2021Подготовка дела (собеседование)
30.04.2021Производство по делу приостановлено
10.06.2021Производство по делу возобновлено
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Дело оформлено
07.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее