Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 года Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сутягиной К.Н.,
при секретаре Шараповой Т.Р.,
с участием помощника Серовского городского прокурора Долматовой Е.В., представителя ответчика по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Крапивкиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-86/2014 по иску
Серовского городского прокурора, действующего в интересах Шубиной Натальи Юрьевны, Шубина Виталия Станиславовича, Шубиной Яны Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах Шубиной Н.Ю., Шубина В.С., Шубиной Я.Е. обратился в суд с иском к Администрации МО «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Шубина Н.Ю. и члены её семьи признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что имеет на иждивении ребенка-инвалида. Сын Шубиной Н.Ю. – Шубин В.С. является инвалидом -детства по психическому заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Несмотря на наличие права на внеочередное предоставление жилого помещения, жилье Шубиной Н.Ю. и членам её семьи до настоящего времени не предоставлено, они проживают в общежитии на условиях договора найма жилого помещения маневренного фонда сроком до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Истец Шубина Н.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что администрация муниципального образования не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда данной категории граждан, денежных средств на обеспечение жильем инвалидов муниципальному образованию не выделяется. Для возложения на неё обязанности по обеспечению жильем инвалида необходимо наделение органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения.
Третье лицо Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> своего представителя в судебное не направил, отзыва по существу иска не представил.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из материалов дела следует, что Шубина Н.Ю. совместно с членами своей семьи Шубиным В.С. и Шубиной Я.Е. занимают комнаты № 15, 16 в общежитие по <адрес> на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено, что Шубин В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете у психиатра и страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", что подтверждается справкой ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 10» (л.д. 10).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ семья Шубиной Н.Ю. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещений.
Таким образом, поскольку Шубина Н.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ г., то при реализации права на получение жилого помещения в силу указанных выше норм, в том числе п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ она имеет право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления и обеспечение её семьи из трех человек, в том числе ребенка-инвалида, жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств. Доводы представителя ответчика о том, что истцы должны быть обеспечены жилым помещением за счет средств субъекта РФ, является несостоятельным и не может быть принят во внимание.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в статьях 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О (п. 2.1, п. 2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, о наличии обязанности у органа местного самоуправления по обеспечению истцов вне очереди жилой площадью на состав семьи три человека по установленным в Серовском городском округе нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Шубиной Натальи Юрьевны, Шубина Виталия Станиславовича, Шубиной Яны Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Серовский городской округ» предоставить Шубиной Наталье Юрьевне на состав семьи три человека (она и дети Шубин Виталий Станиславович, Шубина Яна Евгеньевна), по договору социального найма во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, общей площадью по установленным в Серовском городском округе нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Судья Серовского
районного суда К.Н.Сутягина